От Гофмана к Пигмалиону: премьера балета «КОППЕЛИЯ» в Ростовском музыкальном театре

22.04.2023Количество просмотров: 2111

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Оксана Коломейцева

19 апреля в Ростовском музыкальном театре состоялся предпремьерный показ балета «Коппелия» на музыку Лео Делиба.

Эта постановка – оригинальная и современная адаптация любимого комического балета. Волшебное, фантастическое представление очаровывает с первой до последней сцены. Без преувеличения можно сказать, что в репертуаре театра появилась ещё одна жемчужина.

Балет «Коппелия» был создан в 1870 году балетмейстером Артуром Сен-Леоном, и сегодня является одним из самых репертуарных балетов мира – «величайшей из хореографических комедий». Первоисточником, однако, стала довольно жуткая психологическая новелла Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек».  

Либреттисты А. Сен-Леон и Ш. Нюитер сохранили лишь центральную сюжетную линию новеллы, сделав «Коппелию» простой и забавной историей со счастливым концом. Эксцентричный изобретатель Коппелиус (который здесь скорее комичен, чем ужасен), создаёт куклы-автоматы в человеческий рост, в том числе и прекрасную Коппелию, которую он помещает на своем балконе. Жители городка начинают гадать, кто же эта загадочная фигура.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Здесь мы встречаем нашу озорную главную героиню Сванильду и её жениха Франца, который проявляет романтический интерес к Коппелии. Сванильда не в восторге от этого, она решает проникнуть в мастерскую доктора Коппелиуса, чтобы выдать себя за куклу и проучить ветреного юношу. После череды забавных происшествий пара, наконец, примиряется. Мораль, однако, вечна: настоящая любовь не может существовать без взаимных человеческих чувств.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Простота сюжетной линии этого балета и большое количество пантомимы даёт постановщикам неограниченный диапазон для проявления своей фантазии. История сценических интерпретаций грандиозна:«Коппелия» идёт практически на всех мировых сценах. Трактовки настолько разнообразны, что кажется этот сюжет рифмуется с чем угодно, от превращения кукол Коппелиуса в роботов-андроидов до перенесения действия во вселенную детского рисунка.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Постановка Ростовского музыкального театра получилась лёгкой, остроумной и очень гармоничной. Создателям действительно удалось найти идеальный баланс классики и современности. Адаптация сохраняет традиционные хореографические элементы, тонко переплетая их с современным языком жеста, читаемым и понятным для любого зрителя.

Балетмейстер-постановщик Иван Кузнецов даёт танцорам труппы возможность проявить себя в характерных ролях и развлечь зрителей игривой пантомимой. Вместе с тем воздушность многих танцевальных номеров в сочетании с минималистичным оформлением сцены создаёт эффект виртуальности и фантастической условности.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Действие этой постановки максимально абстрактно, оно вне времени и вне места. Создатели стремились сделать акцент на сказочность и фантазийность. «Наш спектакль – это фантазия, основанная на балетной эстетике» – говорит художник-постановщик Дарья Саморокова (Москва).

Пролог к балету ловко задаёт тон всего повествования: когда занавес поднимается, становится ясно, что нас ждёт абстрактный современный спектакль с отсылками к кинематографу (художник мультимедиа Вячеслав Шестак).  Под начальные такты партитуры мы видим будто бы заставку к началу фильма. Кукла Коппелия медленно проплывает, сидя на полумесяце (напоминает логотип студии DreamWorks), а затем на экране появляется название – «Коппелия».

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

В первом акте перед нами декорации с чёрно-белыми рисунками причудливо искажённых зданий. Очертания городских улиц изгибаются словно в кривом зеркале или во сне, как не вспомнить здесь Гофмана с его вечным пребыванием на грани иллюзии и реальности. Возврат к гофмановскому первоисточнику ощущается также в некоторых сценических решениях. К примеру, в конце первого акта перед зрителем открывается более тёмная сторона Коппелиуса, когда он умышленно подбрасывает ключ, чтобы заманить Франца к себе в дом для опытов. В оригинальной версии он случайно теряет ключ, а здесь (хоть и не надолго) предстает одержимым злым гением, который пытается осуществить свой безумный план.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Всё второе действие наполнено духом фантастики. Вместо разнообразных кукол-автоматов, которые описаны в исходном тексте либретто, в мастерской Коппелиуса мы видим целую команду абсолютно идентичных Коппелии  кукол, выполняющих одинаковые движения, что вместе с контрастным неоновым освещением придаёт действию оттенок мистики, заставляя вспомнить о любимой Гофманом теме двойников.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Помимо волшебства, сказочности и разумной доли мистики, постановщики добавили в этот, и без того остроумный сюжет, ещё больше юмора: много элементов пластической комедии в сцене взаимодействия Франца и Коппелиуса – невольно вспоминается кинематограф начала ХХ века и комические сцены Бастера Китона. Активная, почти мультипликационная, мимика всех персонажей и набор органично вписанных гэгов (таких, как гигантские трафаретные ромашки, на которых персонажи пытаются погадать «любит, не любит» или череп с перекрещенными костями на этикетке бутылки, из которой Коппелиус угощает вином Франца) – вызывают искренний смех в зале.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Постановку отличает нестандартное решение финала. Многие театры отказываются от трёхактной версии в пользу двухактной из-за отсутствия развития сюжета в последнем акте: в классическом либретто – это деревенский праздник (по сути дивертисмент). В Ростовском театре разрешили эту проблему, слегка изменив действие и добавив ему новые смысловые акценты.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Коппелиус приводит на праздник всех своих кукол, которые танцуют, как бы соревнуясь с людьми. Коппелия и Сванильда тоже вступают в своеобразное состязание, исполняя одинаковые фуэте. А когда становится понятно, что любые, даже самые совершенные изобретения никогда не смогут заменить живых людей – всё заканчивается поцелуем любви, тем самым, который, как известно из сказок, может оживить кого угодно, даже... куклу! Коппелиус целует свою Коппелию, что также отсылает зрителя к известному мифу о Пигмалионе и Галатее, утверждая, что настоящая любовь способна творить чудеса.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким
    
В спектакле объединено множество совершенно разных компонентов: традиционные балетные элементы, отсылки к кино и анимации, гофмановская мистика, но сделано это так умно и тонко, что представление действительно выглядит цельно и неповторимо в сравнении с множеством других современных постановок.

В создании единого гармоничного образа большую роль также играют костюмы и освещение. Черно-белый фон декораций даёт возможность «раскрасить» спектакль разными цветовыми оттенками с помощью света. Световой дизайн Ирины Вторниковой деликатно усиливает настроение в каждой сцене, погружая её в разнообразные гаммы: голубой, оранжевый, фиолетовый – эти же оттенки поддерживаются и в одежде персонажей.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Оксана КоломейцеваФото Оксаны Коломейцевой

Костюмы Натальи Земалиндиновой выглядят современной условно-исторической стилизацией, главный акцент сделан на цвет и индивидуальность героев. Сценической доминантой становится монохромно фиолетовый образ Коппелиуса, напоминающий персонажа из Алисы в стране Чудес.

Ещё больше погружает в атмосферу представления превосходное техническое и драматическое исполнение ролей балетной труппой театра. Хотя подготовка спектакля велась в сжатые сроки (над хореографией работали около 3-х месяцев), все без исключения солисты показали высокий уровень мастерства и проработки своих образов.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Анастасия Сапрон – идеальная Сванильда, она мастерски воплотила любимую героиню, сочетая субретные аспекты роли с грацией и прекрасной техникой. Она проникнута индивидуальностью – полная противоположность неодушевлённой кукле Коппелии. Её характеристика непоколебима на протяжении всего спектакля, несмотря на сложную хореографию. Артистка также обладает выразительной мимикой и отлично подходит для изображения восхитительно упрямого характера. А когда она переодевается в одну из кукол и пытается несинхронно копировать кукольные движения  – это выглядит настолько комично, что всё внимание зрителей сосредоточено лишь на ней, хотя в это время Татьяна Топоркова в роли Коппелии даёт превосходное представление, мастерски воплощая механические движения.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария КимФото Марии Ким

Игорь Кочуров – лихой Франц, и настолько увлечённый своей идеей, что он, кажется, не обращает внимания на все зловещие махинации рядом с ним. В его парящих прыжках есть неизменный оптимизм и много прекрасных комических моментов. Он совмещает эмоциональность в своём соло в первом акте с точностью и музыкальностью в сольном номере, который является изюминкой финального па-де-де.

Главные танцоры установили интересный контакт между собой, помогая зрителям понять их игривые взаимоотношения. А чарующий финальный дуэт Сванильды и Франца продемонстрировал мастерство обоих с их невероятными прыжками, подъёмами и пируэтами.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Оксана КоломейцеваФото Оксаны Коломейцевой

Анатолий Устимов в роли Доктора Коппелиуса  наделяет своего героя искренним пылом и неотразимой харизмой, присущей любому уважающего себя техническому гению. Его характеристика обладала всей театральной выразительностью, а жесты проясняли каждую деталь в сцене мастерской во втором акте. Артист безупречно выполняет сложные танцевальные элементы, сохраняя при этом тонкую эксцентричность.

Третий акт даёт всем танцорам возможность продемонстрировать своё мастерство и талант. Артисты кордебалета великолепно исполнили различные дуэты и ансамблевые номера, а танцоры-мужчины получили возможность продемонстрировать свои потрясающие прыжки, добавив представлению масштабности.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Оксана КоломейцеваФото Оксаны Коломейцевой

Балет наиболее известен своей богатой и изысканной партитурой, и дирижёр Андрей Иванов, безусловно, оказался на высоте. Симфонический оркестр под его управлением исполнил известную музыку с её культовыми лейтмотивами, придерживаясь эстетики композитора, но привнося вдохновение энергию и мощь.

«Коппелия» является постановкой, соединяющей зрителей 21-го века с классическим искусством балета. (Художественный руководитель Вячеслав Кущёв).

Оставаясь верным своей традиционной основе, спектакль получился очень утончённым и незаурядным. Профессионалам и новичкам в театре, традиционалистам и любителям чего-то свежего, взрослым и детям – этот балет стоит посмотреть всем.

Премьера балета «КОППЕЛИЯ» в РГМТ. Фото: Мария Ким Фото Марии Ким

Текст: Елена Румянцева, студентка РГК, музыковед.


Премьерные показы спектакля: 21, 22 , 26 апреля и 25 июня.

 

 

Написать нам письмо