2024 – Год Семьи в России. Как государственная семейная политика влияет на жизнь каждого из нас?

12.01.2024Количество просмотров: 505

2024 – Год Семьи в России. Как государственная семейная политика влияет на жизнь каждого из нас?

Ежегодно Президент России издаёт указ, в котором выбирает тему следующего года, чтобы привлечь к ней внимание общественности. 2023 год стал Годом педагога и наставника, а 2024 – Годом Семьи. Его цель – задать новый вектор в направлении защиты, поддержки и благополучия российских семей, опираясь на указы Президента, решения Правительства и инициативы парламента в этом направлении.

Именно поэтому важно задать импульс в правильном направлении, направить силы и ресурсы на те проблемы, на которые указывают учёные, изучающие семейные отношения.

Доктор социологических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Анна Верещагина отметила, что молодая семья является, с одной стороны, основой воспроизводства общества, а с другой – крайне хрупкой структурой, представляющей собой поле рисков ввиду множества адаптационных проблем: супружеских, экономических и социокультурных. 

«Поддержка молодой семьи важна для будущего российского общества и государства. Эффективного решения всё ещё ждёт вопрос высокой динамики разводов в России, большая часть из которых приходится именно на молодые семьи. Государственная поддержка – это одно из оснований, на которое опираются молодые люди, когда принимают решение создать семью, родить ребёнка. В принятии такого решения укрепляет понимание, что государство поможет «поднять» ребёнка – адекватно сложившейся экономической ситуации в стране и всем, кто в этом нуждается, а не отдельным категориям семей», – поделилась Анна Верещагина.

Отдельное внимание профессор уделила неполным семьям с детьми. По данным социологов, каждый третий ребёнок в России растёт в неполной семье. С мая 2022 года таким семьям оказывается поддержка в виде специальной социальной выплаты, которой не было ранее. По словам Анны Владимировны, стоит это направление и дальше развивать в рамках семейной политики, анализируя ситуацию неполных семей в плане условий проживания и уровня доходов, так как неполные семьи – основной источник детской бедности в стране. 

«Кроме того, важной частью семейной политики государства считаю формирование семейной культуры у молодёжи. Понимание того, что представляет собой мир семьи, как его строить, предотвращать и разрешать конфликты, не причиняя боль родным и близким, со всей ответственностью относиться к каждой семейной роли – мужа, жены, родителя – такое понимание может предотвратить многие негативные сценарии развития семейных отношений, сохранить семью и психическое здоровье детей. Формирование этой культуры должно происходить с самого детства. И в этот процесс должны быть вовлечены ключевые социальные институты – семья, образование, государство, СМИ», – подчеркнула Анна Верещагина.

На сегодняшний день государственная политика в сфере защиты семьи и сохранения традиционных ценностей в России носит преимущественно монетарный характер, связанный с экономической поддержкой материнства и детства. Действует всем известный механизм под названием «материнский капитал», вводятся новые льготы и формы поддержки малоимущих семей. 

«Но власти России хотят видеть в институте семьи не просто инструмент улучшения демографической ситуации в стране – за семьёй хотят закрепить статус основного агента формирования духовно-нравственного облика молодёжи, чтобы решить задачу сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. И этот вопрос уже не решить путём только финансовых механизмов: надо знать и понимать суть и причину происходящих изменений на уровне ценностных ориентаций общества. Инструментом выстраивания грамотной и эффективной семейной политики может быть только мнение экспертов, основанное на социологических замерах отношения россиян к семье как ценности», – рассказала Анна Верещагина.

Она добавила, что семья в России многолика. Играет роль и региональный фактор, и этнокультурный, и поселенческий. В ряде традиционных регионов страны, в частности на Северном Кавказе, ещё очень сильны традиции многопоколенных семей, соблюдения свадебных обрядов и ритуалов.  В этой связи и семейная политика российского государства, не ориентированная на региональную специфику развития семейно-брачных отношений, имеет различный эффект. Вероятно, следует усилить региональную составляющую разработки и реализации семейной политики с опорой на реалии, складывающиеся в семейной сфере каждого субъекта РФ. И без научных исследований и социологической экспертизы, в частности, здесь не обойтись.

Семья как социальный институт

Чем живёт молодежь? Какие жизненные цели и планы выступают для неё приоритетными в условиях современных реалий? Какое место в этих жизненных планах отводится семье, детям? Профессор Верещагина уверена, молодёжь не ориентирована на решение острых социально-демографических проблем государства и исходит из собственных жизненных обстоятельств.  В принятии семейных решений – вступить в брак, родить ребёнка, сохранить или разорвать брачные узы – никто не ориентируется на всеобщее благо, на экономику или демографию страны, а только на собственные планы, приоритеты и потребности. 

«Решение острых общественных проблем должно пересекаться с жизненными проблемами и потребностями молодёжи. Тогда возможен положительный эффект. К примеру, для многих молодых семей решение жилищного вопроса автоматически может стать решением и репродуктивного, что немаловажно для решения демографического вопроса в стране. Но молодежь не готова к реализации своих репродуктивных установок в условиях отсутствия собственного жилья, уверенности в завтрашнем дне, в стабильном доходе. Молодым людям нужны гарантии, уверенность в том, что с появлением в семье ребёнка они, молодые родители, смогут поднять этого ребенка самостоятельно. Такие гарантии формируются у многих только к 30-ти годам, а потому и возраст рождения первого ребенка в России, как и во многих странах современного мира, активно приближается к этой отметке – 30-ти годам», – объяснила Анна Верещагина. 

Семья как социальный институт всё меньше и меньше обслуживает интересы государства и общества. Если раньше человек без семьи в принципе не мог прожить, а остальное в его жизни было производным от семейного статуса, семейного состояния, то сегодня семья – одна из платформ, которую человек выбирает для себя или не выбирает на том или ином этапе жизненного пути. Происходит деинституционализация семьи. И здесь не столько важно понимание, хорошо это или плохо, сколько социальные последствия этого процесса. Одни специалисты в плане оценок этих изменений говорят о кризисе института семьи, прогнозируя ему смерть в недалеком будущем, а другие говорят об эволюции, совершенно естественной на фоне общей социокультурной динамики. 

«Государству в этом случае довольно непросто воздействовать на семью, регулировать семейную сферу жизнедеятельности общества с помощью государственной политики, но ресурс государственной регуляции всё равно остаётся. И это в первую очередь ресурс нормативно-правового регулирования семейно-брачных отношений. К примеру, вопрос алиментов – очень болезненный вопрос в России! «Злостные неплательщики» алиментов – российское явление, с которым много лет пытаются бороться, но по-прежнему проблема не решена», – поделилась Анна Верещагина.

Одна семья – один ребенок...

Поскольку институт семьи – социокультурный продукт, исторически вписанный в траекторию развития каждого народа, государства, его развитие подвергается влиянию не только внешних факторов, связанных с тенденциями мирового развития, но и внутренних, а потому одни и те же меры, программы, нормативно-правовые и иные решения могут иметь различный эффект в разное время и в разных странах.

Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять. 

«На уровне общества утвердилась модель малодетной семьи как осознанная, а не как вынужденная, и изменить эту модель обратно, трансформировать в многодетную намного сложнее, чем ограничить рождаемость, поскольку речь идёт об изменении ценности детности, и заставить женщину рожать много детей, если она сама на это не ориентирована, невозможно в современную эпоху. Совершая тот или иной поворот в демографической политике, каждое государство должно понимать, что на каком-то этапе наступит «точка невозврата». Думаю, что в Китае она уже наступила», – подчеркнула Анна Верещагина.

Профессор ЮФУ добавила, что и подавляющее большинство россиян не ориентированы на многодетность. 1-2 ребёнка – предел мечтаний и репродуктивных установок молодых людей. Много тех, кто вообще не планирует рождение детей, и эта сознательная установка на бездетность внушает особую тревогу. 

Семьеведение – предмет будущего
  
Помимо финансовых и нормативно-правовых механизмов поддержки семей существует социализационный, воспитательный механизм. Ценности семьи, как и все иные ценности, транслируются в массы, в молодёжную среду и закрепляются посредством социализационного влияния. Если мы хотим поднять статус и престиж профессии, например военного, то начинаем снимать фильмы о представителях этой профессии, показывать передачи о выдающихся людях, состоявшихся в этой профессии, поднимаем зарплату им, создаём новые учебные заведения, создаём условия для карьерного роста и материального благополучия. 

«Представим себе, что семья – это профессия, причём одна из самых сложных профессий и самых важных для человека, так как счастливый семейный человек несёт свет и радость окружающим как дома, так и на работе. Если отнестись к семье таким образом, сразу выстраивается целая логическая последовательность профессиональной подготовки – на уровне воспитания детей в детском саду, в школе, в вузе, подготовки соответствующих специалистов в образовательных учреждениях, популяризации семейного образа жизни в СМИ. Мы стремимся обучить детей иностранным языкам, информационным технологиям, а самого главного не делаем – мы не учим их тому, что такое семья, семейная ответственность, семейные роли, семейное счастье и как построить счастливую семью», – отметила Анна Верещагина.

Анна Владимировна не раз говорила на научных конференциях о необходимости введения в образовательную программу школ и вузов такого предмета, как «Семьеведение». С начала текущего учебного года семьеведение – один из разделов школьного предмета «Разговоры о важном». В Южном федеральном университете профессор Верещагина читает студентам курсы «Психология семьи и разрешение семейных конфликтов» и «Демография».

«Я начинаю с теоретической базы. Важно понимать, что семья – живой эволюционирующий организм, развивающийся по мере динамики общества, меняющий свои функции, формы, установки, а параллельно материал закрепляется в виде интерактивных занятий – деловых игр, дебатов, различного рода диспутов по актуальным проблемам жизнедеятельности семьи, особенно молодой, так как это студентам ближе. С детьми в школе, думаю, акцент надо делать на интерактивах – играть с ними в ролевые игры, чтобы они «примеряли» на себя семейные роли, обсуждать фильмы, мультфильмы о семье, семейных ценностях, традициях и историях, давать им проектные задания, в которых бы раскрывались идеи школьников относительно того, какой должна быть настоящая семья, как в ней должны разрешаться конфликты, какие отношения должны складываться между членами семьи и что значит семья для жизни человека», – рассказала Анна Верещагина.

Для того, чтобы знать, что говорить молодому поколению, на чем акцентировать внимание, пытаясь воздействовать на её сознание и поведение в плане семейных установок и перспектив, надо понимать, чем живёт современная молодёжь, каковы её жизненные цели и планы, какое место в них отводится семье, ни в коем случае не упрекая в том, что она иначе видит своё семейное будущее, а стремясь выяснить – что представляет семья как ценность для современной молодёжи и почему она (ценность) иная.  Апелляция к прошлому опыту, к традициям, прежде регулировавшим семейно-брачные отношения в обществе, возможна, но не как ориентир для подражания и чёткого следования этому опыту, а для формирования понимания того, что семья меняется, но остается базовым основанием жизнедеятельности каждого человека, каждого народа. 

Опираться на прошлое, но ориентироваться – на будущее

Время многодетной семьи как доминантной модели семьи ушло в прошлое. Во всяком случае, на данном историческом этапе в условиях современных реалий, а эти реалии характеризуются высокой динамикой рисков, неопределенности, нестабильности, небезопасности. В такую логику развития социальной реальности рождение детей не укладывается, так как дети – это проекция в будущее, а сегодня жизнь разворачивается в иной стратегии, по типу «здесь и сейчас». 

Семейные ценности в России называют традиционными в противовес западным ценностям, где значимость института семьи ставится под сомнение. Но традиционные семьи прошлого были патриархальными, а сейчас все стараются построить партнерский брак, где гендерные роли не так ярко разграничены: женщины работают, как и мужчины, а главные решение для семьи принимаются совместно. Традиционные семьи были многопоколенными: под одной крышей жили дети, родители, дедушки, бабушки и прадедушки, прабабушки, а сейчас большинство семей нуклеарные, и дедушки с бабушками не играют ключевую роль в воспитании внуков. Получается, тем, кто строит традиционную семью, сложно понять, на какие традиции опираться.

«Вопрос о традиционной семье – глубоко научный и не связанный с её восприятием как патриархальной. Современный мир перешёл к иному формату отношений между мужчинами и женщинами, к эгалитарной форме взаимодействия и в семье, и в других сферах общественной жизни. Этот парадигмальный поворот с различной степенью интенсивности реализуется в разных уголках современного мира и российского в том числе. Традиционная семья в каждом обществе в каждый исторический период имеет свой облик. Когда-то это, действительно, была семья патриархального типа, потому что ценности, модели поведения, отношения, укладывающиеся в формат патриархальных отношений, были нормой для большинства населения того или иного общества, государства. Когда в обществе распространяются и становятся нормой для большинства населения иные семейные ценности и отношения, происходит смена типа традиционной семьи. Иными словами, традиционная семья – та, которая воспринимается в качестве нормы в обществе, выступает образцом для создания и развития семейных отношений, а её ценности разделяются большинством. В современном российском обществе наблюдается переход к эгалитарной модели семьи как доминантной, разделяемой большинством населения. В такой семье отношения между супругами выстраиваются по принципу равноправия, взаимозаменяемости ролей и уважения прав каждого на жизненную самореализацию в границах семейной этики», – объяснила Анна Верещагина. 

Эгалитарная семья ещё получила название супружеской, партнёрской. Супруги – это партнёры, поддерживающие друг друга, уважающие потребности друг друга, ориентирующиеся на совместное принятие решений, касающихся жизни семьи и всех членов семейного союза. Семейные традиции – это теперь, по сути, история каждой отдельной семьи. Для кого-то это тесная связь с родственниками, совместные праздники, встречи, а для кого-то – индивидуальный микромир, в котором нет места расширенным семейным связям. 

«Создание семьи и траектория её развития – индивидуальный выбор каждой личности. Все мы родом из детства: если в детстве сформировалась ценность семейных отношений, в которых было тепло, была любовь, то это неминуемо скажется на жизни человека, и он будет рассуждать примерно так: «Семья – это самая большая ценность в жизни не потому, что так решили на государственном уровне, не потому что так было у наших предков, а потому что именно в моей жизни именно моя семья: мама, папа, братья, сестры, дети, племянники и т.д. – это самая большая ценность». И в какой бы форме человек ни решил создать семейный мир – в форме малодетной семьи или многодетной – он будет ценить этот мир. По большому счёту, важно не количество членов семьи, а качество семейных отношений», – подытожила Анна Верещагина.

В Южном федеральном университете в 2024 году планируются различные образовательные, просветительские и научно-практические мероприятия, посвященные Году Семьи в России. 


Текст: Центр общественных коммуникаций ЮФУ. Фото из архива семьи Козьминых.

Написать нам письмо




Новое на сайте