ГОРОД ЗАСЫПАЕТ, ПРОСЫПАЕТСЯ JAZZ

27.10.2020Количество просмотров: 468

Танцевальный номер из мюзикла "Девушки из джаза"

На Камерной сцене Ростовского музыкального театра с 16 по 18 октября прошли премьерные показы мюзикла «Девушки из джаза» по мотивам голливудского фильма 1959 года «В джазе только девушки».

Сюжет музыкальной эксцентрической комедии Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (вышедшей в СССР под названием «В джазе только девушки») впервые был перенесён на театральную сцену в 1972 году Джулом Стайном и Питером Стоуном. Мюзикл неоднократно ставился на нью-йоркском Бродвее и в лондонском Вест-Энде и ставится до сих пор в разных странах мира. В России наиболее известна постановка Сусанны Цирюк в Новосибирском музыкальном театре, получившая в 2005 году «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль года».

В последние несколько лет сюжет вновь приобрёл популярность: премьеры «В джазе только девушки» под разными названиями запестрели в афише сразу нескольких театров Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Большинство из них опираются скорее на фильм, чем на мюзикл Стайна, создавая уникальные в своём роде образцы музыкальной комедии.

К таковым относится и мюзикл «Девушки из джаза» Ростовского музыкального театра, поставленный режиссёром Анастасией Неговорой. На её счету ряд премьер на Большой и Камерной сценах, в том числе «Мавра» И. Стравинского, «Дневник Анны Франк» Г. Фрида, недавнее возвращение «Сильвы» И. Кальмана на ростовские подмостки. «Девушки» – далеко не первая работа режиссёра, осуществлённая в содружестве с дирижёром Михаилом Пабузиным и хореографом Сергеем Никульшиным.

Публика встретила премьеру с немалым ажиотажем, на показе был почти полный зал – насколько это позволяли противовирусные меры. Путь постановки на сцену не обошёлся без сложностей: большую часть времени актёры репетировали в онлайн-формате, а подготовить декорации, костюмы и реквизит требовалось в довольно сжатые сроки. Несмотря на трудности, спектакль удался и предстал перед зрителем остроумным, увлекательным и зрелищным.

Перенос киносюжета на театральную сцену – явление не редкое, хотя такая задача и не из простых. Постановщики относятся к оригиналу бережно, но в то же время не лишая себя творческой свободы. Появление в сюжете неожиданного поворота придало «гангстерской» остроты развязке, а новая любовная линия между руководительницей оркестра и её импресарио раскрыла персонажей с лирической стороны. В сценарии появляется ведущий: голос за кадром (Геннадий Верхогляд) приглашает зрителя поучаствовать в «игре в Мафию», комментирует действие между сценами, скрепляя таким образом композиционное целое. Идея построить повествование на салонной ролевой игре «Мафия» пришлась как нельзя кстати в сюжете, пародийно изображающем гангстерские противостояния в духе нуарного кино двадцатых годов прошлого века.

На эстетику той же эпохи направлен и визуальный стиль постановки. В костюмах преобладает чёрно-белая гамма (дань чёрно-белому кино) и фасоны изображаемого времени в несколько осовремененном виде. Однако в этом аспекте художник по костюмам София Зограбян прошла чуть дальше оригинального фильма, выполненного полностью в чёрно-белой палитре (хотя и планировавшегося как цветной). Во втором акте, по перенесению действия в солнечный Майями, костюмы балетной труппы расцветают яркими красками на фоне латиноамериканских ритмов, а по приближении развязки в белоснежном костюме Душечки появляются красные акценты.

Несколько сложнее обстоят дела с декорациями (художник-сценограф Степан Зограбян). Подвижные ростовые буквы, составляющие светящееся слово «JAZZ» и задающие тон постановке, являются одновременно и декорацией, и многофункциональным реквизитом, что в большинстве сцен выгодно решает проблему маленького пространства. Однако в массовых сценах создаётся ощущение тесноты, преодолеваемой только благодаря точности и слаженности хореографии Сергея Никульшина.

Музыка не была специально написана для спектакля, как не писалась она и для фильма «В джазе только девушки». Адольф Дойч, композитор фильма, выбрал несколько ностальгических тем 1920-х и аранжировал их в стиле диксиленда. В мюзикле примерно то же делает Михаил Пабузин – дирижёр-постановщик, музыкальный руководитель постановки, автор адаптаций текстов музыкальных номеров под сценарий. Актёры исполняют эстрадные и джазовые песни XX века, аранжированные и оркестрованные в гремящем джазовом стиле.

Артисты мюзикла отлично изображают своих кинопрототипов, однако не являются их полными копиями. Анастасия Мартынова создаёт образ Душечки, хоть и явно отсылающий к Мэрилин Монро, но обладающий своим собственным сочетанием очарования пластики и оптимизма в интонациях (отдаляют её от Мэрилин и оперные вокальные данные).

Илья Савоневский (Джо, он же Джозефина), Анастасия Мартынова (Душечка), Шамхал Хачатурян (Джерри, он же Дафна)

Исполнители главных ролей Илья Савоневский и Шамхал Хачатурян отлично взаимодействуют в дуэте, но и самодостаточны каждый в своём образе. Стоят внимания и второстепенные герои – своеобразные воплощения основных символов спектакля. Если Борис Гусев и Эдуард Закарян в роли главаря мафии Коломбо в разной степени карикатурно передают гангстерскую, нуарную составляющую, то Мария Давыдова в роли руководительницы оркестра Красотки Сью – это сам джаз во плоти. В её образе сработало всё – актёрская игра, пластика, тембр и наиболее близкая к джазовой постановка голоса.

Мария Давыдова в роли Красотки Сью

Анастасии Неговоре удалось перенести кинооригинал на музыкальную сцену с джазовым шиком и со вкусом – без пошлости, с которой рисковал столкнуться спектакль с мужским травести. По этой причине была вырезана часть двусмысленных шуток, но в этом вопросе на российской сцене лучше недобор, чем перебор. Премьерный показ прошёл не без помарок, и скорее всего что-то ещё будет со временем в постановке корректироваться, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что «Девушки из джаза» - один из успешных спектаклей Ростовского музыкального театра, который прочно войдёт в его репертуар.

И. Савоневский (Джо), А. Мартынова (Душечка), Э. Закарян (Коломбо), Ш. Хачатурян (Джерри), нар.артист России Г. Верхогляд (Осгуд Филдинг III), П. Белоусов (Бинсток), Е. Долгополова (Красотка Сью)

Дулаева София, студентка Ростовской консерватории. Фото Марины Михайловой.


Оставить комментарий






Написать нам письмо