27.01.2025Количество просмотров: 133
Материал представляет:
Лариса Семенова
бортпроводник Ростовского ОАО (до 1993) и авиакомпании ДОНАВИА (до 2000).
Дипломированный специалист:
Северо-Кавказской академии госслужбы (2002)
Ростовского государственного университета (2007)
Южного федерального университета (2022).
ОТ ВОЕНЛЕТОВ ДО КОМАНДИРОВ
ПРОЛОГ
Даже появление понятия «гражданская авиация» не изменило наименование главного летчика на борту самолета во время организации и выполнения полетов – КОМАНДИР. Почти до 2000 года, более 75 лет, он был главным на борту воздушного судна. Командир экипажа из нескольких авиационных специалистов – пилотов, штурманов, механиков, радистов, членов кабинного экипажа (бортпроводников).
Только ХРОНИКА, как метод мало эмоционального представления материала, может кратко, конкретно и объективно рассказать о людях, самолетах, структурах, событиях и фактах истории гражданской авиации на Дону.
ХРОНИКА гражданской авиации на Дону, прежде всего, это история аэропланов и самолетов, факты и события, происходившие с летчиками, пилотами, техниками, инженерами, диспетчерами, от военных летчиков до командиров воздушных судов, авиационных специалистов и авиационных структур.
Сначала полеты в воздушной пространстве, по аналогии с плаванием по морям и океанам, называли воздухоплаванием, воздушные летательные аппараты – даже «воздухоплавательными снарядами». Только после первой четверти 20-го века устойчиво появились термины «самолет» и «авиация». И то, долго приживался в авиационной среде. Специалисты, управляющие воздушными аппаратами тоже прошли путь от военлетов (военных летчиков) до командиров воздушных судов. В России звание «военлет» – военный летчик, было почти как отдельное самостоятельное воинское звание, примерно приравненное званию капитана Российского военно-воздушного флота.
Сегодня мы расскажем о самой большой авиационной структуре гражданской авиации Дона и ее командирах за последние 100 лет: 1925–2025. Структуре, через которую прошли эксплуатацию сотни самолетов, и в которой были тысячи авиационных специалистов.
ХРОНИКА
1911 апрель 18 (или 05 апреля по старому стилю) – в газете «Новое Время», Санкт-Петербург, опубликовано сообщение военного ведомства об установлении законодательным порядком звания военного «летчика».
1911 апрель 18 (05) апреля. Издание «Газетные старости».
1911 апрель 18 (05) апреля. Издание «Газетные старости», сообщение об установлении воинского звания «военный летчик».
1911 октябрь 10 – один из организаторов и основателей Донской авиации, выпускник Донского кадетского корпуса, Николаевского инженерного училища, Баранов Вячеслав Григорьевич. Окончил Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине (Санкт-Петербург), с присвоением звания «военный летчик», первый начальник авиации Донской армии. В своей деятельности он руководствовался исключительно проведением в жизнь задач – формирования структур авиации Дона, доставку с Украины аэропланов, авиационного имущества, боеприпасов и дневниковых записей событий, происходящих в донской авиации.
Баранов Вячеслав Григорьевич
Родился 26 февраля 1988 года в г. Луганске Донецкого округа Войска Донского, по происхождению – дворянин.
1918 сентябрь – в Донской армии.
1918 декабрь 25 – полковник Донской армии.
1918 сентябрь 26 – командир Донского авиационного дивизиона.
1919 март 03 – начальник авиации Донской армии.
1920 апрель 30 – генерал-майор авиации.
1911 октябрь – в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2 ранга Вячеслав Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров Российского военно-воздушного флота получили официальное звание «военного летчика». По этому случаю император Николай II подарил школе часы, которые дожили до наших дней.
Император Николай II обходит строй офицеров-выпускников Севастопольской офицерской школы авиации. Севастопольская военная авиашкола первый выпуск. 26 октябрь 1911.
Вячеслав Никанорович Кедрин
Один из первых «военлетов», военных летчиков Российской империи, капитан 2 ранга, выпускник Севастопольской офицерской школы авиации. 1911.
1912 – именно события до 1912 года способствовали тому, что в государстве появились структуры, которым поручено управлять становлением и развитием воздухоплавания в Российской Империи.
ХРОНИКА 1964–1992
1963 январь – образован Ростовский ОАО Северо-Кавказского ТУ ГВФ в составе а/п Ростов-на-Дону, 77-го и 78-го ЛО.
1963 январь – образован Ростовский ОАО Северо-Кавказского ТУ ГВФ в составе:
77 Летный Отряд;
78 Летный Отряд;
Служба Бортпроводников;
АТБ (Авиационно-Техническая База); Служба Движения (аэронавигационное обслуживание);
База ЭРТОС (Эксплуатации Радио Технического Оборудования и Связи);
Наземные службы (аэропорт): Аэродромная служба (АС);
Служба Горюче Смазочных Материалов (СГСМ);
Служба Спецавтотранспорта (ССАТ) Служба перевозок (СП);
Служба электросветотехнического обеспечения полетов (Служба ЭСТОП) и др.
1963 – образован Партийный Комитет Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (Партком РОАО), с правами райкома партии, т.к. количество коммунистов в РОАО было около 1500 человек.
1963 март – ПЕРВЫЙ КОМАНДИР Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО), военный летчик, АНДРЕЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ, приступил к исполнению обязанностей. РОАО уже состоял из летных отрядов, Летно-эксплуатационных Ремонтных Мастерских (ЛЭРМ) и аэропорта Ростов-на-Дону.
Под руководством Андреева И.И. в РОАО был подготовлен технический состав для эксплуатации новой авиатехники, представленной многоместными самолетами Ан-10. Эксплуатация многоместных самолетов позволила увеличить авиаперевозки до 1 млн. пассажиров.
Андреев Иван Иванович
Первый командир Ростовского авиаотряда, т.к. в то время был Ростовский авиаотряд состоящий из Летных отрядов и ЛЭРМ. А с 1963 январь – командир Ростовского Объединенного Авиаотряда (РОАО) состоящего из Летных отрядов, ЛЭРМ и аэропорта Ростов на Дону, 1961 март – 1965 май 25. С 1965 май 26 – представитель Аэрофлота в Пекине, КНР.
1963 май – сохранилось редкое историческое фото коллектива пилотов 77 летного Ростовского объединенного отряда, сделанное в мае 1961 года на перроне аэропорта Ростов-на-Дону на фоне самолета Ан-10А 11211.
Личный состав 77 летного отряда Ростовского авиаотряда на фоне самолета Ан-10А бортовой номер 11211.
1963 август 08 – начало эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11344, заводской номер 401707, серийный номер 17-07, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд. Списан 1977 январь 14, Приказ МГА № 6 по отработке назначенного ресурса, завод-изготовитель – ВАСО, дата выпуска 1963 август 08, в эксплуатации 13 лет, 5 месяцев.
Самолет Ан-10А СССР-11344
Аэродром: Кривой Рог, УССР.
Дата фото: 15 апреля 2017 года
1963 ноябрь 01 – самолетомоторный парк Северо-Кавказского Территориального Управления ГВФ (с 15 сентября 1964 – Северо-Кавказское УГА) (воздушных судов) состоял из 223 транспортных воздушных судна и 365 воздушных судна сельскохозяйственной авиации.
1964 – введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск, Ростовская область – аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, в рабочем поселке Константиновск.
1964 июль 27 – указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР – важнейшее структурное изменение в гражданской авиации, ставшее основой управления отраслью до 1992 года. Был осуществлен юридический переход от гражданского воздушного флота к гражданской авиации.
1964 июль 27 – Гражданский воздушный флот (ГВФ СССР) стал Гражданской авиацией СССР, но, по-прежнему, являлся структурой военно-воздушных сил СССР, все министры гражданской авиации СССР были военными, генералами и маршалами.
1964 август – приступил к исполнению обязанностей первый министр гражданской авиации СССР (МГА СССР) Логинов Е.Ф., военный летчик, генерал-полковник, маршал авиации (1967).
Логинов Евгений Федорович
Во время войны – Командующий 2-м Гвардейским бомбардировочным авиационным корпусом дальней авиации, первый министр ГА СССР.
1964 сентябрь 15 – все территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства гражданской авиации СССР.
1964 сентябрь 30 – Указом Президиума Верховного Совета СССР N 3993-VI установлены почетные звания «Заслуженный пилот СССР» и «Заслуженный штурман СССР». Звания присваивались летному составу гражданской авиации СССР, имеющему квалификацию пилота или штурмана 1 класса, за особые заслуги. Этим же Указом утверждалось Положение о почетных званиях и нагрудных знаках «Заслуженный пилот СССР» и «Заслуженный штурман СССР».
Нагрудные знаки «Заслуженный пилот СССР» и «Заслуженный штурман СССР».
1964 ноябрь 16 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, завершение эксплуатации – 20 мая 1972 года, списан – 27.08.1973.
Самолет Ан-10 11181 в одном из аэропортов Крайнего Севера. Уже в компоновке 112 кресел.
1964 декабрь – коллектив Ростовского ОАО досрочно выполнил план производственных показателей шестого года семилетки (1959–1965).
1965 – началась реформа экономической политики Советского Союза. Данная реформа не посягала на директивную экономику, но расширяла самостоятельность предприятий, предоставляла им возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда. В рамках «хозрасчётного планирования» важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность предприятий, становилась их рентабельность, а множество ранее обязательных к исполнению предприятиями плановых показателей было отменено. Были упразднены территориальные совнархозы, созданные в ходе реформы 1957 года, и вновь учреждена система отраслевых министерств.
1966 июля 22 – приступил к исполнению обязанностей второй командир (руководитель) Ростовского Объединенного Авиаотряда Дединец Николай Федорович. Приказ о назначении, МГА № 425/л от 22 июля 1966, Приказ СКУГА №120/л от 26 июля 1966 (даты восстановлены по сведениям из трудовых книжек).
Дединец Николай Федорович
Второй командир Ростовского Объединенного Авиаотряда. В годы войны Дединец летал на ПО-2. Обслуживал штабы наземных войск и ставку Верховного командования, принимал участие в операции на Курской дуге и в боях на территории Полыни. Всего Николай Фёдорович совершил на своём «небесном тихоходе» 388 боевых вылетов и налетал 2600 часов, из них 200 часов ночью.
1966 сентябрь 27 – приказом МГА СССР от 27.09.1966 № 600 утверждено «Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР» (НПП ГА-66). Введен термин «управление воздушным движением» как совокупность действий диспетчеров службы движения по руководству полетами и обеспечению их безопасности. Документ утвержден взамен Инструкции по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденной приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369.
1966 декабрь 01 – введено в действие ННП ГА 66 – «Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР». Период действия: 01.12.1966 – 31.10.1971. Каждый работник службы движения давал обязательство о выполнении требований НПП ГА-66, подписывая соответствующий документ. Необходимость руководить полетами, а не обслуживать их, в тот период времени ни у кого не вызывала сомнений. Для руководства полетами и была создана служба движения в виде структурных подразделений гражданской авиации, персонал которых входил в состав как федерального органа исполнительной власти – МГА СССР, так и его подведомственных производственных организаций – авиаотрядов. Органы службы движения в системе гражданской авиации осуществляли управление воздушным движением в пределах выделенного для них воздушного пространства. Интересно название нормативного правового акта, содержащего общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение, – «наставление». Согласно толковым словарям русского языка это означает назидательное, нравоучительное указание.
1968 май 12 – Лебеденко Александр Леонтьевич, будущий командир Ростовского ОАО, назначен КВС (капитаном) самолета Ан-10А, Приказ СКУГА №30/Л от 12.05.68 (данные из трудовой книжки).
1971 октябрь 10 – приступил к исполнению обязанностей третий командир (руководитель) Ростовского ОАО Замятин Валентин Сергеевич. Начальник штаба Ростовского Объединенного Авиаотряда – Куликов Иван Михайлович (заслуженный военный летчик СССР, 1972, Указ Президиума ВС СССР №313 от 18.08.1972).
Замятин Валентин Сергеевич
Третий командир Ростовского ОАО с октября 1971 года. Фото 1976.
1971 ноября 17 – начало эксплуатации самолета Ан-12БК, СССР-11115, с 1993 RA-11115, заводской номер 01348003, серийный номер 80-03, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, Донавиа (RA-11115). Далее до 2012 марта эксплуатировался в разных авиакомпаниях, списан 2014 январь. Завод-изготовитель – ТАПОиЧ, дата выпуска в 1969 октябрь 23.
Самолет Ан-12Б в окраске ДОНАВИА RA-11115.
1972 мая 09 – в ознаменование подвигов, совершенных защитниками донского неба, на Новочеркасском шоссе (сегодня проспект Шолохова), в километре от аэропорта, на 20-метровом металлическом постаменте взметнулся ввысь краснозвездный истребитель.
Памятник Стелла летчикам. Новочеркасское шоссе, аэропорт Ростов-на-Дону. 1972.
1972 июнь 05 (понедельник) – первый международный рейс на самолете Ту-134 по маршрут Ростов-Киев-Попрад-Киев-Ростов (вылет за границу не из Ростова, аэропорт Ростов на Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда не являлся международным, «выходным»), перевозка смены строителей газопровода «Уренгой-Помары – Ужгород – Чехословакия», экипаж - КВС-инструктор (капитан) Кулик Анатолий Иванович на кресле второго пилота – Журавлёв Виктор Григорьевич, проверяющий командир РОАО Лебеденко Александр Леонтьевич, штурман Бердинских Василий Фёдорович, бортмеханик Мусоян Михаил Иванович и бортрадист Пустовойтенко Василий Арсентьевич.
1973 август 10 – 1984 апрель 17 – эксплуатация (02) самолета Ту-134 СССР-65631, заводской номер 9350902, серийный номер 09-02, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, в период 1969 август 14 по 1973 август 09 – самолет эксплуатировался в Центральном Управлении Международных Воздушных Сообщения (ЦУМВС) (Москва), Свидетельство Летной Годности – до 1984, списан 17 апреля 1984, Приказ МГА № 81 – по отработке назначенного ресурса, завод-изготовитель Харьковское Государственное Авиационное Производственное Предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1969, в эксплуатации с 14 августа 1969.
1974 – начало строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Ростов-на-Дону. Окончание 1977.
Самолет 65631 попал в кадр фильма «Песни у моря» (1970) и в кадр фильма «Судьба резидента» (1970). После списания стоял памятником в парке в городе Грозном, но потом его перебазировали на аэродром на какое-то время, т.к. был сильно поврежден в результате воздушного налета 24 ноября 1994 г.
1975 – ежедневно из южной столицы в Москву совершалось 23 рейса, их выполняли преимущественно на самолётах Ту-134, время в пути сократилось до 1 часа 40 минут.
1975 май 04 – принято Постановление Совмина СССР от 04.05.1975 N 363 (ред. от 30.01.1988) «Об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации».
1975 май 28 – принят Устав о дисциплине работников гражданской авиации, утвержден приказом Министра гражданской авиации СССР, Приложение № 1 к приказу министра гражданской авиации от 28 мая 1975 № 100.
Устав ГА – один из самых долго действующих нормативных документов гражданской авиации СССР, окончание действия данного документа – 04 декабря 2020 года. Устав о дисциплине работников Гражданской Авиации действовал на протяжении 45 лет, 7 месяцев и 24 дней.
1975 май 28 – приступил к исполнению обязанностей четвертый командир Ростовского ОАО Лебеденко Александр Леонтьевич. Начальник штаба РОАО Куликов Иван Михайлович (заслуженный военный летчик СССР, 1972, Указ Президиума ВС СССР №313 от 18.08.1972), первый заместитель командира РОАО Умитбаев Адель Савельевич.
Лебеденко Александр Леонтьевич
Заслуженный пилот СССР.
Четвертый командир Ростовского ОАО.
1980 март 28 – приступил к исполнению обязанностей пятый командир Ростовского ОАО Шматков Константин Петрович, первые заместители командира РОАО Карабанов Владимир Михайлович, Дужников Павел Дмитриевич.
Шматков Константин Петрович
Заслуженный пилот СССР.
Пятый командир Ростовского ОАО.
1987 январь 28 – приступил к исполнению обязанностей шестой командир Ростовского ОАО Першин Владимир Петрович, первый заместитель командира РОАО Дужников Павел Дмитриевич.
Першин Владимир Петрович
Заслуженный пилот СССР.
Шестой командир Ростовского ОАО.
1987 май – приступил к исполнению обязанностей седьмой командир Ростовского ОАО Заикин Владимир Алексеевич, первый заместитель командира РОАО Дужников Павел Дмитриевич.
Заикин Владимир Алексеевич
Седьмой командир Ростовского ОАО.
1993 февраль – приступил к исполнению обязанностей восьмой командир Ростовского ОАО Дужников Павел Дмитриевич, первый заместитель командира РОАО Крицкий Михаил Степанович.
Дужников Павел Дмитриевич
Восьмой командир Ростовского ОАО.
1993 октября 01 – началась история авиакомпании ДОНАВИА.
Заключение. 1963–1993
В разных структурах социума много говорится и пишется о свободе действий, о независимости принятия решений, о технологической и процедурной самостоятельности. Но самыми реальными и действительно независимыми по своей начальной сути, являются действия экипажа в конкретном полете.
Технологически вроде бы все прописано и обозначено, однако в реальном полете, только человек может профессионально оценить и выполнить действия по обеспечению безопасности полетов и достижению поставленной задачи. А «земля» может только наблюдать и подсказывать, и то не всегда, и не более.
Будучи три четверти 20-го века структурой, управляемой военными, гражданская авиация в СССР была построена по военным правилам и законам, для решения, в первую очередь, военных задач. И только в 21-м века она действительно стала, наконец, «гражданской».
За всю небольшую историю, всего 30 лет, такой авиационной структуры, как Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО) (1963-1993) и авиакомпании ДОНАВИА (1993-2000), при эксплуатации, при выполнении пассажирских рейсов, не было потеряно, ни одного самолета, ни одного человека, по вине летного, инженерно-технического состава авиапредприятия, при этом были выполнены и обслужены сотни тысяч рейсов и десятки миллионов пассажиров.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.
14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.
15. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 15. Период 1972–1976. Материал Ангелины Поляковой.
16. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на Дону. Глава 16. Период 1976–1980. Материал Татьяны Рыбки.
Посмотрите также: