05.10.2023Количество просмотров: 640
Профессиональный праздник – День Учителя на Дону отмечают более 53 тысяч педагогов. Тёплые слова поздравлений звучат отовсюду... Официальные лица награждают лучших педагогов области и рассказывают о мерах поддержки...
Приведём отчёт, опубликованный ко Дню Учителя на сайте правительства Ростовской области:
"За последние пять лет объем расходов на образование в Ростовской области вырос в 2,5 раза и составил 67 млрд рублей. В этот период построены и введены в эксплуатацию 26 детских садов и семь школ. В регионе открыто свыше 1,6 тысячи новых образовательных площадок.
Реализуются меры социальной поддержки педагогам, работающим на селе, – компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Молодым специалистам предоставляются выплаты на приобретение или строительство жилья. Работает программа «Земский учитель». Запущен пилотный проект «Ипотека для вузовских выпускников-отличников под 1 процент годовых».
Значительно возросла материальная поддержка лучших педагогов. Ежегодно на выплату премий губернатора Ростовской области инициативным, талантливым педагогам направляется более 4,6 млн рублей.
Ежегодный областной конкурс «Учитель года Дона» выявляет десятки талантливых учителей, которые принимают участие во Всероссийском конкурсе. Наши земляки одерживали победы во Всероссийских конкурсах «Сердце отдаю детям», «Педагог-психолог», «Учитель здоровья России», «Воспитатель», «Педагогический дебют».
В Ростовской области активно развивается институт наставничества. Это направление приобрело особую значимость в Год педагога и наставника".
А ВОТ КАК ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ УЧИТЕЛЯ, ОСОБЕННО МОЛОДЫЕ? И В КАКИХ МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ОНИ РЕАЛЬНО НУЖДАЮТСЯ? – Выяснили социологи Южного федерального университета. Над их исследованием в Правительстве области и страны, стоит задуматься.
Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ, призван повысить престиж профессии педагога и закрепить особый статус профессии учителя. Что сами школьные учителя думают о своей работе и какой поддержки ждут, они ответили в ходе социологического исследования, проведенного учёными ЮФУ.
Официальная статистика говорит, что во всех регионах России наблюдается недостаток профессиональных кадров в школах и возрастное смещение в сторону учителей предпенсионного и пенсионного возрастов при сохранении очень малой доли молодых специалистов.
Старший преподаватель Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Чикарова Галина рассказала, что сейчас существует довольно много предпосылок для формирования позитивного типа профессиональной идентичности молодых учителей, результатом которого является устойчивая интегрированность в профессиональное сообщество.
«К таким позитивным факторам можно отнести реализацию Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Современная школа», реформирование системы подготовки педагогических кадров, создание сети конкурсов профессионального мастерства, введение национальной системы учительского роста и повышения квалификации учителей. Также молодых специалистов привлекает в школы организация «реальной» педагогической практики для студентов педагогического направления, развитие института наставничества, внедрение цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс и систему управления школой», — поделилась Чикарова Галина.
Однако не преодолены пока некоторые барьеры, сталкиваясь с которыми молодые учителя переходят к кризисному типу профессиональной идентичности, обуславливающего уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии.
В числе таких барьеров сами учителя называют:
– непрестижность их профессии в обществе,
– низкий уровень оплаты профессионального труда,
– отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций,
– недостаток государственных программ поддержки молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов,
– неподготовленность инфраструктуры в школах для внедрения цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс,
– незаинтересованность управленческих структур школы в привлечении молодых специалистов посредством создания в их учебных заведениях «реальных» баз практик,
– несформированность культуры межпоколенческой профессиональной преемственности и двустороннего обмена профессиональными компетенциями между молодыми и опытными учителями, а также
– незащищенность личного пространства учителей в интернете.
«В первые годы работы в школе у молодого специалиста кардинально меняются профессиональные стратегии. Система оплаты труда учителя, включающая в себя стимулирующие выплаты за выполнение дополнительных трудовых обязанностей, мотивирует учителя оценивать собственный статус в профессии по шкале этих стимулирующих выплат. Это приводит учителя к эмоциональному выгоранию и снижает качество образования», — подчеркнула Чикарова Галина.
Исследование показало, что тенденция переориентации профессиональных стратегий молодых учителей зависит от стажа профессиональной деятельности и полученного базового высшего образования. Так, молодые учителя, чей стаж работы приближается к пятилетнему барьеру, в меньшей степени ориентированы на простое вертикальное построение карьеры и в большей степени рассматривают для себя новые возможности расширения профессиональных компетенций и навыков педагогического мастерства. Молодые учителя, получившие классическое вузовское образование, более нацелены на дальнейшее развитие в профессии «учитель», нежели молодые учителя с базовым педагогическим образованием.
В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы.
В Москве данные показатели в аналогичных опросах колеблются в пределах 46%. Больше всего опрошенных педагогов беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы.
«Чаще всего воспринимают свой труд как непрестижный ростовские учителя — 40%. Основная часть опрошенных педагогов считает, что за прошедшие 5 лет престиж их профессии не изменился. Даже в Москве только около трети педагогов отмечают положительные изменения, а в регионах такой ответ практически не встречается. Данный результат свидетельствует о наличии территориального неравенства.
Что интересно, столичные педагоги ставят высокие оценки качества жизни и престижа своего труда, но при этом они демонстрируют наиболее высокую степень неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности, то есть жалуются на лишнюю и бесполезную нагрузку», — объяснила доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, к.сон.н., Посухова Оксана.
Эмпирические замеры зафиксировали, что учителя всё-таки в большинстве своём крайне лояльны к своему месту работы и действительно не хотят покидать школу.
Сосуществование такой лояльности и неудовлетворённости содержанием профессиональной деятельности говорит о снижении стимулов и необходимости провести институциональные изменения системы школьного образования и улучшить человеческий капитал социально значимой профессии учителя. Прежде всего это касается создания системы государственной поддержки молодых учителей и повышения оплаты труда учителей в регионах до уровня столицы.
Исследование проводилось сотрудниками и студентами Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» в 2020 году.
Южный федеральный университет поздравляет с Днем учителя всех причастных к благородному призванию преподавать и наставлять. Мы надеемся, что Год наставника и педагога в России поможет школьным учителям преодолеть все трудности и в новых социологических опросах свою профессию назовут престижной гораздо больше молодых учителей.
Посмотрите также: