19.06.2023Количество просмотров: 1676
Постановка занимает особое место в истории музыкального театра. Сохранив традиционную подачу, постановочная группа представила новаторский спектакль ростовскому зрителю совершенно в иных красках. Окончание 24 сезона будет знаменоваться показом именно «Царской невесты».
В списке премьер Ростовского государственного музыкального театра «Царская невеста» – это девятая работа. В 2000 году она стала самой первой «большой» оперой, поставленной на ростовской сцене.
– Мы очень ждали эту полномасштабную крупную работу, долго её обсуждали. Это одна из великих русских опер, но наряду с «Царской невестой» мы гордимся и другими – «Пиковая дама», «Глыба», «Леди Макбет», «Хованщина». В новую постановку весь коллектив вложил огромный труд. Вы увидите очень масштабный, продуманный, всесторонне выстраданный результат работы труппы, к которому мы шли на протяжении нескольких лет, – поделился впечатлениями на пресс-конференции музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Иванов.
(Показ костюмов на пресс-конференции в преддверии первого премьерного спектакля).
«Царская невеста» была одной из любимых опер самого Римского-Корсакова, работу над которой он начал в феврале 1898 года и закончил 24 ноября того же года, причём композитором был сохранён не только общий план драмы, но и большая часть текстов. В основу сюжета легла драма Мея – малоизвестный исторический эпизод женитьбы Ивана Грозного. С историческими реалиями либретто имеет очень мало общего: совпадают имена действующих лиц, факт выбора царём Марфы Собакиной и её убийство.
Красавица Марфа – невеста боярина Ивана Лыкова. Но её выбирает себе в жены другой Иван, сам Грозный царь. В неё же влюблён Григорий Грязной – опричник, привычный к насилию, обуреваемый сильными, губительными для себя и окружающих страстями. Его наложница Любаша, к которой Григорий охладел, жестоко мстит сопернице...
С тем же трепетом и теплом в работе, который испытывал сам Римский-Корсаков, опера и была вновь поставлена в Ростовском музыкальном театре. В сочетании с мастерскими декорациями и яркими костюмами перед зрителем возникают картины времён правления Ивана Грозного. Наряду с любовными терзаниями центральный план занимает тема судьбы и злого рока.
По словам хормейстера-постановщика Елены Клиничевой, возвратиться к такой пьесе – это одно короткое слово – «счастье». Сильная по своей сути, мастерски поставленная и чувственная опера безусловно займёт одно из ведущих мест в репертуаре театра.
Два премьерных показа состоялись 16 и 17 июня. Последний в 24 сезоне ожидается 24 июня.
Елизавета Наливайко, фото автора.
ОТКЛИКИ ЗРИТЕЛЕЙ
Виктория Савельева:
– Мне посчастливилось посетить один из премьерных показов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Хочу выразить своё восхищение этим шедевром русской оперы и людьми, которые мастерски воплотили на сцене Ростовского музыкального театра эту трагичную, но по-своему прекрасную историю.
Режиссёр-постановщик Павел Сорокин сумел отразить мрачное величие эпохи Ивана Грозного, эпохи решительных и непреклонных личностей, которые привыкли силой ковать своё счастье, даже через несчастье других.
Игра актёров вызывает целую палитру эмоций: ты вместе с Любашей переживаешь её боль, сочувствуешь потере Марфы, проникаешься отчаянием и гневом Григория Грязного. В опере есть место и добрым моментам, которые раскрывают внутренний свет таких персонажей, как Марфа и Иван, их веру в лучшее. Некоторые сцены построены на контрастах: музыкальных, цветовых и костюмных.
Представление настолько захватывает внимание, вовлекает в происходящее, что ты воспринимаешь его целостно, а осознание совершенства каждой детали приходит позднее.
Изумительные костюмы, масштабные декорации, игра света и, конечно же, бессмертная музыка – всё это создаёт драматичную симфонию, которая никого не оставит равнодушным.
Это было страстно, эпично, незабываемо!
Спасибо постановщикам, артистам, музыкантам, создателям костюмов и декораций, работникам сцены за эту магию!
Эльвира Кольсунова:
– Благодарю любимый театр за яркую, стильную, роскошную премьеру!
Очень Рада была видеть любимых артистов в новых для себя партиях. Браво великолепному Александру Краснову и спасибо за море эмоций!
Григорий Грязной был потрясающ – мощный и многоликий герой!
Ольга Земскова – само отчаяние. Страстная и до безумия, до смерти любящая Любаша …
Иван Волков – светлый, сердечный, благодушный Иван Лыков…
Наталья Дмитриевская – весёлая, жизнерадостная и полная любви Марфа…
Браво всем артистам, оркестру, хору, балету, мимическому ансамблю, дирижёру, всему театру!
Я влюбилась в костюмы! Блестяще!
К декорациям мне нужно привыкнуть. Необычно, непривычно...
Наталья Янчук:
– Поздравляю Театр с Величественной Премьерой и украшением репертуара ещё одним Русским Оперным Сокровищем. «Царская невеста» русского композитора Н.А. Римского-Корсакого – проникновенная музыкальная и вокальная квинтэссенция русской напевной мелодики; историческая летопись русского поэта Льва Мея обычаев русского народа и боярского быта второй половины XVI века.
Это больше, чем оперное произведение – это эликсир столетий, в котором вечность… смотреть и слушать сплошное удовольствие.
Сценическое пространство сжато, концентрация зрительского внимания к происходящему усилена объёмным видеорядом. Новый спектакль выглядит как ожившее художественное полотно – большая, очень красивая, поющая картина в белокаменной раме и этот спецэффект производит колоссальное впечатление.
Низкий зрительский поклон вашим костюмерным, пошивочным и бутафорским цехам-труженикам. Любые слова восторгов и восхищений будут бессильны перед проделанной вами титанической работой, которую невозможно не оценить – Шедеврально всё!, до крошечной детали: сарафаны, кафтаны, кокошники, шали, мужские сапоги и женская обувь.
А как дивно одет (а затем переодет) Хор, что Боже мой!!!
Да, конечно же, Оперу принято, в первую очередь, слушать. Но эту надо ещё и смотреть – рассматривать-пересматривать. Ведь на сцене идёт показ не Театральных Костюмов, а Роскошной Музейной Коллекции.
Браво вам, талантливые люди, служащие Театру, постоянно и неизменно радующие, удивляющие, изумляющие своего зрителя!..
«Царской невесте» желаю удачной, успешной, аншлаговой жизни и звучания на многие театральные сезоны!
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА СПЕКТАКЛЯ
Художественный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущёв.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Андрей Иванов.
Режиссёр-постановщик – Павел Сорокин.
Художник-постановщик – Сергей Новиков (г. Санкт-Петербург).
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева.
Хореографы-постановщики – Ярослав Францев и Анна Румянцева (г. Москва).
Художник по свету – заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова.
Художник-технолог по костюмам – Аделина Злобина (г. Ижевск).
Режиссёр – Светлана Гусева.
Ассистент хореографа-постановщика – Мария Лапицкая.
Видеоарт – Вячеслав Шестак.
Ответственный концертмейстер – Светлана Колос-Иванова.
Фото с поклона: Марина Михайлова, РГМТ.
Посмотрите также: