27.04.2022Количество просмотров: 2622
Иван Кузнецов за пять лет работы в должности главного балетмейстера театра существенно увеличил численность и поднял профессиональный уровень труппы. Публике Кузнецов знаком как организатор Международного фестиваля Ольги Спесивцевой, который в этом году пройдёт в Ростове уже в четвертый раз, как хореограф ярких концертных номеров и мини-балетов. Трёхактная «Золушка» – его первая полномасштабная работа. Кузнецову также принадлежит идея проекта «Легенды балета» – цикла концертов, посвящённых в текущем сезоне Майе Плисецкой, Рудольфу Нурееву, Екатерине Максимовой.
В «Золушке» он выступил не только хореографом-постановщиком, но и автором новой редакции либретто по сюжету знаменитой сказки Шарля Перро. Молодой балетмейстер – известный приверженец классической русской балетной традиции, и в этом отношении «Золушка» – не исключение.
Балет Прокофьева не имеет канонической версии. За последние семьдесят лет по всему миру стало как будто заведено сочинять совершенно новую историю, в которой от авторского оригинала не остаётся и следа. В Парижской опере по-прежнему ставят «Золушку» Рудольфа Нуреева, где заветной мечтой героини оказывается не бал во дворце и любовь принца, а главная роль в голливудском фильме. В Мариинском театре идёт нашумевший и совсем недетский спектакль Алексея Ратманского, действие которого происходит в реалиях современного мегаполиса, а герои – соседи по подъезду. Каждая следующая версия балета становится всё смелее и смелее. И, что важно, такие спектакли совершенно не имеют успеха у детской аудитории.
«Начало всему – музыка, – подчеркнул художественный руководитель постановки Вячеслав Кущёв. – Прокофьев ставит сложную задачу: партитура многослойна. Задача правильно рассказать эту историю так, чтобы не возникло диссонанса с музыкой, является испытанием для хореографа».
Прокофьевская «Золушка» многопланова и целостна по своей музыкальной драматургии. В ней есть тончайшие грани глубокого лиризма и экспрессия, юмор и гротеск, характерные для стиля композитора. О трудностях воплощения партитуры рассказал музыкальный руководитель постановки, главный дирижёр Ростовского музыкального театра Андрей Иванов: «Музыка Прокофьева гениальна. Это яркое и многогранное сочинение, которое предъявляет особые требования к музыкантам симфонического оркестра, это серьёзный вызов. От исполнителей требуется индивидуальное мастерство и понимание своей роли в фактуре звучания».
В спектакле Кузнецова баланс между драматургией, хореографией и музыкой соблюдён бережно и органично. Поставив балет в неоклассической манере, постановщик отдал дань великому русскому балетному прошлому, ведь сам Прокофьев подчеркивал, что писал «Золушку» в традициях классического балета.
В роли Золушки блистала утончённая Анастасия Сапрон, которую ростовский зритель знает по Джульетте в балете «Ромео и Джульетта», Виктории в «Корсаре», Китри в «Дон Кихоте» и многим другим. Её Золушка застенчиво-прекрасна и беззащитна, однако, в ней есть и аристократическое достоинство, и сила духа.
Исполнитель партии принца Игорь Кочуров – премьер ростовской балетной труппы с 2021 года, номинант на «Золотую маску» за партию Вацлава в «Бахчисарайском фонтане» Самарского театра оперы и балета. В его репертуаре полный набор главных ролей, среди них: Дезире в «Спящей красавице», Зигфрид в «Лебедином озере», принц-Щелкунчик, граф Альберт в «Жизели», Ромео в «Ромео и Джульетте»; и это ещё далеко не полный список. Лёгкий и техничный Кочуров в «Золушке» как рыба в воде: энергичен и харизматичен – настоящий Принц – любимец светского общества, который, однако, верит в настоящую любовь.
Творческий дуэт Сапрон и Кочурова отработал два спектакля: пред-показ 14 апреля и второй премьерный вечер. Тандем оказался эстетичным и целостным в своём осознанном следовании за музыкой. А па-де-де и вариации в их исполнении имели большой успех у публики, которая щедро одаривала танцовщиков овациями после каждого выхода.
Кузнецов отвёл достаточно развернутую и насыщенную роль Фее-нищенке, танцевальным бенефисом которой становится практически весь первый акт. Екатерина Кунжурова с этой ролью справилась превосходно, успев очаровать всех, помимо прочего, своим потрясающим серебристо-голубым платьем, которое оказалось несколько изысканнее ярко-розового наряда главной героини.
Характерные роли вредных сестёр Золушки на пред-показе достались по-актёрски одарённым Наталье Хамитовой и Вите Мулюкиной. Они с первого взгляда покорили зал, их Злюка и Кривляка нисколько не казались уродливыми или карикатурными. Напротив, в их комичной эмоциональной капризности, зрители тут же оценили драматическое дарование и обаяние танцовщиц.
От происходящих в спектакле волшебных метаморфоз захватывает дух, ведь сотворить настоящее чудо на сцене сложнее, чем в кино; тем не менее, магия в постановке выглядела впечатляюще. Сменяющие друг друга видеопроекции, кажущиеся настоящими шестеренки часов, падающие звёзды, воспоминания Золушки о бале в перламутровой дымке, визуальные световые эффекты, похожие на северное сияние. Всё это приковывает внимание зрителей, отвести взгляд от волшебного действа, происходящего на сцене невозможно. Подобное световое чудо стало реальным благодаря художнику по свету Ирине Вторниковой и видеографу Вячеславу Шестаку.
В команде постановщиков работали сценограф Екатерина Ляхова и художник по костюмам Евгения Лимарова. На пресс-конференции, посвящённой премьере, соавторы отметили, что стремились разыграть эту историю вне конкретной страны и эпохи, а при создании костюмов использовали необычные современные методы печати на ткани. Местом действия оказалось сказочное королевство, где и живёт Золушка, которой предстоит пройти трудный путь, усыпанный золой, от девочки-замарашки до невесты принца.
Самым эффектным и необычным по праву можно считать третий акт, где принц в поисках Золушки путешествует по странам и королевствам, встречая на своем пути настоящий калейдоскоп невиданных чудес света: птицу феникс и китайского дракона на празднестве водяных лилий.
В музыке балета Прокофьев спрятал перекличку с оперой «Любовь к трём апельсинам»: в сцене угощения гостей на балу слышится Марш из этого более раннего опуса. В балете Кузнецова эта отсылка стала куда очевиднее. Спектакль превратился в апельсиновую сказку. Сначала и до конца на сцене фигурировали то плоды, то деревья апельсинов. А в финальной сцене, где, как пояснено в буклете спектакля, они стали символом рождения новой семьи, случился апельсиновый апофеоз. Казалось, так много солнечных шаров на сцене музыкального театра ещё не было!
Замечательной находкой постановщиков стала идея ввести в сценическое действие музыкантов симфонического оркестра. В первом акте танцевальному уроку для Злюки и Кривляки аккомпанировал, будто бы специально нанятый для этого, скрипичный дуэт, а королевский бал во втором акте открывали фанфары придворных музыкантов. Конечно, было заметно, что оркестрантам непривычно быть непосредственной частью спектакля, и, по всей видимости в глубине сцены не слишком хорошо слышно «яму», в какой-то момент ансамбль разошёлся с оркестром.
Развёрнутые массовые сцены кордебалета, классические па-де-де и вариации, в сочетании с относительно свободной трактовкой классической хореографии, яркие костюмы и роскошные декорации сделали своё дело – в Ростовском музыкальном театре произошло новое рождение старой сказки! «Золушка» Кузнецова проникнута духом нежных возвышенных чувств и волшебства. Новый балет был анонсирован как семейный спектакль, и он, несомненно, сумеет порадовать как завсегдатаев театра, так и неискушенного юного зрителя, став в репертуаре одним из самых зрелищных.
Валерия Орлова.
Фото Евгения Вдовина и Марии Ким.
Посмотрите также: