27.11.2022Количество просмотров: 3389
О визите столь значительной фигуры мог узнать каждый, входя в двери колледжа, ведь уже в холле чувствовалось волнение и неподдельный интерес как студентов, так и преподавателей. У входа в концертный зал останавливались все проходящие мимо, с любопытством заглядывая внутрь, забыв о лекциях, на которые торопились, и о стынущих булочках в буфете – всем непременно хотелось увидеть и, конечно же, услышать – кто же это так воодушевленно играет. Одним словом, если кто-то и пропустил известие о мастер-классе, уж в установленное время все были в зале – и, отнюдь, не только студенты эстрадно-джазового отделения.
Моё внимание также привлекли оживлённые звуки, возгласы и несмолкающие аплодисменты, доносящиеся из зала и, забыв о своих рабочих делах, я, поддавшись порыву, тут же вошла в концертный зал. Известный джазмен исполнил популярные стандарты вместе со студенческим оркестром колледжа под управлением Адама Терацуяна, показывая своё непревзойдённое мастерство в импровизациях. От его сольных эпизодов публика ликовала, все находились в эмоциональном возбуждении, и мурашки у всех присутствующих безостановочно бегали с головы до пят и обратно. Однако, начинающие музыканты не отставали и многие из них также показали себя в сольных импровизационных фрагментах очень достойно.
Концертная часть завершилась ярким произведением Цфасмана «Снежинки» в виртуозном исполнении Анастасии Таран (фортепиано) совместно с Андреем Бердниковым (бас-гитара), Игорем Бутманом (саксофон) и студенческим оркестром Ростовского колледжа искусств. Несмотря на столь пестрый состав, произведение дышало и жило на сцене, увлекая за собой слушателей.
После продолжительных аплодисментов многие слушатели стали расходиться, начался собственно мастер-класс. Игорь Бутман отметил, что наш оркестр находился в балансе, не перекрикивая друг друга в совместных эпизодах и уступая солистам, когда это необходимо. Каждый солист, в свою очередь, сыграл по-своему, многие брали одну идею, запоминающийся мотив и обыгрывали его, что несомненно приковывало внимание слушателей. Несмотря на то, что ребята пока еще получают среднее специальное образование, многие из них играли не как студенты на конкурсе, выучив свою программу безупречно на «пять с плюсом», они играли для зрителя со своим неподражаемым музыкальным шармом, определенно отдавая себе отчет в том, кому они играют, как и зачем.
Далее шла работа над обертонами, дыханием и другими сложностями, с которыми может столкнуться юный исполнитель. Маэстро поделился некоторыми приёмами импровизации, к которым сам нередко прибегает, например, игра мажоро-минора в рамках одной гармонии. Отметил также важную роль дисциплины сольфеджио в исполнительской жизни любого эстрадно-джазового музыканта, ведь, по его мнению, умение услышать ноту, прежде чем её озвучить, определяет качество звука.
Когда все желающие задали свои вопросы, обсудив все детали и нюансы исполнительского мастерства, Игорь Бутман высказал свою точку зрения – любой джазовый музыкант умеет здорово импровизировать, однако игра в ансамбле или оркестре дается ему намного сложнее и вряд ли среди наших студентов найдется хоть один, кто сможет исполнить свою партию без единой ошибки. Естественно подобное заявление было воспринято как вызов, и тогда Игорь Бутман предложил 1000 $ любому, кто сыграет свою партию безошибочно. Молчание…
И тут вызвался один из оркестрантов – Олег Образцов. Зал неистовствует, ведь спор заключен! Юный музыкант начинает свою партию, и, казалось, в этот момент все затаили дыхание, про себя болея за нашего студента. И вот, партия сыграна безошибочно, мы выиграли спор, все, находящиеся и в зале, и на сцене, ликуют, а Адам Мартынович комментирует – «У нас страшный оркестр, с ними лучше не спорить». Джазмен сдержал слово и тут же со сцены перевёл обещанную сумму.
Таким образом, он хотел показать всем присутствующим в зале – если есть возможность, нужно её использовать и ничего не бояться.
Описанный мастер-класс в рамках конкурса, проводимого с 18 по 21 ноября, был не единственным, помимо него можно было посетить классы: Андрея Марухина (Ростовский колледж искусств), Павла Овчинникова (солист Московского джазового оркестра И. Бутмана), Сергея Богданова (заведующий джазовым отделом Санкт-Петербургского музыкального училища им. М. П. Мусоргского), Александра Осейчука (профессор РАМ им. Гнесиных). Кроме этого, были проведены многочисленные творческие встречи, бесценный обмен опытом, где юные музыканты смогли раскрыть свои таланты, продемонстрировать мастерство импровизации, а также умение взаимодействовать в различных составах ансамблей. Действительно, во время мастер-класса на сцене царила дружественная атмосфера обмена опытом от уже известного джазмена и народного артиста РФ к ребятам, которые только начинают свой путь.
Ярким финальным событием для участников и зрителей конкурса-фестиваля «Мир джаза» стал заключительный гала-концерт лауреатов с участием Игоря Бутмана, Фантине Притула, Олега Аккуратова, Эдуарда Зизака, Андрея Бердникова, Адама Терацуяна и Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана, который в этом году прошёл на сцене Ростовского Государственного Музыкального Театра.
Текст: Ирина Хидирова.
Фото: Евгений Пашин.
Посмотрите также: