19.11.2023Количество просмотров: 4658
Разгар юбилейного 25-го театрального сезона ознаменовался грандиозной премьерой Ростовского музыкального: впервые в городе идут в один вечер три одноактных балета великого гения, и впервые над спектаклем работают сразу четыре приглашенных постановщика.
В репертуаре музыкального театра это не первый опыт составного спектакля; сейчас в афише значатся пользующиеся большим успехом одноактные балеты «Призрачный бал» и «Кармен-сюита». Однако идея создания балетной триады на музыку Игоря Стравинского стала действительно оригинальной. Как подчеркнул художественный руководитель и генеральный директор театра Вячеслав Кущев, балеты в таком сочетании прозвучат впервые: «Коллектив дерзко, неожиданно взялся за эту тройчатку».
Пресс-конференция перед сдачей балетов. Иван Кузнецов, Вячеслав Кущев, Михаил Грановский.
Важным событием премьера балетов стала и для главного дирижера театра Михаила Грановского: это его первая крупная самостоятельная работой в Ростове. На пресс-конференции маэстро отметил, что именно с сочинения Стравинского началась в свое время его деятельность в Большом театре. «Для меня огромное счастье и удача участвовать в этом проекте. Каждая партитура патриарха музыки XX века – кладезь глубин и одновременно – ребусов, которые стоят перед дирижером и оркестром. Разгадывать их доставляет огромное удовольствие», – поделился Михаил Грановский.
Дирижер подчеркнул, что постановщики очень бережно отнеслись к партитурам Стравинского – не было убрано ни одной ноты. Напротив, к объявленным названиям добавлены отрывок из финала Симфонии in C в качестве увертюры и камерное трио «Эпитафия», прозвучавшее перед «Игрой в карты». Стоит сказать, что несколько металлическое звучание струнной группы в начале увертюры было преодолено, и оркестр зазвучал блистательно, с вниманием к нюансам.
Настоящей удачей для ростовского театра стала работа с молодыми хореографами-постановщиками из Москвы и Санкт-Петербурга. Их опыт, современный взгляд на музыку Игоря Стравинского и тренды в балетном искусстве позволили сделать постановки такими яркими, дерзкими и в то же время понятными зрителю.
Главный балетмейстер театра, он же автор идеи Иван Кузнецов подчеркнул, что приглашенным постановщикам была дана полная свобода в творческом процессе. Тем не менее, и в декорациях, и в стилистике спектакля в целом очевидно органичное развитие: от бессюжетности в «Концертных танцах» до настоящего детективного комикса в «Пульчинелле».
Постановщик первой части триады Александр Сергеев как солист Мариинского театра не раз танцевал Стравинского, поэтому, проявляя себя на поприще хореографа, с интересом обратился к новому для себя материалу. «Концертные танцы» стали для него настоящим открытием: «Эта музыка отвечала тому, что я хотел сделать в этот момент: отойти от повествовательности, от характерных образов в пользу ритмов как таковых, ассоциативного ряда». Однако за замыслом бессюжетного балета как соревнования публика все-таки угадывает определенные смыслы. Этому способствует комментарий художника-постановщика и художника по костюмам всей триады Леонида Алексеева: «Для меня Стравинский – это пустой бассейн, в который стремятся струи воды, они перемешиваются, создают какой-то объем, пустота наполняется у тебя на глазах».
Именно с этого и начинается балет: пустая сцена, имитирующая дно бассейна, при помощи света и видеопроекции будто заполняется водой. Перед зрителем – пять пар в черных костюмах, на мой взгляд, символизирующие ту самую пустоту (о чем говорит и дизайн костюмов артистов кордебалета с вырезанной на груди дырой в форме круга). Через мгновения голое, отчасти унылое пространство озаряется свежей и яркой струей радости и смеха – солистом (Никита Повалихин) и двойкой (Дарина Радионова и Елена Садыхова) в ярко-желтом облачении.
Сцены из балета «Концертные танцы».
Настроение сменяется другой стороной человеческих чувств. Это, конечно, любовь, воплощаемая следующей парой солистов (Анастасия Сапрон и Игорь Кочуров).
Сцены из балета «Концертные танцы».
Особенно удачна, на мой взгляд, трактовка в середине балета пяти пар как зрителей. Они садятся на край сцены спиной к залу и наблюдают за адажио влюбленной пары. В такие моменты абсолютно стирается стена между сценой и зрителем, и вот мы уже все вместе внимаем восхитительным движениям солистов.
Непрерывное движение пяти пар на заднем плане создавало ассоциации с несущейся толпой современного мира, не замечающей в повседневности яркости происходящего. На последних аккордах партитуры балета на сцене все участники – пустота заполнилась радостью и любовью.
Конечно, многое было сделано постановочной командой, чтобы объединить спектакли в одно непрерывающееся целое. Чувствовалась концентрация на символическом числе три – 3 балета, 3 разных постановки, 3 геометрические фигуры в заставках перед каждым балетом. Первая из заставок, возможно, была понятна не сразу. Однако красочное световое оформление с отголосками супрематизма Кандинского и других направлений искусства начала XX века естественно ассоциировались с творчеством Стравинского. Перед вторым балетом зрители увидели на сцене трех мужчин с сигарами, воплощающих, как показалось, образ самого композитора.
Заставка перед балетом «Концертные танцы».
Заставка перед балетом «Игра в карты».
«Игра в карты» («балет в трех сдачах») – один из наиболее известных в творчестве Игоря Стравинского. Постановщиком этой части спектакля стала Виктория Литвинова. В сравнении с «Концертными танцами», здесь безошибочно угадываются персонажи и микросюжеты каждой из трех своеобразных зарисовок. Хореограф-постановщик Виктория Литвинова говорит: «Мне показалось, что в этой музыке Стравинский рассказывает о себе. И каждая часть – часть его жизни, поэтому я сделала из этого спектакля не игру в карты, а игру в жизнь».
Виктория Литвинова задает зрителю три загадки, раскрывая судьбы трех личностей и давая публике возможность самим их разгадать. В движениях солиста первой «карточной сдачи» цитируется хореография балета Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», что ясно дает понять, что перед нами его постановщик – Вацлав Нижинский (Анатолий Устимов), а условный сюжет раскрывает историю его любви с Ромолой (Дарина Родионова).
Сцены из балета «Игра в карты». Вацлав Нижинский.
Во второй «сдаче» перед нами несравненная Коко Шанель (Екатерина Кужнурова) в строгой белой блузке и черных прямых брюках. Этот образ, конечно, наиболее знаком публике и был отгадан ею молниеносно. Цветовое решение этой части балета связано с янтарным оттенком известных духов Шанель № 5. Сцена превращается в подиум, по которому грациозно, на пуантах дефилируют балерины-«модели» и великая кутюрье. Хореография насыщена сложнейшими поддержками, которые отлично исполняются артистами.
Сцены из балета «Игра в карты». Коко Шанель.
Героя последней третьей «сдачи» балета публика узнала по знаменитой черной шляпе и особым движениям – перед зрителем предстал «король Нью-Йорка» Фрэнк Синатра (Денис Сапрон).
Сцены из балета «Игра в карты». Фрэнк Синатра.
Кульминация спектакля – «Пульчинелла». Его постановщики, Софья Гайдукова и Константин Матулевский, не нуждаются в представлении – они известные хореографы популярных танцевальных телевизионных и иных проектов, множества постановок в различных театрах.
«Пульчинелла» для неподготовленной публики представляет особый интерес, ведь с первого взгляда на это имя даже трудно понять, кто главный герой. В пресс-конференции Софья Гайдукова даже шутливо предложила использовать к этой постановке хэштег #Пульчинеллакакаято.
Постановщики, имея свой собственный свежий взгляд на многовековую историю Пульчинеллы, героя комедии дель арте (комедии масок), переосмысливают и по-новому трактуют сюжет балета. Однако отдавая дань традициями они оставляют и классические номера, как, например, лацци с пуддингом и мухой, 32 фуэте и др.
В «Пульчинелле» на сцене – лобби отеля, наполненное людьми. По задумке постановщиков, Пульчинела (Константин Ушаков) становится героем комикса. Даже в программе указаны следующие роли: супервор (Пульчинелла), супераферистка (Пимпанелла), глава бандитского мира (Док) и другие. В этом балете также много кинематографа: остановка действия при кражах, двойники Пульчинеллы, его «смерть», вызвавшая бурную реакцию публики, и заключительные титры со знаменитой фразой «Finitа la commedia». Невероятно харизматична Пимпанелла – Вита Мулюкина.
Сцены из балета «Пульчинелла».
«Пульчинелла» предполагает не только танец, но и пение. Вокальные партии портье (Глеб Меланич), горничной (Юлия Изотова) и двойника Пульчинеллы (Артур Ачылов) были исполнены на высочайшем уровне.
Сцены из балета «Пульчинелла». Исполнители вокальных партий.
Премьера балета 17 ноября собрала по традиции полный зал восторженной публики. Артисты под бурные овации выходили на поклон несколько раз. Можно смело сказать, что ростовская публика оценила современные балеты и музыку Стравинского и еще не раз вернется в Музыкальный театр на этот яркий спектакль.
Текст – Алина Байдикова.
Фото – Марина Михайлова.
Посмотрите также: