06.07.2024Количество просмотров: 658
Олег Рудольфович Ширшин – Заслуженный артист России, актёр кино и Ростовского академического театра драмы им. Горького, доцент кафедры актёрского мастерства Ростовского-на-Дону филиала ВГИК им. С.А. Герасимова, режиссёр, основатель и руководитель театральной студии «Мастер-класс» в Ростове-на-Дону.
Мы узнали у Олега Рудольфовича как начался его путь, где сложнее играть, какие планы на будущее, любимые актёры и многое другое – читайте в нашем материале.
– С чего начался Ваш путь?
– Мой актёрский путь начался в 13 лет, в лагере «Орлёнок». Здесь я сыграл первую в своей жизни роль – Бабу Ягу. Это был мой первый выход на сцену, именно тогда я понял, что больше ничего не хочу, а хочу только это. Не могли найти девочку на роль Бабы Яги. Показал одной девочке как нужно сыграть сцену, а режиссер сказал «Давайте вы сыграете», вот я и сыграл.
В 9 и 10 классах я занимался в народном театре, начал много играть. По окончании школы поступил в театральный институт, работал в театрах Сибири, а в 2006 году вернулся в Ростов.
– Поддерживали родители ваш выбор?
– Не сопротивлялись. Мама поддерживала, а папа снисходительно к этому относился, он не верил, что я поступлю. Но, когда я поступил, то уже поддерживал.
– Что самое сложное в вашей профессии?
– Играть роль на сопротивление. Не ту роль, которая близка тебе по духу, по мировоззрению, а ту, которая тебе противоестественна. Но ты актер, профессионал, ты обязан работать в этом спектакле. Эта роль требует много душевных сил, после таких ролей ты опустошен и долго приходишь в себя, восстанавливая свой внутренний комфорт.
– Какая роль самая любимая и самая сложная?
– Самые любимые Городничий в «Ревизоре», Чичиков в «Мертвых душах». Сейчас у меня спектакль в театре Горького, называется «Второе дыхание», там я играю профессора Окаемова.
Не самая сложная, а скорее, роль на сопротивление – в спектакле «Веселая семейка». Его уже давно нет. Он мне казался глупым, неестественным, где не было найдено взаимопонимания с режиссером. Очень неудачный спектакль.
– Где вам больше нравится играть в театре или в кино?
– В театре. Там ты создаешь образ, ты его можешь прожить от начала до конца на сцене. Более того, ты в течение месяца живешь, создавая этот образ, придумываешь этого человека, можешь прожить всё последовательно. В кино ты тоже создаешь образ, но там нужно сделать сиюминутно. Если в театре я отвечаю за свою роль, то в кино её делает режиссер с оператором. Ты может быть хотел не этот ракурс, не этот кадр, но они смонтировали и изменить уже невозможно. В театре я знаю, что если я почувствовал что-то другое, я могу это попробовать. Сложность кино в том, что ты не «хозяин» своей роли.
– Кто ваш любимый актер?
– Мои любимые актеры – Евгений Павлович Леонов и Армен Борисович Джигарханян. С последним я работал в одном спектакле и был потрясен этим существованием на сцене, этой глубиной. У меня были сцены с ним – плечом к плечу, глаза в глаза. Для меня это был основной урок сценической жизни. Он запал мне в душу, поэтому его театральные работы ценю больше, чем то, что он сделал в кино. Евгений Леонов – мой кумир. Много талантливых актеров, а вот любимых – это уже от души.
– Какого быть Заслуженным артистом?
– Это признание того, что были роли, которые значимы не только внутри театра, но и на разных российских фестивалях. Театральные критики писали о моих работах в журнале «Экран и сцена». Это всегда приятно, когда то, что ты делаешь оценивается не только зрителем, но и соплеменниками.
– Какими качествами должен обладать актёр?
– Терпением. Это самое главное, потому что нужно дождаться своего часа, роли. Нужно терпеливо работать над ролью, терпеливо искать. То есть сначала терпение, а к нему все остальное – душа, возможность, поиск. Если ты вытерпишь это всё, то получится конечный продукт – спектакль.
– Как вам удается найти подход к каждому студенту-актёру?
– Театральный критик Анастасия Ефремова на одном из фестивалей сказала: «Если вы занимаетесь режиссурой – идите в профессиональный театр, ставьте спектакли с профессиональными актёрами, ищите свое самовыражение, но если вы работаете с детьми, а студенты тоже дети, то свои режиссёрские амбиции уберите в сторону».
Главное для меня — открыть этого ребенка, студента, найти в каждом то живое актёрское начало, вытащить его наружу, помочь ему создать образ.
– Какой проект у вас был в Новороссийске?
– У меня были съемки сериала «Мой любимый Раджа». Я играл мэра города Дивноморск.
– Есть у Вас выпускники, которые уже играют в кино?
– Одна девочка уже второй год работает во МХАТЕ им. Горького, другая работает в Санкт-Петербурге, в Александринке.
С 1991 года я занимаюсь детской педагогикой, у меня студия мастер-класс при театре Горького. Очень много моих выпускников, которые окончили московские и питерские театральные вузы, снимаются в кино. Моя ученица, Ира Вилкова, раньше много снималась в кино, сейчас стала режиссером.
– Какие планы на будущие проекты?
– В июле будет набор на первый курс. Мы с Тамарой Васильевной Акуловой набираем курс. Она – Заслуженная артистка России. Много снимается в кино. Одна из её памятных ролей в фильме «Дети капитана Гранта». Наша цель – набрать талантливых ребят, угадать в них будущих актеров. Исходя из них, я буду думать о том, какой дипломный спектакль с ними делать.
– Как угадать будущих актёров?
– Например, приходят на прослушивание 150-200 человек, а мы набираем курс всего лишь 20 человек. Из них нужно угадать кого взять. Большинство из них неплохо читают, неплохо двигаются, но угадать в них актерскую составляющую сложно. Талант – это 20% способностей и 80% работоспособностей.
Вот, есть девочка, которая артистка по жизни, а на сцене работать не может. Она душа компании, но когда ты начинаешь выстраивать какую-то линию, образ, то понимаешь, что не угадал, не сможет она быть актрисой.
Расскажу как Олег Павлович Табаков набирал курс. Он славился тем, что у него было чутье кого брать. Он очень любил фисташки и всегда сидел с тарелкой фисташек, а рядом с ним сидели 5-6 педагогов. Если во время выступления абитуриента, он ест фисташки, то все понимают, что этот абитуриент отбор не прошел. Если он остановился – значит, в этом что-то есть, а если ещё и глаза поднял, то этого берем сразу. Вот такие у него были критерии.
На отборах все, как правило, читают одно и тоже. Безусловно, они готовятся с кем-то из педагогов, мало кто готовится самостоятельно. Поэтому за этой оберткой нужно увидеть настоящего актёра.
– Какие у Вас критерии отбора?
– Я не слушаю, что читают, потому что это вкусовые дела каждого. Не слушаю, как читают, так как его здесь этому научат. Я смотрю кто читает, я стараюсь угадать человека, его характер. Невозможно обучать человека, если у тебя есть внутренний барьер к нему, потому что курс – это семья.
– В одном из интервью, вы рассказывали, что ваша дочка тоже поступила в театральный.
– У меня две дочери связаны с актерской деятельностью. Одна – актриса, работает в Санкт-Петербурге, в театре на Литейном, а вторая сейчас оканчивает третий курс в Щукинском театральном институте.
– Как вы относитесь к их выбору?
– Я их отговаривал. Старшая дочка Ася с двух лет на сцене, а младшая Аня, ещё в утробе матери за 10 дней до рождения уже была на сцене. Моя жена тоже актриса и в одном спектакле играла беременную, но так получилось, что она тогда действительно была беременна. Поэтому дочки говорят, что ничего кроме театра не видели. Они знают его изнутри, все плюсы и минусы.
Ещё у меня есть средняя дочь. Её как-то получилось отвести от актерской деятельности, хотя она снималась в кино. В 14 лет снялась в фильме Анны Легчиловой и когда она пришла в школу, все ею восхищались. Ей нравился весь процесс съёмок, когда её пригласили в Москву, с поезда её встречала машина с «Мосфильма», и два дня у неё были съёмки в Москве.
До этого она занималась плаванием и у как-то у неё промелькнула мысль, что может быть она пойдёт учиться на актрису. Мы ей объяснили, что это бывает не всегда, это был у тебя сейчас звездный час, ты можешь годами ждать своей роли, играть то, что тебе не нравится. Она подумала в течение месяца и сказала, что будет заниматься плаванием. Мы дали ей выбор и она действительно может жить без актёрской деятельности. Сейчас она работает тренером.
– Какой совет можете дать тем, кто хочет поступить в театральный?
– У писателей есть такое выражение: «если можешь не писать – не пиши». Я скажу так: «если можешь жить без театра – живи». Театр и профессия актёра забирает всю твою жизнь. В том плане, что приходя после спектакля — ты думаешь о спектакле и начинаешь готовиться на новый день.
Когда у меня спрашивают «где твой дом?», я отвечаю: «мой дом – театр», потому что я возвращаюсь в 11 вечера, а в 11 утра следующего дня у меня репетиция. И так всегда.
Дома ты готовишься к репетициям, потому что актерство не только внутри театра. Один режиссер, с которым я долго работал, говорил мне: «Вы сами того не понимаете, что ваш организм начинает готовиться к спектаклю с утра. Вы проснулись, а мысленно вы уже в театре».
Я советую всем поступать в Ростовский-на-Дону филиал ВГИК. У нас хороший подбор мастеров, компетентные педагоги и очень удобная логистика – институт находится в центре города.
Беседовала Виктория Шеклашвили, фото из архива Олега Ширшина.
СПРАВОЧНО
Биография
Олег Рудольфович Ширшин родился 10 июня 1963 г.
В 1984 окончил Дальневосточную государственную академию искусств.
С 2006 г. работает в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького.
Заслуженный артист России (2004 г.)
Член правления Ростовского регионального отделения Союза Театральных Деятелей.
Доцент кафедры актерского мастерства Ростовского-на-Дону филиала ВГИК им. С.А.Герасимова.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная» – Фульминато
В. Гюго «Мария Тюдор» – Лорд Чандос
В.Константинов «Левша» – Атаман
У. Шекспир «Укрощение строптивой» – Петруччо
Н. Гоголь «Ревизор» – Антон Антонович
Н. Гоголь «Мертвые души» – Чичиков
А.Чехов «Вишневый сад» – Лопахин
Н. Кауард «Безумный уикенд» – Ричард Гретхэм
Р. Болт «Королева» – Джон Нокс
А. Островский «На всякого мудреца…» – Мамаев
А. Николаи «Великолепная семейка» – Сосед
Н.В. Гоголь «Женитьба» – Яичница
М.А. Шолохов «Тихий Дон» – Мирон Коршунов
Ф. Достоевский «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково» – Степан Алексеевич Бахчеев
Ю. Поляков «Чемоданчик» – Иван Семенович Стороженко
А. Калинин «Цыган» – Николай Петрович
Посмотрите также: