24.10.2023Количество просмотров: 1072
Похвастаться наличием в своем репертуаре такой масштабной и сложной оперы как «Царская Невеста» Римского-Корсакова может не каждый театр. Ростовский Государственный Музыкальный Театр уже не в первый раз ставит это произведение.
В 2000 и 2007 годах были осуществлены две отличные друг от друга постановки, но в этом, 2023 году, театр сделал новый, свежий взгляд на оперу со стороны соединения современных высоких сценографических технологий и сохранения традиций, уважения первоначальной задумки композитора. Премьерная триада спектаклей «Царской невесты» должна была состояться 16, 17 и 24 июня, но ввиду некоторых событий, третий показ был перенесен на 6 октября.
Вложенные усилия и работа всех участников сцены и закулисья были успешно восприняты публикой, что обеспечило театру несомненный успех.
Главный режиссёр – Павел Сорокин, который и занимался данным спектаклем, уже имел за своими плечами опыт работы с этой оперой. Что лишь усложняло поставленную задачу – не повториться. Создать что-то новое и отличное от постановок предыдущих лет, а также от собственной постановки в Краснодарском оперном театре, при этом, не исказив и сохранив фабулу самой оперы.
Основа идеи возникла из четвёртого действия, когда Марфа сходит с ума, что музыкально подчёркнуто иным, контрастирующим материалом. Композитор сделал акцент на смене образа, что ловко подхватил постановщик и облёк в контрастное сопоставление двух образных сфер: реальной и иллюзорной, вымышленной.
Осуществлён этот ход весьма филигранно. С самого начала мы погружаемся в тот «воображаемый» мир, который постепенно всё больше и больше проявляется в мире реальном, полностью сосуществуя с ним к кульминации четвёртого действия.
Художник-постановщик – Сергей Новиков, занимавшийся оформлением сцены, не первый раз окунается в работы Римского-Корсакова. Идея «пути» к незримому граду Китежу алой нитью связывает все исторические оперы композитора. К таковой можно отнести и «Царскую Невесту». В данной постановке отдельно хочется отметить необычное оформление сцены, которое было выполнено в духе иконы, с обратной перспективой, что как бы сильнее погружает зрителя в сценическое действие и вместе с тем отсылает к христианским канонам. Буквально же иконой сцена становится уже к третьему действию, когда перед зрителем возникает образ Богоматери. Всё это, вкупе с кропотливо сделанными в соответствии с исторической эпохой костюмами, буквально переносит зрителей во времена царствования Ивана Грозного.
Перед хореографом-постановщиком Ярославом Францевым стояла ультрасложная задача – станцевать без танца. В самой опере Римским-Корсаковым не предусмотрены танцевальные эпизоды, но мы видим, что они сопровождают весь иллюзорный мир. Это мастерски воплощают артистки балета, предстающие в образе погубленных невест. Своими движениям и поставленной хореографией они выражают всю боль женской судьбы, на которую были обречены.
Каждый из вокалистов третьего показа, безусловно, хорошо исполнил свою роль. Александр Мусиенко, заслуженный артист России – представляющий заботливого отца семейства Василия Степановича Собакина, как и всегда хорошо справляется с образом примерного семьянина и мудрого старца. Анна Гаджиева, лауреат международных конкурсов – сыграла Домну Сабурову, а в роли её дочери Дуняши и подруги Марфы выступила Наталья Беспалова. Завершали образ благополучной семьи Собакиных Евгения Долгополова в роли ключницы Петровны и дети артисты хора и мимического ансамбля.
Противоположной стороной идиллической семейной жизни служили опричники в исполнении артистов мужского хора под предводительством Малюты Скуратова, роль которого исполнил Валерий Храпонов, а также сенные девушки, представленные женским хором. Завершающим и ключевым второплановым отрицательным персонажем становится Елисей Бомелий – заграничный царский лекарь, способный сварить любое снадобье, которого сыграл Юрий Кожурин.
Пара Марфы и Ивана Сергеевича Лыкова была весьма задушевно сыграна Оксаной Шишениной, лауреаткой международных конкурсов и Глебом Меланичем соответственно. Насколько богатый и яркий тембр вокалистки действительно удостаивает её называться «царской невестой», покоряющей всех мужчин своей красотой, настолько же и умилительной выглядит её привязанность к доброму, но тембрально не столь богатому жениху.
На фоне благополучной, «доброй» пары резко контрастной, и по своему сценическому воплощению и по вокальному, оказывается вторая пара – Григорий Грязной и Любаша. Буря оваций, гремевшая в честь антагониста, была посвящена в первую очередь Александру Краснову, лауреату международных конкурсов, приглашенному солисту Большого театра России. Его сильный и многогранный тембр захватывал всё пространство сцены, заставляя даже на миг проникнуться симпатией к персонажу Грязнова, поступки которого ужасны по сути своей и бесчеловечны.
Впечатление портил разве что непредумышленный комический эффект от сценографического решения становления героя в «пафосную позу» с запрокидыванием правой ноги на все имеющиеся на сцене предметы интерьера: стол (он же лавка) и бревно. Любаша в исполнении Юлии Изотовой оказалась очень подходящей парой Грязнову как вокально, так и образно, захватывая зрителей и вызывая к себе искреннее сострадание.
Наконец, главным событием вечера стал дебют нового главного дирижера театра Михаила Грановского. Имея за плечами долгий и насыщенный музыкальный путь, начавшийся в Московском хоровом училище, а после в Московской консерватории по двум классам: хорового дирижирования у Бориса Тевлина (1994) и оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского (1998), пришел он к становлению на должность главного дирижера в Ростовском Государственном Музыкальном Театре. Перечень его предшествующих заслуг на музыкальном поприще очень велик: участвовал в международных дирижёрских мастер-классах, с 2001 по 2013 годы работал в Большом театре, был главным приглашённым дирижёром Екатеринбургского театра оперы и балета с 2008 по 2018 годы, а также сотрудничал со многими известными оркестрами России и рядом талантливых исполнителей-солистов.
Стоит отдать должное и предыдущему дирижеру, который провел первые два показа и готовил спектакль – Андрею Иванову. В тоже время, нельзя не заметить, что третий показ, а вместе с ним и дебют Михаила Грановского прошли очень хорошо. Вскоре нового главного дирижера ждет ряд грандиозных проектов: показ оперы «Травиата», юбилейный концерт ростовского композитора Леонида Клиничева.
Пожелаем маэстро дальнейших творческих успехов и новых вершин как для него, так и для всего нашего Ростовского Музыкального Театра!
Текст Короткиева Эмма. Фото Марина Михайлова.
Посмотрите также: