11.06.2024Количество просмотров: 9573
Материал представляет:
Мария Ивакина
Доктор экономических наук
Южный Федеральный Университет
В июне 2025 года гражданской авиации Дона исполняется 100 лет. Для истории 100 лет – это крайне небольшой период. Но этот период на юге России вместил в себя несколько волн развития и угасания воздухоплавания и авиации региона, которые в конце концов, достигнув максимума в последней четверти 20-го века, в первой четверти 21 века, попали в смутное время и перестали быть донской авиацией по структуре и целям своего существования.
Хроника авиации на Дону – это перечень исторических событий в авиации Дона и России в их хронологической последовательности, в период 1925–2025 годов. Для воздухоплавания и авиации, как способа и средства передвижения по воздуху, как социально значимого явления, это фактически вся история, основные события, которые произошли в 20 и 21 веке.
Как средство передвижения по воздуху, воздухоплавание и авиация, помимо энергетических и физико-технических достижений, не мыслимы без участия особо подготовленной и образованной части социума.
Рассказывая историю авиации Дона, да и не только, невозможно обойтись без историй конкретных людей, энтузиастов, последователей, офицеров, летчиков, специалистов и просто людей, знающих и понимающих небо.
Как и любая сфера деятельности социума, воздухоплавание и авиация тесно связаны с историей страны и государства. И нагляднее всего это можно представить в виде линии времени – timeline.
Хронологическая инфографика
Хронологическая инфографика истории гражданской авиации на Дону – это сведённый в единый свод перечень основных событий, происходивших на нашей земле. Это графический и табличный способ отображения исторической информации и данных, целью которого является конкретная визуализация многослойной и многофакторной исторической информации, в частности, в области авиации.
На основе материалов информационной базы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000», периодизацию истории авиации Дона, можно представить в следующем виде:
История государства и история авиации теснейшим образом переплетены несмотря на то, что история авиации имеет свою специфику – становление и развитие авиации напрямую связаны с научно-техническим прогрессом. Хотя термины «воздухоплавание», «флот» и «авиация», разные по физический сущности, до середины тридцатых годов 20-го века в авиационной среде использовались наравне друг с другом. К 1932 году решением правительства, как и ранее, в 1912 году, гражданский воздушный флот стал частью государства.
Начиная с 1912 года, когда государство взяло под свое крыло воздухоплавание, которое к 1924 году стало уже авиацией, пройдя через горнила первой мировой и гражданской войн в стране.
Появление гражданской авиации было объективно предопределено. Окончание боевых действий в государстве, и на Дону, в частности, после некоторого спада шока в обществе от социального конфликта между всеми слоями, уже в 1923 году привели к возникновению первых ростков мирной жизни, и в 1925 году – к началу истории гражданской авиации на Дону.
Периодизация истории авиации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды, то есть периоды истории, в зависимости от используемых летальных аппаратов и группы людей, которые знали и умели эксплуатировать аэропланы и самолеты.
Для периодизации истории гражданской авиации на Дону были выбраны, следующие основания:
– динамика поступления и выбытия воздушных судов;
– динамика подготовки летного и технического состава;
– динамика структуры управления воздушным флотом и гражданской авиацией;
– динамика собственности на средства производства.
1912-1917 – Российский императорский военно-воздушный флот.
1917-1920 – Российский императорский военно-воздушный флот на Дону.
1920-1925 – закончилась история донской военной авиации императорской армии, началась история не донского гражданского воздушного флота.
1925-1963 – история гражданского воздушного флота (ГВФ) на Дону.
1963-2000 – Ростовский объединенный авиаотряд (1963–1993) и авиакомпания ДОНАВИА (1993–2000).
Ростовский Объединенный авиаотряд (РОАО) и авиакомпания ДОНАВИА самые крупные авиационные подразделения за все 100 лет истории авиации на Дону.
2000-2017 – не донская авиация, смутный и хаотичный период существования авиации.
2017-2025 – аэропорт Платов, авиакомпания Азимут – авиация других структур.
2025-2036 – будущее авиации Дона на 12 лет вперед, местные воздушные линии региона – новая надежда.
Хроника авиации Дона до 1925 года.
1912-1917 – Российский императорский военно-воздушный флот.
1912 август 12 – указом императора Николая II и приказом по военному ведомству № 397 в России был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Согласно Указу, все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации были сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, как Высшего органа оперативно-стратегического управления Русской Императорской Армии.
1914 июль – российский воздушный флот состоял из 39 авиаотрядов, которые суммарно насчитывали более 240 аэропланов в своем составе.
1914 июль 28 – начало первой мировой войны. Война, которую в России начинали одни слои общества, а заканчивали другие.
1915 январь – образованы Центральное Управление Военно-Воздушного Флота (ВВФ) и Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарм), во главе с Великим Князем Александром Михайловичем Романовым (Сандро).
Великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро), сын великого князя Михаила Николаевича, брат великого князя Николая Михайловича, муж великой княгини Ксении Александровны, отец княжны Ирины Александровны. Флигель-адъютант (1886), контр-адмирал свиты (1903), вице-адмирал и генерал-адъютант (1909), адмирал (1915). Специалист в области кораблестроения, археолог-любитель и коллекционер. Во время Первой мировой войны – командовал организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта (1914) и во всей действующей армии (1915), полевой генерал-инспектор авиации (1916-1917).
1916 – год создания истребительной авиации России. Первые авиационные истребительные отряды были созданы в Германии и в России. С самого начала войны все её участники использовали самолеты в основном для разведывательных целей, но очень скоро авиация утвердилась как ещё один род войск. Истребители появились почти через два года после начала Первой Мировой войны как средство сопровождения и прикрытия именно разведывательных самолетов, а также и как разведка и корректировка огня артиллерии. Перед истребительными отрядами, основной костяк которых составляли лучшие летчики разведывательных авиационных отрядов, теперь ставилась задача также сбивать и самолеты противника. Именно тогда и появилось понятие «летчик-ас» для летчиков, сбившим пять и более самолетов неприятеля. По некоторым данным в первую мировую войну русскими летчиками-истребителями было сбито 186 самолетов противника.
1917-1920 – Российский императорский военно-воздушный флот на Дону.
1917 февраль – в Российской империи насчитывалось 1039 самолётов.
1918 январь – из Киева в Москву, в центр скопления военных летчиков того времени, прибыл подполковник Баранов, который организовал несколько перелётов из Совдепии на Дон, одиночным порядком и целыми отрядами, верных долгу лётчиков.
1918 май – приходилось напрягать все силы, чтобы создать авиацию на Юге России путём тайного вывоза авиационного имущества с Украины. «Пока шла подготовительная работа по вывозу крупного имущества, подполковник Баранов вошёл в соглашение с артиллеристами, и в артиллерийских эшелонах периодически стало отправляться на Дон по вагону со всяким авиационным имуществом. Так было переправлено множество запасных частей, большое количество фотографических аппаратов, запасных частей к аэропланам, приборов и материалов» (орфография документа сохранена).
1918 июнь – Донская авиация Вооруженных сил Юга России насчитывала всего 5 аэропланов.
1918 июль – любая авиация, военная и гражданская, прежде всего начинается с появления самолетов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты, авиационные структуры и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось зарождение авиации и были заложены основы гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становились специалистами гражданской авиации.
1919 март – начали прибывать в Новороссийск английские аэропланы типа «Ариэйт» для авиации вооруженных сил Юга России. В конце апреля 1-й Донской самолѐтный отряд был послан в города Екатеринодар (с 1920 г. Краснодар) и Новороссийск для перевооружения на английские самолеты. Эти самолеты считались устаревшими, да и полетные качества аппарата были неудовлетворительны, требовали большой точности управления. Небольшая ошибка в управлении, вполне допустимая в других аппаратах, вела к гибели летчиков (впоследствии 8 военлетов Донской авиации сгорели на этих самолетах).
1919 август – Всевеликое Войско Донское, как одно из белогвардейских формирований вооруженных сил Юга России, имело в своем составе авиацию под командованием полковника Баранова В.Г., состоящую из 6 авиаотрядов, 45-50 самолетов, 25-30 летчиков.
1919 – закончилась История Императорского Военно-Воздушного Флота (1917–1919), когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности.
1919 июнь – третий главком авиации РСФСР Акашев Константин Васильевич (участник вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году) был выбран комиссаром Управления Военно-воздушного флота. В декабре 1917 назначен председателем Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, на которую были возложены основные функции по созданию и строительству воздушного флота республики, включая подготовку кадров и материально-техническое обеспечение.
1920 март 25 – закончилась история донской военной авиации императорской армии, приказом за № 125 от 25 марта 1920 года Донская авиация была расформирована. Остатки парка самолетов и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием генерал-лейтенанта Петра Николаевича Врангеля, генерала Генерального штаба – российского военного и государственного деятеля, который оставил записки для потомков – ценнейший документ не только для понимания целей и хода военных действий, но и истории России ХХ века.
Пётр Николаевич Врангель – русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей (1918-1920) Белого движения в годы Гражданской войны, Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше (1920), Георгиевский кавалер. (1915).
1920-1925 – авиация на Дону – Закавиа, Укрвоздухпуть, Добролет.
1920 июнь – в вооруженных Силах Советской России начало формирования из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.
1921 январь 17 – началом Гражданской авиации в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) можно считать принятый 17 января 1921 г. декрет "О воздушных передвижениях", подписанный Лениным В.И., в котором впервые устанавливались правила полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами. Положения декрета в последующих, 1932, 1935, 1961, 1983 годах легли в основу Воздушного кодекса СССР.
17 января 1921 г. был принятый декрет "О воздушных передвижениях", подписанный Лениным В.И.
Выписка из декрета:
Статья 1.
Всякие находящиеся на территории Республики аэродромы, площадки для спуска, ангары для воздушных судов и т.п. должны быть зарегистрированы в Главном Управлении Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота Республики. Названные сооружения должны иметь свидетельства, удостоверяющие их регистрацию.
Данный Декрет заложил основы документов, регламентирующих деятельность авиации. Изучение Декрета доказывает, что уже в то время у руля гражданской авиации стояли подготовленные и грамотные специалисты. С этого документа началась история гражданской авиации огромной страны.
Но СССР тогда еще не было, Союз был создан только 30 декабря 1922 года после объединения РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой, и этот день считается днем образования СССР.
1923 февраля 09 – официальная дата рождения гражданской авиации СССР, принято постановление Совета Труда и Обороны «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».
1923 март 8-17 – зарегистрировано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет», которое в 1932 году было реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме (СНК).
1924 май 25 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» организовало регулярные грузопассажирские авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР, в Одессу, с посадкой в Елисаветграде, и в Киев, с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году (1925) добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).
1924 – в Ростове-на-Дону, на территории, за линией Владикавказской железной дороги (в северном направлении между современными станциями Рабочий городок и Ростов Товарный), за дачным поселением, за современным проспектом Ленина, заложили первый аэродром в городе Ростов-на-Дону. С июля 1939 – это испытательный полигон завода "Роствертол".
Первое здание аэропорта Ростов-на-Дону.
1925 – начало истории гражданской авиации на Дону.
1925 июня 15 – официальная дата рождения гражданской авиации на Дону, выполнение первого пассажирского авиарейса из Ростова. Считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома, на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства, был выполнен первый прямой пассажирский рейс по маршруту Ростов – Харьков – Орел – Москва.
Именно с этой даты начались первые регулярные пассажирские авиаперевозки на Дону: созданы авиарейсы, опубликовано расписание, можно было купить авиабилеты и планировать поездки по стране. Рейсы начинались и заканчивались в Ростове. С тех пор прошло уже почти 100 лет, авиатранспорт уже перевозил до 100 миллионов человек год. Но гражданская авиация одна из немногих очень чувствительных отраслей, деятельность которой напрямую зависит от социального и экономического самочувствия общества и государства.
Самолет Дорнье. Это были небольшие самолёты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух лётчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение.
1925 – за первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. Цифра небольшая, но по тем временам это был серьёзный успех. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиамагистраль Москва – Ростов –Тифлис.
Становление гражданской авиации на Дону связано с деятельностью Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть», открывшей первые воздушные линии в Ростове-на-Дону.
В ходе исследования архивных документов Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть» была установлена достоверная дата образования гражданской авиации на Северном Кавказе, с центром в Ростове-на-Дону –15 июня 1925 года.
Карта первого авиамаршрута.
Авиамаршрут из Ростова-на-Дону в Москву пролегал через города Харьков и Орел. Необходимо помнить, что в то время, самолеты летали вдоль железнодорожных, шоссейных дорог и речных путей.
15 июня 1925 – 99 лет тому назад, началась долгая, сложная и удивительная история авиации Дона.
1925-1964 – история гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР на Дону.
1964-1993 – история гражданской авиации СССР на Дону.
Но об этом мы уже рассказали в других статьях по теме «100 лет гражданской авиации на Дону».
Послесловие
Вся гражданская авиации СССР выросла из военно-транспортных авиаподразделений военно-воздушных сил Народного комиссариата обороны СССР.
Фактически, история гражданской авиации – это социальная, политическая и экономическая история СССР и российского государства 20-го и 21-го века.
Конечно, в небольшой заметке, невозможно рассказать полностью историю гражданской авиации на Дону, историю сотен самолетов и несколько тысяч летчиков, инженеров, диспетчеров, поэтому мы остановились только на периодизации Хроники Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.
Тем самым мы хотели привлечь внимание нашего социума к теме исчезновения донской авиации в 21-м веке. И что ещё сохранилась возможность эту историю возобновить и описать, так как ещё живы не просто свидетели становления и развития гражданской авиации последней четверти 20-го века, а участники и организаторы самого высокого уровня развития гражданской авиации на Дону за последние 100 лет.
Статья составлена на основе материалов информационной базы для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Документы и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании.
Посмотрите также: