16.02.2021Количество просмотров: 2656
15 февраля 2021 года в «Шолохов-Центре» открылась выставка «Достоевский в кругу своих героев». В выставочном проекте к 200-летию со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского участвуют Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, Российская государственная библиотека, Государственный музей А.С. Пушкина и Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Открыть первую выставку в рамках юбилейного года досталось Ростову-на-Дону по праву. Донской край занимает важное место в российской литературе. Здесь родина Чехова, Шолохова, Калинина. Это также признание большой творческой работы сотрудников Музея М.А.Шолохова, которую они проявили при осуществлении меж музейных проектов о жизни и творчестве Толстого, Чехова, Есенина.
Выставку открывали первый заместитель Губернатора РО И.А.Гуськов, заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы РФ А.М.Шолохов, министр культуры РО А.А.Дмитриева, директор музея-заповедника М.А.Шолохова О.А. Анистратенко. Кураторы выставки, директора Московского и Санкт-Петербургского музеев Ф.М.Достоевского Д.П.Бак, и Н.Т. Ашимбаева.
Первую экскурсию для гостей провела научный сотрудник музея Шолохова, Екатерина Куропаткина.
Центральный экспонат выставки - рукописи с набросками рисунков писателя одного из главных религиозно-философских романов не только в России, но и во всем мире – романа «Братья Карамазовы», личный дневник Достоевского и прижизненные издания его произведений.
Основные экспонаты выставки, это иллюстрации и литературные образы героев, созданные как современниками писателя, так и современными художниками. За прошедшие 150 лет иллюстрирование произведений Достоевского прошло несколько этапов – от буквального следования за текстом до символических и импрессионистических картин, вызванных его эмоциональным переживанием. Их созданы тысячи, но художники продолжают разрабатывать материал, придумывая всё новые изобразительные средства для передачи небывалого, «фантастического» мира Достоевского.
Одновременно с этим, иллюстрации по произведениям Достоевского, это и история развития русского графического искусства, отражающая всё многообразие художественных поисков и открытий русских художников. Раскольников, Ставрогин, князь Мышкин, Макар Девушкин, Алеша Карамазов, старуха-проценщица, эти и другие герои произведений Достоевского оживают в работах художников-графиков 19-го, 20-го и даже 21 века, на выставке в «Шолохов-центре». Среди них – признанные мастера книжной иллюстрации Ф.Константинов, П.Боклевский, Д. Шмаринов, С. Шор, И. Глазунов, Э.Неизвестный, М.Шемякин, и молодые художники Ф.Ваганова, А. Зыкина.
В одном из залов воссоздано скромное убранство петербуржского кабинета писателя.
Раритетный и особо ценный экспонат – триптих художника А.Цедрика «В остроге». «Мертвый дом» и «Ф.М.Достоевский» впервые за много лет покинул залы московского мемориального музея.
Особое внимание на выставке отведено образу самого Достоевского. Окруженный своими героями, мастер предстает в работах скульптора, заслуженного художника России Леонида Баранова. Одна из наиболее значимых работ – копия скульптуры Достоевского, установленная в 2004 году в Баден-Бадене. Памятник находится в самом начале улицы, ведущей к знаменитому казино, в котором Достоевский неоднократно проигрывался «в пух и прах». Писатель изображен стоящим босиком, постаментом служит стилизованный земной шар.
Федор Михайлович Достоевский продолжает будоражить умы современников не только своими произведениями, но и своей личной жизнью. Страсти, которые бурлили в его произведениях и в его жизни в полной мере воплощены в этой скульптуре. Такими символами показана его всемирная слава и тайная страсть игрока. От которой к счастью в последние годы жизни он полностью излечился.
Жизнь Достоевского была трудной, если не сказать трагической. Ранняя смерть матери, а затем и отца. Невозможность заниматься литературным творчеством с юности. Бессмысленно потраченные годы на учебу в петербургском Главном инженерном училище, а затем годы работы в полевой инженерной команде. Но чувствуя в себе непреодолимую тягу к творчеству, в октябре 1844 года в звании поручика он увольняется со службы, и берется за написание романа «Бедные люди». Первый же роман имел большой успех. По оценке Некрасова и Белинского – родился гений.
Несколько последующих лет были годами активного творчества. Но в 1849 году за участие в антигосударственном кружке «петрашевцев» от был осужден на четыре года каторги. Отбывал ее в Омске, а затем пять лет на поселении в Семипалатинске. Только в 1857 году был восстановлен в дворянском звании и получил возможность вернуться в Петербург. Пережил смерть первой жены, расстройство помолвки с любимой девушкой, и только в 1867 году вновь женился. Брак был счастливый и плодотворный. Рождались дети и новые литературные произведения. Но подорванное здоровье отпустило ему мало счастливых лет. 9 февраля 1881 года, в возрасте 59 лет писатель скончался.
Похороны Достоевского стали историческим событием: почти тридцать тысяч человек, держа в руках зажженные свечи, провожали его гроб в Александро-Невскую лавру. Кончину великого писателя каждый русский человек переживал как национальный траур и личное горе.
Из воспоминаний известного адвоката Анатолия Федоровича Кони: - «Я поехал поклониться его праху. У дома на углу Ямской и Кузнечного переулка, где в третьем этаже проживал покойный, было уже довольно много народу. Федор Михайлович лежал на невысоком катафалке, так что лицо его было всем видно. Какое лицо! Его нельзя забыть… На нем не было ни того как бы удивленного, ни того окаменело-спокойного выражения, которое бывает у мертвых, окончивших жизнь не от своей или чужой руки. Оно говорило - это лицо, оно казалось одухотворенным и прекрасным! Тление еще не успело коснуться его, и не печать смерти виднелась на нем, а заря иной, лучшей жизни как будто бросала на него свой отблеск. Я долго не мог оторваться от созерцания этого лица, которое всем своим выражением, казалось, говорило: «Ну да! Это так - я всегда говорил, что это должно быть так, а теперь я знаю…».
Вблизи гроба стояла девочка, дочь покойного, и раздавала цветы и листья со все прибывавших венков, и это чрезвычайно трогало приходивших проститься с прахом человека, умевшего так тонко и с такой «проникновенной» любовью изображать детскую душу».
Мария Ким, фото автора.
Выставка работает с 15 февраля по 18 апреля 2021 года в «Шолохов-Центре» Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.
Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 125/69
Instagram: @sholokhov_center
E-mail: rostov@sholokhov.ru
Сайт музея: http://www.sholokhov.ru
Посмотрите также: