ПРОЩАНИЕ С ОПЕРЕТТОЙ «Марица»?!

06.12.2021Количество просмотров: 500

лауреат международных конкурсов Екатерина Краснова в роли графини Марицы на сцене РГМТ

26 ноября прошёл последний показ оперетты «Марица» в Ростовском музыкальном театре. Спектакль устарел или плохо поставлен?

Суждение о том, что оперетты Ирме Кальмана прекрасны, оригинальны и востребованы, не требует особого пояснения. В репертуаре Ростовского музыкального театра числится не одна постановка этого автора «весёлых мелодий». В июне 2014 года возродился показ спектакля «Марица» на сцене театра с богатой опереточной историей. Отметим, что она не просто порадовала ростовскую публику, а предстала в новом виде, где все события перенесены в 20-е годы прошлого века, а свежей идеей является мода на спорт, активно возрастающая в этот период истории.

артисты хора РГМТ в оперетте Марица

Такую эпатажную идею произвёл на свет и воплотил Народный артист России, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссёр в оперетте и мюзикле» Кирилл Стрежнев. Режиссёр-постановщик не в первый раз представляет свою работу на Ростовской сцене. В 1986 году он сотрудничал со старым театром Ростовской музыкальной комедии и залпом осчастливил слушателей тремя постановками в опереточном жанре. Да и «Марица» – произведение уже знакомое К. Стрежневу, так как было поставлено им в 2003 году в театре оперетты города Новоуральск.

И вот спустя семь лет после премьеры в флаере спектакля появляется такая надпись «Прощание со спектаклем!». Но в чём же дело? В официальной версии выдвинутой дирекцией театра, говорится об уходящем времени, которое диктует свои условия, поэтому рано или поздно наступает пора прощаться с бессмертными постановками. Да, но… Спортивная тематика как никогда актуальна в XXI веке, вся молодёжь стремится быть подтянутой, привлекательной и никогда не утратить юной бодрости и активности, а мода в одежде содержит черты спортивного элемента в любом стиле, стоит назвать такие тренды как спорт-глэм, спорт-casual, спортивно-деловой.

Оперетта «Марица» в РГМТ

Возможно, официальная версия таит в себе недосказанность. В стенах самого театра утверждают, что поставка оперетты не оправдала ожиданий ростовской публики, что повлекло за собой низкие продажи билетов, а тем самым и редкие показы спектакля. На протяжении семи лет она ставилась один-два раза в сезон, и было принято решение снять спектакль с показа. Потерю оперетты возместит недавно появившаяся премьера «Цыганского барона», поставленная с учётом современных веяний.

Сама же публика не имеет ничего против новой трактовки спектакля и даже наоборот нашла нечто своё в нарядах артистов и в их спортивном поведении на сцене. Однако слушатели отмечают, что первый акт немного скучноват, а после фееричного второго акта наполненного концертными номерами в «Орфеуме» не следует давать антракт, да и третье действие дано как-то повседневно...  Зритель, настроенный на достижение ещё большего наслаждения, находится в недоумении, и спорт куда-то исчез. Вот незадача…

Оперетта «Марица» в РГМТ

В день последнего показа спектакль прошёл в не самом лучшем виде. Из-за неудачно смонтированной сцены актёры три раза чуть не покалечили себе ноги, цепляясь каблуком за потрёпанный пол, представляющий собой траву. Декорации на сцене, разработанные Игорем Нежным были весьма скудны. Зритель смог увидеть зелёные холмы похожие на горб и несколько летних раскладных стульчиков предназначенных для отдыха на свежем воздухе. Немного спас ситуацию второй акт, где появилась сцена для театра графини Марицы, столики, светящиеся деревья и большая надпись «Орфеум».

Оперетта «Марица» в РГМТ

Художник по костюмам Татьяна Тулубъева подошла к одеяниям героев более продуманно. Красные цвета и соответствующий стиль преобладали в костюмах цыган, зелёные и белые цвета превалировали в одежде героев с комическим началом, а в чисто белый цвет были одеты два главных действующих лица Марица и граф Тассило Эрдеди. В целом красный, зелёный, белый – это цвета флага Венгрии, сразу вспоминается мысль современников И. Кальмана, которые называли «Марицу» самой венгерской опереттой.

Музыкальное исполнение было представлено на достойном уровне, но всё же чего-то не хватало. Партию графа Тассило Эрдеди исполнил Заслуженный артист России Александр Лейченков. Певец честно спел партию своим хорошим, приятным тенором. Однако как одному из ведущих героев ему не хватило задора, артистизма, харизмы и пылкого исполнения своей роли. Ведь Тассило молодой, бодрый, который может выкрутиться из любой ситуации, а не честно отбывающий наказание судьбы человек.

Оживили это выступление Народный артист России Геннадий Верхогляд в роли Морица и Илья Савоневский исполняющий партию Коломана Зупана. Они смогли сыграть и передать то самое непринужденное, комическое настроение, которое отличает оперетту от любых других жанров.

Оперетта «Марица» в РГМТ

Женские роли, которые в этот вечер были сыграны лауреатами международных конкурсов Екатериной Красновой (графиня Марица) и Анной Гаджиевой (Лиза, сестра Эрдеди Тессило) были исполнены в хорошем виде и отвечали характеру заявленного произведения. Екатерина Краснова, обладая сильным, звучным голосом, смогла всех покорить своей неприступностью и грациозностью.

Оперетта «Марица» в РГМТ

Большое уважение хочется выразить хору и главному хормейстеру - Заслуженному деятелю искусств России Елене Клиничевой. В этой постановке хор не только выполняет свою прямую функцию, связанную с пением, но и одновременно с этим занимается спортом, упражняется на велотренажерах, поднимает гантели, играет в бадминтон и делает всё на высшем уровне.

За дирижёрским пультом в этот вечер был Алексей Шакуро, который смог добиться органичного баланса между оркестром и певцами, подчеркнуть всю прелесть музыки И. Кальмана и добиться от исполнителей оркестра стройного звучания.

В целом спортивная тематика вписалась в данный спектакль, но спорт не вписался в актёров. Как бы хорошо они не старались, но петь, катаясь на самокате, разъезжая на велосипеде задача очень не из лёгких, а показать зрителю, что так и должно быть весьма трудно. Все же «Марица» не оперетта про спорт, она про любовь, про красоту Венгрии и её национальный колорит.

артисты хора РГМТ в оперетте Марица

Прощание с «Марицей» дополнила фотовыставка посвящённая юбилярам - звёздам ростовской оперетты Александру и Адель Ветровым, экспозиция которой была размещена в музее театра. Перед началом спектакля слушатели смогли насладиться концертом в фойе театра, где звёзды опереточного репертуара исполнили известные и яркие номера из произведений «Сильва», «Летучая мышь», «Баядера». В конце вводной части вечера Адель Ветрову, которая в молодые годы исполняла роль Марицы, поздравили с юбилеем, сказав тёплые пожелания и вручили букет цветов.

Адель Ветрова в оперетте «Цыганский барон» И. Штрауса в роли Мирабеллы с Евгением Хандаком.

Дебют Адели Ветровой в оперетте «Цыганская любовь» Ф. Легара в роли Иоланты.

Александр и Адель Ветровы (отец и дочь) а спектакле «Свадьба Марион»

На фото: Адель Ветрова в оперетте «Цыганский барон» И. Штрауса в роли Мирабеллы с Евгением Хандаком.
Дебют Адели Ветровой в оперетте «Цыганская любовь» Ф. Легара в роли Иоланты.
Александр и Адель Ветровы (отец и дочь) а спектакле «Свадьба Марион».

Несмотря на скудность сценического воплощения новой постановки «Марицы», медлительность, растянутость действия, проскальзывающую невнятность произношения слов в музыкальных номерах, публика проводила «Марицу» как старого друга тепло и душевно, смеялась над казусными ситуациями героев оперетты, аплодировала артистам как в первый раз. Возможно, они действительно полюбили это произведение, или же причиной такого поведения стало шампанское, которым угощал театр своих гостей в этот вечер.

Оперетта «Марица» в РГМТ

Общая концепция Ростовского театра будет нацелена на обновление опереточного репертуара и попавшая под первый выстрел «Марица», не является последней, а лишь начинает ряд реформ. Далее такую же участь ждут оперетты «Весёлая вдова» и «Принцесса цирка». Спектакли ветшают, становятся не такими современными, а семь лет явились решающими. За этот период времени сценическое воплощение спектаклей, творческие возможности, масштабы трупы выросли, поднялись на следующую ступень развития. Театр должен развиваться, быть современным и шагать в ногу со временем.

Хочется, чтобы планы театра связанные с преображением «Марицы» сбылись. И она снова вернулась к зрителям, обновив свои декорации, переосмыслив внутреннюю составляющую, ликвидировав недочёты в постановке на сцене и, возможно, добавив изюминку в виде кинематографических приёмов или графического изображения, как в свежих постановках: «Паяцы», «Турандот», «Цыганский барон». Её ждёт молодой слушатель, прежде всего жаждущий визуального наслаждения и ярких впечатлений.

Дарья Ермакова, фото из архива Ростовского музыкального театра.

 


Оставить комментарий






Написать нам письмо




Новое на сайте