КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

25.11.2023Количество просмотров: 803

 КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника... 

25 ноября 2023 года Народному художнику России, одному из старейших художников Дона, Борису Тихоновичу Спорыхину исполнилось бы 95 лет. 

К сожалению, три года назад он ушёл из жизни. Случилось это 25 ноября 2020 года, в день его рождения. Ему исполнилось тогда 92 года. Говорят, что он ещё месяца за два сказал, что это произойдет именно в этот день. Возможно, предчувствовал. Ведь талантливые люди они в чём-то «не от мира сего». Видят и чувствуют всё глубже, шире и дальше, чем обычные.                                              

Среди современных донских художников Б.Т. Спорыхин был самым ярким и последовательным продолжателем творчества знаменитых  художников, прославивших Дон и донское казачество, – Дубовского, Крылова, Королькова, Семенова. 

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Б.Т. Спорыхин родился 25 ноября 1928 года. Время это для России было не из лёгких. Между двумя войнами, голод, репрессии. Но  своё детство, особенно предвоенный период, он считал счастливым. Семья жила на окраине Ростова, среди старинных домов и живописных переулков, до Дона рукой подать. Целый день с друзьями на реке или в степи за Доном. В детскую память врезались плывущие  деревянные баржи, груженные дынями и арбузами, колоритные фигуры грузчиков и рыбаков. Цветущая донская степь, река во время разливов, эти живые воспоминания красочным калейдоскопом остались в памяти и стали отправной точкой его творчества.

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Брат матери был художником-самоучкой, он и стал первым учителем племянника. Удивительно, что, воспитываясь в семье, где отец и мать были малограмотными, сын вырос рафинированным интеллигентом и обладал почти энциклопедическими знаниями в области изобразительного искусства, да и в других областях тоже. Родители поощряли его занятия рисованием, не требовали избрать себе профессию попроще, чтобы просто зарабатывать деньги и кормить семью.

В 1945 году Борис Спорыхин поступил в Ростовское художественное училище. Оно дало многое для становления таланта одаренного юноши, по существу сделало его настоящим художником.

В 1950 году, написав две дипломные картины «Возвращение с фронта» и «Донская осень», он окончил училище и был направлен для продолжения учёбы в Москву, в художественный институт имени В.И. Сурикова, на живописный факультет. Учился с большим вдохновением в мастерской профессора живописи Петра Дмитриевича Покаржевского. Это был замечательный художник и педагог, обладавший высокой живописной культурой, воспитавший многих прекрасных художников. Однажды Борис решился показать ему свои донские этюды. Покаржевский долго их рассматривал, а потом сказал: «Держитесь за это, это от Бога, это правда». Эти слова стали как благословлением мастера.

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

В 1956 году, получив за дипломную картину «На пути к Царицыну» оценку «отлично», Борис Спорыхин окончил институт. Ему предложили распределение в Сочи, но он рвался на Дон, ему остро не хватало простора и красок донской натуры.

В пору учёбы в Москве молодой художник часто посещал московские музеи. Особенно любил бывать в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Музее коневодства при Тимирязевской академии. С этим музеем связана интересная история в его жизни и творчестве. На летнюю практику после окончания третьего курса студенты профессора Покаржевского выехали в Ставропольский край на Терский конный завод.  Профессор Покаржевский сам был великим знатоком и любителем лошадей. Его картины уже тогда находились в фондах Музея коневодства. Полтора месяца провели студенты в знаменитом Пятигорье, в живописной котловине у подножия гор Бештау и Змейки, где расположен старейший в России Терский конный завод. Результатом этой практики стала картина студента Спорыхина «Выгул жеребят и подсосных маток».    

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

На осенней выставке студенческих работ Музей коневодства неожиданно приобрел две студенческие работы – картину Бориса Спорыхина и картину Таира Салахова «Арабский жеребец Негатив». 

Искусствоведы музея тогда не ошиблись в выборе авторов. Спорыхин теперь Народный художник России, а Салахов – Народный художник Азербайджана, Народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств. Их студенческие работы, как равные среди равных, висят на стенах Музея коневодства рядом с работами знаменитых художников Серова, Поленова, Сверчкова, Клодта, Соколова, Лансере и их любимого педагога Покаржевского. 

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Для своей дипломной работы – картины «На пути к Царицыну» Спорыхин также выбрал сюжет, где герои и люди, и кони. Он взял направление на Буденновский конный завод в Ростовской области и в течение месяца вдохновенно писал с натуры прекрасных донских скакунов. Им было сделано более пятидесяти карандашных набросков, рисунков и этюдов маслом. Получилось внушительное эпическое полотно размером два на три метра. Поражает, с какой ювелирной точностью выписаны мельчайшие детали даже на самом заднем плане картины.

За свою дипломную работу молодой художник получил оценку «отлично». Отказавшись от престижного распределения в Сочи, он вернулся в Ростов.

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Но с Музеем коневодства его судьба пересеклась ещё раз. Коллектив Музея поздравил Спорыхина с присвоением ему звания Народного художника России, в ответ художник прислал Музею коневодства свою  работу «Арабский жеребец Насим» и несколько каталогов своих живописных работ.  Рассматривая каталоги, зам. директора музея И.И. Бондаренко сказала: «Все сотрудники музея в восторге от работ Бориса Спорыхина. Многие из них непосредственно нашей тематики, и все они, несомненно, музейного уровня. Мы очень рады, что вновь наши пути пересеклись и благодарны Борису Тихоновичу за его подарок. Просто глаза разбегаются, какую бы картину заказать ему для нашего фонда. Сейчас художники редко дарят свои работы, а у музея практически нет средств на пополнение фонда, но мы готовы купить одну из картин Спорыхина». С большой радостью в Музее узнали, что художник решил написать для них копию картины «Конный праздник в станице Старочеркасской».  Художник выполнил свое обещание. Картину он передал в дар Музею. Благодарственное письмо и  видеозапись торжественной презентации в зале Музея  были ему наградой. 

До последних дней жизни  творческой мастерской для живописца оставалась станица Старочеркасская, где написаны лучшие его полотна.   

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Большинство его работ посвящено природе и людям донского края. Это «Степь донская», «Вербы у Дона», «Тихий Дон», «Донские рыбаки». Особенно хороша картина «Донская земля» – с казачьими куренями у реки и бескрайним полем подсолнухов. Подсолнух – любимый цветок художника,  его талисман и визитная карточка.  Подсолнухов у него великое множество, но не найти двух одинаковых.  

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Ещё одна страсть художника – это кони. Он не пишет сказочных коней с буйно развивающимися шелковыми хвостами и гривами, с паром из широких ноздрей и искрами из-под мощных копыт. Его кони живые, настоящие, «правдивые» до последней складки на крупе, до натужной, кровавой сеточки в шальном глазу.  Иногда его кони документально точны, как на «персональных портретах» этих благородных животных: «Чистокровный жеребец Гликоген», «Арабский жеребец Насим», «Укрючная лошадь Кортик». Много живописных полотен, где так любимые им кони – основная часть композиции. Это «Праздник в станице Старочеркасской», «Край ты мой Донской», «Зарождение Первой конной», «На пути к Царицыну», триптих «Донское казачество». Притягивают к себе взгляд горячий светло-серый красавец-дончак на картине «Донской атаман М.И. Платов» и придающая необыкновенный колорит, усталая лошаденка на картине «Март». Совсем не лишние конные всадники на эпическом, портретном полотне «Донские атаманы» и разномастный, разновозрастный табун на картине «Край ты мой донской».

Табунов в степи в окрестностях Старочеркасской сейчас нет. Да и сама степь изменилась под натиском «цивилизации». Но как говорил художник: «Иногда я иду на этюды на берег Дона и, если вдруг мне встречается даже небольшой табунок из трех-пяти лошадей, я изменяю свой маршрут и иду за ними, как завороженный!».

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника... КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Я спросила у Бориса  Тихоновича, как  он ощущает себя в звании «Народного художника Российской Федерации». Он ответил так: «Наверное, я всегда был народный, не в смысле звания, а в смысле собственного ощущения. Ведь я писал народ, людей, личности. И природу нашу, донскую, где этот народ живет, а не заморскую какую-нибудь и не выдуманную. А звание .., ну что ж, приятно, признание всегда приятно. Только моё творчество от этого не зависит. Я буду продолжать работать, жаль только, что прав оказался великий Рембрандт, говоря о художниках: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения, но жизнь коротка для правильного воплощения всего этого».

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Натуре Спорыхина совершенно было чуждо тщеславие. Он просил убрать из эссе слова «вдохновенный певец». «Я художник, а не певец», – сказал он. Но мне кажется, что эти слова  были здесь совсем не лишние. Какими другими словами можно отблагодарить мастера за то, что он всю свою творческую жизнь вдохновенно воспевал родной донской край?!

КОНИ И ЛЮДИ БОРИСА СПОРЫХИНА. К 95-летию художника...

Мария КИМ, фото автора.

Написать нам письмо




Новое на сайте