07.07.2022Количество просмотров: 2258
Премьер-министр России Михаил Мишустин на встрече с членами Совета палаты Совета Федерации рассказал об итогах административной реформы, благодаря которой удалось сократить около 30 000 государственных служащих.
Доцент ЮФУ Роман Пупыкин ещё в 2016 году выступил на международной научной конференции молодых учёных с докладом: «Рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики в Российской Федерации: идеалы и реальность». В своем докладе, который позже был опубликован в виде научной статьи, ученый говорит о необходимости сокращения численности госаппарата, но предостерегает: «Механически сокращая численность госслужащих можно столкнуться с тем, что госорганы и учреждения не будут справляться с наличным объемом работы, не будут успевать обрабатывать обращения физических и юридических лиц, координировать и реализовать программы и составлять планы».
Административную реформу 2021–2022 годов политолог не стал оценивать однозначно, однако подчеркнул, что тенденция борьбы с бюрократизацией, которую задаёт Правительство РФ под председательством Михаила Мишустина, даёт надежду на качественное решение данной проблемы.
«Если говорить сугубо о количественных показателях, цели реформы пока не достигнуты. В конце 2020 года было принято решение сократить штаты центральных аппаратов федеральных органов власти на 5%, территориальных органов – на 10%. Если подсчитать, то выходит, что по итогу сокращению подлежат около 150 тысяч служащих, но пока мы увидели только 30 тысяч, при общем количестве госслужащих 2 миллиона 327 тысяч.
Поскольку сократили в основном заместителей и их заместителей, сокращение можно назвать эффективным с точки зрения государственного управления. Оно освободило бюджет от дополнительных затрат на заработные платы, отпуска и пенсионные отчисления для 30 тысяч сотрудников, без которых система может вполне исправно функционировать», — рассказал Роман Пупыкин.
В Ростовской области на каждые 10 тысяч жителей приходится 147 госслужащих — это меньше, чем в среднем по стране — 159 госслужащих. Свою роль играет и размер субъекта, и плотность населения. Так, например, в Красноярском крае с населением 2,8 миллиона человек, трудятся 56 тысяч госслужащих, а в Ростовской области с населением 4,2 миллиона человек — 61 тысяча госслужащих. Причина примерно равного количества чиновников заключается в том, что площадь Красноярского края в разы больше площади Ростовской области.
Доцент ЮФУ отметил, что для проведения успешной антикоррупционной политики необходимо, помимо механического сокращения штата чиновников, регулировать функции госаппарата в сфере государственного контроля, лицензирования, сертифицирования различных сфер. Также необходимо следить за тем, чтобы требования в отношении качества выполнения услуг не были слишком завышенными.
«Можно сказать, что Россия движется в направлении снижения государственного контроля, но не очень быстро. Сокращение штата чиновников не решит данную проблему. Действительным решением проблемы могла бы стать такая модель законотворчества, когда его активными участниками становятся специалисты-практики. Возникает необходимость участия в процессе издания закона людям, непосредственно задействованным в той или иной сфере деятельности», — пояснил Роман Пупыкин.
Политолог выразил надежду, что таким законом, написанным в тесном сотрудничестве с практиками, станет законопроект о дебюрократизации работы школьных учителей. Затраты времени российского учителя на преподавание в среднем составляют 24 часа в неделю, а рабочее время, проведенное в школе, превышает 43 часа. Кроме того, российский учитель посвящает дополнительное время подготовке к урокам и административной работе. В итоге общее время на выполнение рабочих задач для учителей российских школ достигает 60 часов в неделю.
«Хорошо, что депутаты Госдумы, Правительство и Президент обращают внимание на данную проблему. В прошлом были попытки снизить административную нагрузку на учителей, но, к сожалению, они не были успешными. Можно надеяться, что выводы сделаны, и в этот раз мы увидим успешную реализацию законопроекта. Внушает доверие тот факт, что к разработке закона привлекаются учителя: с помощью опросов, заседаний и семинаров, посвященных дебюрократизации. Я считаю, что нужно еще больше вовлекать преподавателей в проекты Министерства просвещения РФ, брать на самые ответственные должности опытных педагогов, тогда мы можем надеяться на успешный результат», — подытожил Роман Пупыкин.
Центр общественных коммуникаций
Южного федерального университета.
Посмотрите также: