31.12.2021Количество просмотров: 3541
ФИЛОСОФ И КУЛЬТУРОЛОГ об истории праздника и его философском значении.
Мария Митрохина, философ и культуролог, преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук ЮФУ, рассказала об истории празднования Нового года в России и других странах и о философском смысле этого праздника.
Спикер отметила, что традицией начинать год с первого января мы обязаны Юлию Цезарю – известному древнеримскому правителю и полководцу. В 45 году до н.э. он установил эту дату в качестве отправной точки, и позже мы получили юлианский календарь, названный в его честь. В России этот календарь называют «старым стилем», страна жила по нему до Октябрьской революции.
Празднование Нового года тоже началось в Древнем Риме. Тогда первый день года ассоциировали с двуликим богом Янусом: один его лик смотрел в будущее, а другое – в прошлое. Интересно, что традиция украшать праздничную ель пришла к нам из кельтских и германских обрядов того далёкого периода. Однако, далеко не все народы празднуют наступление Нового года 1 января:
«Многие народы, у которых сильны традиции и культурная преемственность между поколениями с древних времён ассоциируют наступление нового года с завершением зимы и пробуждением природы. В день весеннего равноденствия, 21 марта, вступают в новый год Ирак, Пакистан, республики средней Азии. 22 марта присоединяется Индия. Интересно, что в Древней Руси Новый год отмечали в этот же день. Китайский новый год празднуется в феврале, но считается праздником весны», - рассказала Мария Митрохина.
Культуролог рассказала также об истории появления праздника в нашей стране. Пётр 1, будучи в дипломатической миссии в Западной Европе, вдохновился рождественскими и новогодними традициями германцев: особенно его впечатлили шумные фейерверки и праздничные деревья. Он утвердил в Российской Империи начало года по юлианскому календарю – 1 января, и в 1770 году состоялись публичные торжества на Красной площади, посвящённые празднованию Нового года. При Екатерине II вошли в обиход тематические балы и роскошные застолья. К XIX веку праздник приобрёл знакомые нам атрибуты: шампанское, украшенная ель и подарки. Но это было празднование преимущественно Рождества, и встретить его широко могли в основном дворяне. Однако многое изменилось после революции 1917 года:
«С приходом большевиков новогодние и тем более рождественские традиции были запрещены как буржуазные и «поповские» пережитки. Они же перевели страну на самый передовой григорианский календарь, на «новый стиль», побочным продуктом чего стал Старый Новый год. Лишь в 30-е годы Новый год был возвращён людям на официальном уровне и распрощался с какой-либо религиозной составляющей. Однако именно в советский период он стал национальным праздником: с Дедом Морозом, салатом оливье и торжественным обращением главы государства. Сейчас мы во многом повторяем традиции, рождённые в СССР», - отметила Мария Митрохина.
Мария Митрохина рассказала, откуда берёт истоки современная культура празднования Нового года в нашей стране. Во многом, наше празднование сейчас – копия западноевропейских рождественских традиций. В США их довели до коммерчески привлекательных и тиражируемых образов:
«Хрестоматийная фигура Санта-Клауса в красно-белом костюме была создана в ходе рекламной кампании Coca-Cola в 30-е годы XX века. Благодаря глобализации атрибуты Рождества – хвойное дерево в нарядном убранстве, обмен подарками, вечернее застолье в кругу семьи и рождественский дед – во внешней форме так или иначе распространились по всему миру. В нашей стране всё это смешалось с советскими традициями, а с 90-х – обзавелось звериным маскотом наступающего года по китайскому календарю», - объяснила эксперт.
Поэтому современная культура праздника светская, но имеет свои корни в религиозном базисе, который, в свою очередь, накладывается на языческие истоки.
Спикер рассказала о происхождении некоторых символов праздника и о их значении. Так, привычная нам новогодняя ель в Германии восходит к архетипическим образам всемирного древа, которое почиталось в языческие времена, и райского древа, фигурировавшего в процессе христианских мистерий – театральных постановок в Средние века. А Санта-Клаус – это Святой Николай или почитаемый в православии Николай-чудотворец, который помогал обездоленным, особенно детям. Считается, что традиция развешивать носочки для сладких подарков связана с историей из жизни Святого Николая – он тайно подбросил мешочек с деньгами нуждающемуся мужчине и попал в висящий возле окна чулок.
«Отечественный Дед Мороз впитал в себя черты и языческого, и христианского персонажа. От славянского фольклора ему досталось имя и способности управлять холодом, общаться с животными леса, от Николая Чудотворца – доброе отношение к детям и, собственно, привычка дарить хорошим ребятам подарки», - резюмирует Мария Митрохина.
Мария Митрохина с точки зрения философа рассказала о философии праздника и значении этой философии в нашей жизни.
По мнению эксперта, смысл праздника – в обновлении, в круговороте жизни, которая ассоциируется с весной, и смерти, соответственно – с зимой. Ещё в языческих культурах люди проводили обряды, с помощью которых провожали старое и готовились к новому. Во многих культурах отражена идея цикличности жизни, чаще всего её связывают с природными циклами. Китайский лунный календарь, например, охватывает 12-летний период, каждому году в котором отведено своё животное-покровитель. А для европейской традиции особенно волнительны круглые даты или рубежи веков:
«С ними ассоциируют кардинальные изменения в бытии человека или даже конец света. Такое отношение обусловлено так называемыми эсхатологическими мифами и концепциями, описывающими Апокалипсис, примером чего может быть Откровение Иоанна Богослова. Поэтому, в последнюю ночь старого года принято подводить итоги и вспоминать лучшие моменты, рефлексировать над собой и сделанным», - объяснила эксперт.
Спикер отметила, что для нашего сознания более удобны дискретные отрезки в принципе. Цикличная концепция времени существования общества и Космоса известна нам ещё с античности, с трудов Гераклита, Платона и Аристотеля, также она представлена в индийской философии. С распространением христианства пришло понимание истории как линейного и непрерывного процесса. Движение жизни осмыслялось как прогресс. Но, когда европейцы познакомились ближе с азиатскими представлениями о мире, идеи цикличности стали возвращаться в культуру. Так, появились идеи повторяемости и закономерности исторических этапов у Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и других. Эти циклы напоминали жизнь и её последовательные этапы – от детства до зрелости, смену поколений. Параллельно возникла и спиральная концепция, прочитать о ней можно, например, у Гегеля. Благодаря разнообразию взглядов на цикличность жизни и истории сейчас мы можем выбрать ту, которая наилучшим образом отразит наши взгляды на жизнь и мировой порядок.
Также эксперт рассказала, почему человек часто старается отложить какие-то изменения до понедельника или Нового года. По словам Марии Митрохиной, иногда это может быть вызвано прокрастинацией, которая сама по себе – не просто лень, а симптом того, что человек или внутренне не готов к изменениям, не осмыслил их как собственную потребность, или не имеет пока ресурсов. Может быть, сохранилась где-то в бессознательном вера в «особенную мистическую силу» начала недели или года, отсылающая нас всё к тем же языческим ритуалам очищения.
«Как утверждала наша знаменитая землячка С.Шпильрейн, без разрушения прежнего невозможно построение нового, да и сама динамика личности непредставима. А процесс слома привычной модели жизни может быть болезненным и требовать усилий, оттого и переносится на подальше или на «красивую» дату. Но экзистенциальный кризис ждать не умеет, поэтому, рано или поздно приходит осознание краткости жизни и ценности времени. Тогда приоритеты становятся на свои места», - резюмировала Мария Митрохина.
Экономист об изменениях в экономическом поведении россиян в период новогодних праздников
Елена Фурса, к.э.н., доцент кафедры экономической теории, рассказала об изменениях в экономическом поведении россиян в преддверии новогодних праздников и о том, какие закономерности в нём можно выявить.
Эксперт рассказала, что последняя декада декабря традиционно сопровождается новогодним ажиотажем. В качестве примера экономист проанализировала исследование потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2022», которое проводится компанией Deloitte уже 15 лет подряд в России. Согласно нему, почти половина населения (46%) планирует приобретать новогодние подарки во второй половине декабря, более поздние покупки могут быть связаны с периодом новогодних премий.
Обычно население приурочивает серьезные покупки к «красным датам календаря» и заранее планируют их финансирование. Кроме того, новогодние торжества - одни из самых любимых праздников, когда люди стараются собрать обильный стол и порадовать подарками близких и друзей.
«Закупки на праздничный стол увеличивают товарооборот торговых сетей на 20-50%. Бьют рекорды выручки в новогодние праздники торговые центры. Они специально привлекают как можно больше посетителей, устраивая распродажи, выставки и развлекательные мероприятия. Крупные торговые комплексы продлевают время работы и выводят на смену в два раза больше сотрудников, чтобы они успевали обслужить всех клиентов. Посещаемость торговых центров в новогоднее время вырастает примерно на четверть», - отметила Елена Фурса.
Спикер подчеркнула, что, согласно исследованию потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2022», средний новогодний бюджет в 2021 году составит 27500 руб. Структура новогоднего бюджета с прошлого года практически не изменится - почти половину (44%) средств потратят на подарки, чуть меньше (42%) - на еду и напитки, 14% - на развлечения. Исследование показало интересный факт - женщины чаще ходят в магазины и менее эффективно планируют свой бюджет. Среди мужчин намеченных трат придерживаются 41%, а среди женщин – лишь 35%.
Почти для половины россиян (43%) рост доходов остаётся главной причиной, которая позволяет потратить больше средств на новогодние праздники. 30% респондентов готовы увеличить траты во время рекламных акций и предложений розничных магазинов. Роль акций существенно возросла относительно прошлого года – на 8%. Ещё один интересный факт: 15% респондентов отметили, что потратят больше, потому что стараются радоваться жизни и не думать о нестабильности экономики.
«За праздничным лихорадочным шопингом следует естественный период затишья, перерыв, когда население неохотно делает новые покупки и не планирует серьёзные траты денег на ближайшее время. Спрос на рынке товаров и услуг после новогодних праздников может упасть как на 15%, так и в 2-3 раза», - рассказала Елена Фурса.
Эксперт рассказала также и о потерях экономики в период длительных новогодних выходных. Согласно расчетам экономистов и финансовых аналитиков Финансового университета при правительстве РФ в 2020 году, потери российской экономики во время длительных новогодних праздников составили больше 1 трлн. рублей — это 1,5% ВВП страны. Каждый день отдыха оценивается примерно в 150 млрд. рублей. Это связано с тем, что в новогодние праздники закрыто больше 50% организаций, а производства с непрерывным циклом работают в ограниченном режиме. Потери формируются в основном за счет простоя обрабатывающих производств, наиболее серьезные убытки несёт горнодобывающий сектор, а также предприятия тяжелой промышленности.
Однако, негативный макроэкономический эффект праздничного периода во многом компенсируется за счет роста потребительского спроса со стороны населения, что в дальнейшем может привести к ускорению объемов выпуска в постпраздничный период. Увеличение выручки демонстрируют все отрасли, которые связаны с отдыхом и развлечениями. На январских каникулах открыты кинотеатры, торговые центры, музеи, театры и другие развлекательные заведения. Длительные праздники создают стимул для развития розничного ритейла, который характеризуется ростом продаж до 20-50%. Кроме того, увеличиваются продажи туристических услуг, авиа- и ж/д перевозок, ресторанный бизнес также демонстрирует рост объемов выручки.
«Следует отметить, что длительные новогодние праздники помогают снизить уровень негативного восприятия населением современных экономических реалий. После отдыха у населения появляются новые силы для дальнейшей работы, что положительно сказывается на долгосрочных изменениях в экономике. Согласно исследованиям русского философа и культуролога М.М.Бахтина: «Празднество — это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или еще более вульгарная форма объяснения - из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе», - резюмировала Елена Фурса.
Также эксперт рассказала о российском рынке подарков, о том, как он формировался и что представляет собой сейчас. Так, рынок подарков в России начал формироваться в начале девяностых годов XX века, носил стихийный характер и представлял собой, в основном, импорт иностранных подарочных товаров.
В настоящий момент, российский рынок подарков сформировал уже целые сети специализированных магазинов, конкуренция между продавцами высокая, так как предложение товаров очень разнообразное. Одними из доминирующих тенденций рынка подарков в России выступают рост потребительского спроса во время новогодних праздников и повышение требований к качеству, а также дизайну подарочных изделий.
Интересно, что отмечается увеличение емкости подарочного рынка в стоимостном выражении. В последнее время развивается рынок необычных, персонифицированных подарков, изготавливаемых по заказу, в единичном экземпляре для отдельно взятого покупателя, прослеживается тренд на натуральные вещи, эксклюзивные и дорогие.
Согласно международному исследованию потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2022» компании Deloitte, в 2021 году 38% россиян готовы потратить на новогодние подарки до 5000 руб., 15% - от 5000 до 10000 руб., 37% - свыше 10000 руб., 10% не планируют дарить подарки.
Более половины (53%) россиян желают в подарок получить деньги, причем больше женщины (57%), чем мужчины (48%). На втором месте у мужчин – умные акссесуары, а у женщин – косметика и парфюмерия. Но вопреки этим желаниям, 36% россиян подарят косметику, 34% - конфеты, а деньги только 22%.
В 2021 году около половины всех подарков будет куплено в интернет-магазинах - 47% (38% в 2020 году). При этом увеличилась доля респондентов старше 55 лет, покупающих товары в интернет-магазине с доставкой на дом до 45% (в 2020 году – 28%).
Офлайн-магазины также не теряют своей актуальности, так как позволяют мгновенно приобретать товар, получать удовольствие от шопинга, предоставляют послепродажное обслуживание, возможность быстрого обмена/возврата товаров, защищенность персональной информации.
Посмотрите также: