07.10.2020Количество просмотров: 9984
Премьера спектакля должна была состояться ещё в марте, но пандемия, внезапно ворвавшись в нашу жизнь, перекроила все планы. В итоге – перенос на сентябрь и четыре (!) премьеры подряд, каждая из которых сопровождалась долгими бурными овациями и выкриками “Браво!”.
Версия Георгия Ковтуна, которую выбрали для постановки, самая молодая из существующих – ей всего 12 лет. Но у неё есть одно большое преимущество – она современна и интересна зрителю. Это история не столько о Спартаке и его подвиге, сколько об извечном противостоянии угнетателей и угнетённых, о чём заявлено уже в прологе: “Маленький человек, подавленный существующей системой, пытается встать на ноги…” – гласит либретто. Это вечная история, не правда ли? Но важнее то, какие средства воплощения этой идеи делают её столь интересной зрителю.
Во-первых, кинематографичность балета: две основные силы этой истории – власть и гладиаторы – показаны в действии: власть – в бесконечных танцах и самолюбовании, гладиаторы – в боях. Но именно кино получается только тогда, когда замечаешь, как происходит показ сопоставления двух лагерей. И здесь работают все средства выразительности художественного языка, доступные театру: свет, цвет, костюмы, декорации, очень важной становится видеорежиссура.
Благодаря грамотной “расстановке” всех элементов создается невероятно действенная, живая картина. Видеопроекция гармонично дополняет декорации, свето-цветовая гамма подчеркивает нужные детали, иногда подсказывая зрителю, что будет дальше.
Разумеется, не обошлось бы и без оркестра. Андрею Иванову удалось очень лаконично выстроить звуковую драматургию, благодаря чему музыкальное полотно стало ещё одним важным элементом в создании “киношного действа”.
Массовость балета – ещё одна особенность, которая не даёт скучать. К постановке привлечены хор (тексты для которого написаны на латыни) и мимический ансамбль, благодаря которым создаётся зрелищность Древнего Рима. По античной традиции хор становится непосредственным участником действия. Только вот в отличие от этой самой традиции, где хор выражает чувства и переживания героев, здесь его роль сводится к созданию масштабности в массовых сценах.
Все эти качества и составляют оригинальность балета Георгия Ковтуна. Получился не просто показ истории из древности, а живое, насыщенное действо, которому хочется сопереживать.
Конечно, не последнее место в этой истории занимает любовная линия Валерии и Спартака. Несмотря на то что раскрытию их персонажей было уделено немного внимания – у тех же Красса (Максима Ткаченко) и Эгины (Камиллы Исмагиловой) было гораздо больше “экранного времени” – Валерия Виты Мулюкиной получилась нежной и хрупкой, а Спартак Дениса Матвиенко – очень волевым и решительным. В целом их дуэт вышел невероятно чувственным и исполненным томной, трагической страсти.
Подводя итог, скажем прямо: постановка прошла на ура! Артисты, несмотря на огромную усталость, все поддержки, броски и трюки выполнили великолепно. Сложнейшие сцены битв, над которыми было труднее всего работать на репетициях, получились качественными, практически полноценными реальными боями (только, к счастью, без крови).
Балет ждёт своих зрителей, в числе которых можете оказаться и вы, дорогие читатели!
Надежда Улецкая, студентка Ростовской консерватории, музыковед. Фото Марины Михайловой.
Посмотрите также: