18.03.2023Количество просмотров: 6039
Его исследования в области молекулярной термобарогеохимии позволили не только создать мощную научную школу и расширить фундаментальные представления о флюидных включениях в горных породах, но и решить целый ряд чисто практических вопросов, связанных с синтезом новых минералов, экстракцией редких и рассеянных элементов из труднообогатимых руд, извлечением угольного метана и обеспечением безопасных условий добычи полезных ископаемых.
ОСНОВАТЕЛИ ДИНАСТИИ
Вячеслав Николаевич родился в городе Каменске Ростовской области 10 января 1937 года в семье молодых школьных учителей, недавних выпускников Ростовского пединститута, – Николая Труфанова и Анны Петиной. Николай Иванович был сыном регента церковного хора, а Анна Григорьевна – дочерью кубанского казака, сапожных дел мастера.
Николай Иванович был из многодетной семьи – 12 братьев и сестёр, каждый из которых прожил очень разную, но весьма насыщенную жизнь. Среди них были и священнослужители, и знаменитые театралы, и кинорежиссёры. Родственники Анны Григорьевны также внесли заметный вклад в развитие и процветание Краснодарского края. После рождения сына молодая чета Труфановых переехала в город Тихорецк, а в 1942 году эвакуировалась в станицу Родниковскую, на родину Анны Григорьевны.
«В это время родился мой брат Сергей, и мы вместе со старшей сестрой мамы – Полиной Григорьевной – женщиной невероятной силы воли и выдержки, 300 километров ехали до Родниковской на телеге, запряжённой осликом. В станице нашу семью приютила и спасла от голода тётя Матрена – жена маминого брата Максима, разведчика, прошедшего всю войну, отмеченного множеством боевых наград и в последствии благополучно вернувшегося домой», – вспоминает Вячеслав Труфанов.
В Родниковской Вячеслав окончил среднюю школу №4, где его отец работал директором и преподавателем биологии, а мама вела курс общей химии. Именно они, благодаря своим неординарным педагогическим способностям, сумели привить Вячеславу интерес и искреннюю любовь к естественным наукам. Поэтому, когда после окончания школы возник вопрос о выборе будущей профессии, Вячеслав однозначно решил поступать на геолого-географический факультет Ростовского государственного университета, поскольку уже точно знал, что хочет заниматься науками о Земле. Его пристрастием стала термобарогеохимия – наука, изучающая флюидные включения в минералах. В пятидесятых годах она только зарождалась и здесь таилось огромное количество принципиально новых, неведомых открытий.
«Я очень горжусь своей семьёй. Всем своим родственникам я благодарен за то, чему они меня научили. Кстати, от родителей я получил в наследство не только свои научные интересы, но и любовь к музыке», – поделился Вячеслав Труфанов.
РГУ – ВИА «Рубин», ГОРЫ. УЧЁБА
Мы уже упоминали, что Иван Максимович Труфанов, отец Николая Ивановича, был тесно связан с хоровым искусством. Поэтому, выйдя на пенсию, Николай Иванович не мог смириться с окончанием своей педагогической деятельности и с большим энтузиазмом занялся организацией и развитием кружка народных музыкальных инструментов при местном Дворце Культуры станицы Родниковская. Дело в том, что Николай Иванович играл практически на всех музыкальных инструментах, от гитары до скрипки! Однако внуки и даже правнук Станислав помнят его, прежде всего, с любимой мандолиной в руках, возглавляющим семейный ансамбль, состоящий из гитаристов, балалаечников и пианистов – детей и внуков.
Вячеслав Труфанов старался не отставать от своего отца, поэтому став первокурсником РГУ, он первым делом создаёт на геофаке вокально-инструментальный ансамбль «Рубин». Коллектив просуществует более 30 лет, будет выступать на телевидении и радио и в памяти многих поколений выпускников останется лицом факультета.
«В 1957 году к нам на репетицию зашёл невысокий человек с горящими глазами, похвалил наши песни и спросил, а знаем ли мы эту – сел за рояль и сыграл «Подмосковные вечера». Тогда она только была написана, и это был всесоюзный хит, конечно мы её знали, и подыграли нашему новому знакомому. Потом выяснилось, что это наш новый ректор», – рассказал Вячеслав Труфанов.
Так состоялось их знакомство с Юрием Андреевичем Ждановым, ставшее началом многолетней дружбы и плодотворного научного сотрудничества. Так уж повелось, что наука в Ростовском государственном университете, всегда была тесно связана с творчеством. Именно поэтому студенты, участвовавшие в художественной самодеятельности, как правило, столь же активно принимали участие в общественной жизни вуза и серьёзно занимались наукой, а в последствии становились заведующими лабораторий, кафедр, деканами факультетов, руководителями научных школ и направлений. Подобная судьба была уготована и Вячеславу Николаевичу, которому Юрий Жданов доверит организацию журнала «Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы» (существующего по сей день), создание научной лаборатории по синтезу новых минералов, руководство кафедрой месторождений полезных ископаемых и многое другое.
Но это будет потом. А пока, студент Вячеслав Труфанов с большим энтузиазмом постигает азы геологической науки, пытается разобраться в премудростях минералогии и кристаллографии, которую им преподает Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Орехов. Под руководством профессора Егорова Александра Ивановича изучает угольную петрографию, но особый интерес у Вячеслава возник к флюидным включениям в минералах, о которых он узнал от своего будущего научного руководителя – Заслуженного деятеля науки, профессора, заведующего кафедрой минералогии и петрографии – Игнатия Андриановича Шамрая.
После окончания геофака Вячеслав и несколько его одногруппников попали по распределению в геологическую экспедицию на Юге Казахстана, где занимались изучением месторождений пьезооптического минерального сырья. Погружение в реальную геологию, работа в поле и экспедиционная романтика окончательно убедили молодого специалиста, в том, что он верно выбрал профессию. После поступления в аспирантуру, на основе собранных материалов Вячеслав Николаевич блестяще защищает кандидатскую диссертацию. Затем более десяти лет покоряет горные вершины Кавказа, изучая ртутные, вольфрамовые, медные и полиметаллические месторождения. Всё это послужило фундаментом будущей докторской диссертации, посвящённой минералообразующим флюидам рудных месторождений Большого Кавказа. Следует отметить, что страсть к горам, как и к музыке, унаследуют все продолжатели династии.
ВЯЧЕСЛАВ ТРУФАНОВ – «ДИНОЗАВР ГЕОЛОГИИ»
«Земля всё время дышит, это живая и развивающаяся планета. Её дыханием являются потоки различных растворов и расплавов, идущих от ядра к поверхности – флюидов. Эти флюиды могут консервироваться внутри минералов, сохраняя информацию об исходных термодинамических параметрах. Их то мы и изучаем в наших лабораториях», – объяснил Вячеслав Николаевич.
Флюидные включения способны заполнять собой часть пространства любой кристаллической структуры. В последние десятилетия интерес учёных кафедры месторождений полезных ископаемых, которой с 1984 года руководил Вячеслав Труфанов, был сконцентрирован на угольных месторождениях, прежде всего на угольном метане. Обычно природный газ – метан – добывают из газоносных пород: песков и песчаников. Однако при этом практически не используется огромный газовый потенциал угольных пластов, и даже наоборот, вскрытие при подземной разработке насыщенного углеводородами угля может привести к серьёзным негативным последствиям.
Дело в том, что такой флюидизированный уголь находится в метастабильном состоянии из-за колоссальной внутренней энергии, сосредоточенной во флюидах за счёт давления в тысячи атмосфер. Когда же шахтная выработка с давлением в одну атмосферу, подходит к насыщенному газом угольному пласту, то может произойти неконтролируемое высвобождение этой энергии в виде выброса огромного количества угле-породной массы. Взрывная волна из газа и угольной пыли проносится по шахте, уничтожая всех и всё на своём пути.
На протяжении многих лет в рамках федеральных проектов «Уголь-метан» и «Уголь-выброс» Ростовская научная школа термобарогеохимии, созданная Вячеславом Николаевичем, занималась разработкой методик прогнозирования и выявления таких опасных зон. Параллельно решалась задача управляемой экстракции флюидов из угольного пласта. Ведь уголь просто так «отдавать» свой газ не спешил, нужно было найти способ специфического воздействия на него. Полигоном для апробации новой методики, разработанной учёными РГУ, стало Краснодонецкое угольное месторождение Ростовской области, где со временем были получены весьма впечатляющие результаты.
Следует отметить, что научная школа молекулярной термобарохимии Вячеслава Труфанова на много лет опередила своё время. Достаточно сказать, что под его руководством была разработана теория термобарогеохимических барьеров минерало- и рудообразования, созданы уникальные приборы – вакуумные декриптографы, установлено, что в одном кубическом миллиметре минерала может содержаться до нескольких миллиардов флюидных включений, что выбросы глубинных флюидов (а это, как мы помним, дыхание планеты) могут не только изменять свойства пород, но и оказывать влияние даже на климат планеты, а ещё – это практически неиссякаемый потенциальный источник энергии, которым ещё предстоит научиться пользоваться!
За многие десятилетия Вячеслав Николаевич воспитал целую плеяду своих учеников и последователей, продолжающих активно развивать идеи прикладной термобарогеохимии как у нас в стране, так и за рубежом.
Именно поэтому, поздравляя своего учителя с 85-летием, коллеги из Института наук о Земле Южного федерального университета почтительно называли Вячеслава Николаевича «динозавром геологии», подразумевая глубину и масштаб его вклада в эту науку, а также то, что многие современные геологические исследования на Юге России уходят корнями к его открытиям. К поздравлениям присоединилась и президент ЮФУ Марина Боровская.
«Каждому человеку важно понимать, что в этой жизни он стал частью чего-то большего, чем он сам. Вячеслав Николаевич сыграл огромную роль в истории одного из ведущих вузов России, он внёс неоценимый вклад в науку и подарил университету замечательную династию учёных. Я желаю, чтобы эта династия никогда не прерывалась», – пожелала Марина Боровская.
А Вячеслав Николаевич и на 87 году жизни не хочет и не намерен останавливаться в научном творчестве! Он генерирует плодотворные идеи, проектирует новые эксперименты, пишет и публикует статьи в соавторстве с действующими сотрудниками Института наук о Земле ЮФУ, и в первую очередь со своим сыном – Алексеем.
АЛЕКСЕЙ ТРУФАНОВ – ЛАБОРАТОРИЯ, ТАТАМИ И СЦЕНА
19 декабря 1962 года в семье Вячеслава Труфанова и его первой жены Зинаиды Положенцевой родился сын Алексей, который с самого раннего детства оказался погруженным в академическую среду: слушал разговоры гостей отца про горы и недра, про породы и флюиды.
«У нас дома всегда было много гостей, среди которых нередко оказывались и весьма известные люди. К примеру, Юрий Андреевич Жданов виртуозно музицировал и пел песни, опробируя моё детское фортепиано, что естественно не могло не оставить своеобразный отпечаток на моем мировоззрении.
Благодаря отцу-геологу дома была большая коллекция из всевозможных разноцветных камешков, которые я любил рассматривать и сочинять про них невероятные истории. Даже к набитым шишкам я прикладывал не лист подорожника, а здоровенный кусок горного хрусталя. Кстати, терапевтический эффект был отменный!» – вспоминает Алексей Труфанов.
Однако это вовсе не означало, что профессиональный путь Алексея был с рождения предопределён. Мальчик преуспевал по многим направлениям: в школе был активным пионером и комсомольцем, неоднократно избирался на руководящие должности, со временем мог пойти по партийной линии. Много внимания уделял своей физической подготовке. Всерьёз занимался баскетболом, единоборствами и пожарно-прикладным спортом. Собирался даже стать пожарным. Отец никогда не давил на Алексея с выбором профессии, но собственным примером, конечно, демонстрировал, как интересно быть учёным-геологом. К тому же нередко вывозил сына в лес, в горы, на речку, брал в туристические походы, на базы практик университета.
По-видимому, это и сыграло свою решающую роль. Отличная физподготовка, школа с золотой медалью и пятёрка на вступительном экзамене по физике сделали своё дело и Алексея зачислили на геофак РГУ в первую (по тем временам самую престижную) группу, где готовили геологов-поисковиков, съёмщиков и разведчиков недр.
Получив через пять лет диплом специалиста с отличием, Алексей Труфанов был направлен в НИЧ – Научно-исследовательскую часть РГУ – таким образом университет пытался оставлять себе наиболее талантливых и перспективных молодых специалистов, чтобы в дальнейшем они могли стать частью профессорско-преподавательского состава вуза. Началась новая жизнь, насыщенная различными научными экспериментами и тематическими экспедициями. За время работы и последующей учебы в аспирантуре РГУ Алексей исходил Центральный Кавказ вдоль и поперёк.
В аспирантуру Алексей поступил на кафедру общей и исторической геологии, и свою будущую кандидатскую диссертацию посвятил изучению докембрийских горных пород Большого Кавказа, над которой работал под научным руководством Валерия Закруткина, сына знаменитого писателя Виталия Закруткина.
«Валерий Витальевич, с присущей ему харизмой и искренней влюбленностью в науку, практически «заразил» меня идеей изучения первичной природы метаморфических комплексов Центрального Кавказа. К примеру, есть такая порода – гнейс. Он может получиться либо из гранита, либо из песчаника под воздействием высоких температур и давления. Причём внешне это будет одна и та же порода. Минеральный состав практически одинаков. Но песчаник – это осадочная порода, а гранит – изверженная. То есть их первичная природа разная, а отсюда и принципиально разный может быть в них набор полезных компонентов и искать их нужно разными способами», – рассказал Алексей Труфанов.
Тому, как же их всё-таки отличать, и была посвящена кандидатская диссертация Алексея Труфанова. Только между её написанием и защитой прошло почти десять лет.
«Дело в том, что после развала Советского Союза, многие научные направления лишились стабильной финансовой поддержки. На стипендию аспиранта особо не «разгуляешься». А жить как-то нужно. И тут возник «Его Величество Случай!»… Я часто говорю своим ученикам, что многое в этой жизни зависит от «Его Величества Случая». Только надо постоянно быть к нему готовым, поскольку ты никогда не знаешь, когда он произойдёт. А для этого необходимо осваивать как можно больше знаний, умений и навыков, и постоянно поддерживать их в «рабочем состоянии», – подчеркнул Алексей Труфанов.
Дело в том, что ещё в школе Алексею, – круглому отличнику, нередко приходилось защищать себя от хулиганов, однако бить людей он категорически не хотел, поэтому старался увести потенциальную драку в борьбу. Зачастую ему это удавалось, кроме одного случая, о котором Алексей не любит вспоминать, но который заставил его пересмотреть некоторые личные принципы и посвятить всю свою последующую жизнь освоению восточных боевых искусств. Следует отметить, что в конце 70-х годов попасть в такую секцию восточных единоборств было практически невозможно. Но Алексей Труфанов, преодолев все трудности, добился поставленной цели. Поступив же в университет, Алексею удалось сдать вступительный экзамен в секцию каратэ, которой руководил Павел Николаевич Ермаков – ныне академик РАН, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии АПП ЮФУ.
Приобретённые навыки позволили Алексею встретить «Его Величество Случай» во всеоружии. Ему предложили вести секцию восточных единоборств при Областном Дворце творчества детей и молодежи. И хотя связь с университетом не прерывалась, но с этого момента перед Алексеем открылась новая стезя – педагогическая.
Сегодня у Алексея Вячеславовича есть ещё два высших образования – педагогическое и физкультурное, Третий Дан по каратэ, Второй Дан по кобу-дзюцу (работа с традиционным окинавским оружием), и Первый Дан по иай-дзюцу (работа с самурайским мечом). Алексей Вячеславович – Отличник физической культуры и спорта, Педагог Высшей категории – до сих пор остается практикующим тренером, воспитавшим не один десяток именитых спортсменов.
От своего отца и деда Алексей унаследовал любовь к музыке. Он прекрасно играет на фортепиано, семиструнной гитаре и саксофоне, пишет стихи и песни, которые с удовольствием исполняет на различных культурных мероприятиях ЮФУ, и в свои 60 верен студенческим и семейным традициям, не покидая подмостки сцены и продолжая радовать своим мастерством друзей и близких.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Справедливости ради следует сказать, что даже в сложные для российской науки времена 90-х годов, Вячеславу Николаевичу Труфанову удалось не только сохранить при кафедре работоспособный коллектив учёных, но и продолжить воплощать в жизнь новые идеи. Грандиозные исследовательские проекты в области прикладных аспектов молекулярной термобарогеохимии требовали участия обоих геологов Труфановых — отца и сына.
В конце 1990-х, начале 2000-х учёные университета работали над созданием новых приборов и приспособлений, оформляли рацпредложения и оформляли патенты на свои изобретения, заключали договоры с действующими горнодобывающими предприятиями. Вячеслав и Алексей Труфановы не только находились в авангарде этого изобретательского бума, но и решали конкретные прикладные задачи.
Существенную поддержку в воплощении генерируемых идей оказал родной брат Вячеслава Николаевича – Сергей Труфанов, который ещё до армии окончил Ростовский радиотехнический техникум и сумел освоить все премудрости радиоэлектроники, а в последствии, окончив художественный факультет Кубанского государственного университета, продолжил работать в лаборатории НИИ ФОХ РГУ и стал основным дизайнером и практическим реализатором творческих разработок геологов-изобретателей.
«Так, например, перед нами руководством кирпичного завода № 2 была поставлена задача создать дистанционный влагомер, позволяющий «экспрессно» и с высокой точностью измерять влажность сыпучих материалов, используемых при производстве кирпича по обжиговой технологии. И мы с этой задачей успешно справились! Правда Судьба в дальнейшем распорядилась иначе и наш влагомер ЭВД-3л получил заслуженную оценку и признание не в строительной индустрии, а в мукомольной промышленности и на элеваторах…», – с улыбкой вспоминает Алексей Труфанов.
Ещё одним направлением исследований явилось моделирование сложных физико-химических процессов, происходящих в недрах нашей планеты. Здесь речь идёт о воссоздании специфических геологических условий, возникающих при образовании тектонических нарушений в земной коре и сопровождающихся мгновенными перепадами температуры и давления от высоких параметров к низким. Подобный процесс Труфановы называют «антивзрывом».
В классическом понимании взрыв – это резкое повышение давления и температуры, в то время как деструкция горных пород происходит в природе при совершенно противоположных условиях: когда минералы или горные породы испытывают резкий перепад термодинамических параметров из очень высоких значений в область очень низкого давления и низкой температуры. В лаборатории это удалось повторить с помощью специально созданных бароградиентных установок «Бар-1» и «Бар-1М», которые позволяют не только моделировать описанные геологические процессы, но и осуществлять синтез вещества, подобно тому, как это происходит в недрах Земли.
«Мы занимались с виду достаточно прикладными и практическими вещами, но при этом смогли вплотную подойти к весьма серьёзным, фундаментальным вопросам понимания глобальных геологических процессов», – поделился Алексей Труфанов.
Хотя практическое применение – это как раз то, за что готовы платить конкретные горнодобывающие и горно-перерабатывающие предприятия. И от этого, увы, никуда не деться. Поэтому работы в данном направлении продолжают развиваться с привлечением не только научных сотрудников, но и при активном участии студентов и аспирантов Института наук о Земле.
«Недавно мы с ребятами взяли образец из отходов углеперерабатывающего предприятия, расположенного на территории нашей области, поместили в установку, создали специфические условия, произвели антивзрыв и за долю секунды вырастили достаточно крупные, видимые невооруженным глазом, идеальные кристаллы рутила», – рассказал Алексей Труфанов.
Рутил – это диоксид титана, который широко используется в различных отраслях промышленности и его получение из проб, содержащих ничтожно малые его количества, говорит о возможности извлечения других редких и рассеянных элементов даже из отходов горнодобывающей промышленности. Но самое главное, считает Алексей Вячеславич, это то, что подобным образом осуществляется мгновенный трансфер знаний из науки в образование.
«Наши студенты имеют возможность получать информацию из первых уст, от учёных, только что вышедших из лаборатории. И порой то, о чем они еще вчера читали в учебниках, сегодня, прямо у них на глазах может вдруг стать неактуальным и, в то же время, обогатит их новыми знаниями. На мой взгляд именно таким и должно быть современное высшее образование», – подытожил Алексей Труфанов.
О том, что преподаватель высшей школы должен всегда находиться в гуще научных событий, о том, что высшее образование на две трети состоит из науки, и лишь на треть из обучения, говорил ещё ректор РГУ Юрий Андреевич Жданов, и семья Труфановых – это пример убежденных последователей данной философии, на которой прочно базируется Южный федеральный университет.
СТАНИСЛАВ ТРУФАНОВ – ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДИНАСТИИ
Однажды Алексей Труфанов, как активный участник факультетской художественной самодеятельности, ставил спектакль. Он долго не мог отобрать подходящую актрису на главную роль, и очень обрадовался, когда это наконец произошло. И долгий кастинг того стоил – Светлана Ануфриева стала в последствии его женой, а плодом их любви – сын Станислав.
Он родился 2 ноября 1988 года, когда молодая чета Труфановых жила в общежитии РГУ. По этому поводу Станислав Алексеевич шутит, что буквально родился в Южном федеральном университете. И, как и его отец, с детства влился в университетское сообщество.
«Главной фигурой, которая олицетворяла для меня науку, конечно, был дедушка. Даже в быту было видно, что перед тобой учёный-исследователь: рассудительный и рациональный, ко всему подходящий аналитически, но при этом творчески.
А отец стал моим первым и главным в жизни тренером и наставником – я занимался у него в секции единоборств, а потом и сам десять лет работал тренером. Кстати, вопреки стереотипам – мне зачастую было сложнее, чем остальным ученикам. К каждому экзамену на пояса, которые принимал отец, я готовился, будто это мой последний день в жизни! Однажды я даже не сдал с первого раза. Никаких поблажек – отец в этом плане строгий и справедливый. Пришлось пересдавать через год. И на соревнованиях я старался не попадать под его судейство, потому что он занижал мне баллы. Требования у него были высочайшие ко всём, особенно к своему сыну. Но сегодня я понимаю, что это правильно.
Я очень благодарен родителям, в том числе, за то, что они никогда не пытались расчистить мне путь, сделать что-то за меня, договориться. Они и так дали мне очень многое – в воспитании, в личном примере, в культурном коде. О карьерных витках родители и родственники узнавали всегда постфактум. Благодаря этой свободе делать свой выбор, жить свою жизнь, но при этом необходимости добиваться всего самому, я научился преодолевать любые внешние барьеры и самого себя внутренне», – подчеркивает Станислав Труфанов.
Способность преодолевать себя он во многом обрёл в ходе занятий боевыми искусствами. Помимо тренерства, Станислав на своём спортивном пути стал кандидатом в мастера спорта, мастером 1 Дана (чёрный пояс), 9-кратным чемпионом Юга России и многократным призёром областных соревнований по каратэ и рукопашному бою.
Хотя Станиславу и передалась семейная любовь к горам, походам и экспедициям, они в его жизни заняли место хобби, и на геофак он поступать не стал. Вместо этого младший Труфанов с отличием окончил Экономический факультет и развивал себя в сфере менеджмента и предпринимательства: и в рыночной практике, и в науке. Параллельно с обучением в аспирантуре Станислав Алексеевич несколько лет проработал в известной международной компании, подкрепляя свои знания об экономике практикой.
«Работа в компании позволила мне комплексно развиваться, научила понимать, какую ценность я способен приносить, в какой у людей есть потребность: мне удалось поработать аналитиком, старшим аналитиком, а затем я отвечал за все прогнозы и планы продаж по Югу России, вёл еженедельные собрания директоров (S&OP) и постоянно участвовал в проектах: внедрение ERP-системы, интеграция с новыми бизнесами. Самый запоминающийся проект – «Sochi 2014», участие в команде отдела продаж на Олимпиаде, где мы прошли всю цепочку от склада, логистики и мерчандайзинга до продаж и переговоров с иностранцами», – вспоминает Станислав.
Именно эта практикоориентированность в последствии сделала его кандидатскую диссертацию, посвященную развитию компетенций предприятий, такой интересной. Научным руководителем Станислава стал д.э.н., профессор Александр Александрович Сёмин. Станислав Алексеевич и сейчас публикует монографии и статьи в научных изданиях – можно сказать, поддерживает семейный индекс Хирша.
Став кандидатом экономических наук, он вместе с бизнес-партнером, выпускником мехмата ЮФУ, к.т.н. Адалятом Назировым создал свой стартап на стыке IT, спорта и социальной сферы – «Спортивное пространство» (mysportspace.ru), который действует и сегодня. В это же время Станислав стал «для души» преподавать на Факультете управления ЮФУ.
Но только преподавательская деятельность не давала Станиславу Труфанову раскрыть весь свой потенциал. Пройдя в качестве дополнительного образования через акселерационные программы «Южного IT-Парка» и ФРИИ, он сделал вывод, что Ростовской области не хватает тематических акселераторов – интенсивных курсов по развитию стартапов для учёных и предпринимателей с инновационными и технологичными бизнес-решениями. Мыслями о том, что такие интенсивы необходимы, Станислав поделился с областным министром экономического развития Максимом Папушенко во время встречи того с сотрудниками ЮФУ. Министр ответил коротко: «Так сделайте их».
Свидетельницей этого разговора стала руководитель Центра карьеры ЮФУ Ирина Солдатова, после чего они со Станиславом договорились запустить акселератор в команде. Именно она убедит ректорат вуза поддержать инициативу Станислава Труфанова. В 2018 году в Южном федеральном университете появился «Акселератор SBS (Sfedu Business Station)», больше половины выпускников которого в итоге запустили собственные, пусть ещё не технологические, но рыночно успешные бизнес-проекты.
Суть акселератора ёмко описывает его лозунг: «Твои идеи + наш опыт в экономике и предпринимательстве = твой прибыльный стартап с пользой для людей!». Команда Центра карьеры ЮФУ, частью которой стал Станислав Труфанов, запустила в 2019 году Точку кипения (лидером которой Станислав является по сей день) и множество других университетских проектов. Опыт организации трёх акселераторов за первый год он применил, уже работая в команде с «выжившими» (как выражается Станислав) на «Острове 10-22», в числе которых: Максим Бондарев, Павел Махно и Евгений Муханов, которые сегодня являются проректорами ЮФУ, и другие коллеги во главе с ректором Инной Шевченко. Участие в «Острове» стало серьёзным вызовом как для Станислава, так и для коллег. Одним из первых результатов той работы стал проектно-образовательный интенсив «SfeduNet» по модели «Университета НТИ 20.35», участниками которых за три года стали 1686 обучающихся.
«В свое время экспериментальные опытные мастерские позволяли сотрудникам университета воплощать в жизнь свои идеи, оформлять на них патенты, и видеть, что от научной деятельности бывает существенный экономический эффект. Это были первые предпосылки к тому, что ЮФУ станет по-настоящему предпринимательским университетом. Сейчас мы стали на путь университета исследовательского типа. На этом этапе технологическое предпринимательство и тесное партнерство с бизнес-сообществом является надежным подспорьем и стимулом Южного федерального университета», – подчеркнул Станислав Труфанов.
Защищать свою интеллектуальную собственность, и тем более монетизировать её, для учёных советской закалки было в новинку. Сегодня же без этого невозможно представить науку.
За годы работы Станислава Труфанова в качестве организатора, куратора и ментора бизнес-мероприятий Южный федеральный университет накопил большой опыт развития технологического предпринимательства. Теперь в университете работает также Центр трансфера технологий (ЦТТ), осуществляющий маркетинговое сопровождение опытно-конструкторских и технологических проектов для таких же изобретателей как старшие Труфановы. Станислав был одним из тех, кто проектировал ЦТТ, а затем возглавил в его структуре Проектный офис развития инновационных и предпринимательских компетенций.
В 2022 году ЮФУ многократно масштабировал этот опыт как победитель всех грантовых конкурсов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
В 2023 году студенты, аспиранты и сотрудники ЮФУ получили миллионные гранты на реализацию разработок в рамках развития своих технологических стартапов. Сделать из научного открытия презентабельный проект, интересный для бизнес-сообщества студентам помогает Проектный офис ЮФУ под руководством Станислава Алексеевича Труфанова.
Свой опыт и гипотезы в управлении, маркетинге и предпринимательстве Станислав постоянно апробирует на практике. Так, с 2022 года он стал начальником Управления маркетинговых инициатив и стратегических коммуникаций, где с командой продвигает образовательные программы университета.
Преподавательскую деятельность Станислав Алексеевич продолжает в качестве доцента на факультете бизнеса Капитаны ЮФУ, проводя при этом занятия также на факультете управления, НИИ ФОХ и АПП, в том числе, на английском языке.
«Я увидел, что практически во всех подразделениях университета есть инициативные люди, которые реализуют проектные мероприятия. Со временем я усвоил, что по-настоящему серьёзных результатов можно добиться, только работая вместе, в команде. Поэтому мы стараемся модернизировать все эти активности в единую логику системы развития предпринимательства и проектной деятельности, где есть понятная траектория пути студента. Это легко сказать, но мало кому в мире удавалось сделать. В том же Карнеги Меллоне и университетах Питтсбурга во время своего визита я не увидел идеально работающей системы, хотя там она складывалась десятилетиями. Да и условия у нас уникальные. Поэтому те задачи, которые мы решаем, строят интереснейший путь!», – подчёркивает Станислав Труфанов.
Кстати, супруга Станислава – Снежанна Андреевна Труфанова (Пивоварова) – трижды заканчивала ЮФУ с отличием, тоже занимается предпринимательством: собирает и реализует корпоративные и индивидуальные подарочные наборы, активно участвует в мероприятиях уже как эксперт.
«Мы стараемся брать лучшее от предпринимательского подхода – ставить на первое место создаваемую ценность для людей, осознавать её. Слышать тех, с кем и для кого ты работаешь. Затем передаём это студентам и сотрудникам. Но самое важное мы транслируем автоматически, даже неосознанно – это тот самый культурный код, который мы впитываем… нет, проживаем с самого рождения, в университетском сообществе», – рассказал Станислав Труфанов.
«Были времена, когда считалось неприличным родственникам работать в одной организации, а «семейственность» в науке, или в высшем образовании так и вообще приравнивалась к преступлению. Но разве можно искусственно бороться с атмосферой домашнего очага, с той интонацией, которой тебя хвалили или ругали, с тем ощущением по-настоящему близкого и родного, что дает нам семья?! Конечно, вы можете сказать, что так «гладко» бывает не везде. Есть и проблемные семьи! Но, как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно заметить, что, даже поступая вопреки, дети довольно часто, возможно и не совсем осознанно, могут повторять судьбу своих родителей. Детские впечатления – это стержень всей нашей жизни, а родитель – первый наставник. Так неужели нужно отказываться от тех знаний и навыков, которые он может тебе дать?! Когда же отец или мать способны заинтересовать детей делом всей своей жизни, то вырастают красивые династии: на производстве – рабочие, а в университете – научные. Такое генеалогическое древо – настоящее дерево жизни, имеющее мощные корни и способное многие десятилетия приносить замечательные плоды в виде новых идей, мыслей и свершений», – отметил Алексей Труфанов.
«Сегодня всё больше говорят о цифровых технологиях – это отличный инструмент развития науки и экономики, – но не стоит только этим ограничиваться, ведь настоящие открытия происходят в реальном мире, а не онлайн. Высокий творческий ум и стремление познать нечто таинственное и неведомое – вот что во все времена объединяло студентов и преподавателей высшей школы. И пусть эти качества всегда будут присущи тем, кто из поколения в поколение приходит получать истинные знания в Южный федеральный университет», – пожелал Вячеслав Труфанов.
Материал подготовлен Центром общественных коммуникаций
Южного федерального университета. Фото из архива семьи Труфановых и ЦОК ЮФУ.
Посмотрите также: