20 лет на сцене: ростовский АКТЁР СЕРГЕЙ БЕЛАНОВ о работе в театре

23.03.2019Количество просмотров: 246

Сергей Беланов

Сергей Беланов с 1999 года – актёр Ростовского-на-Дону академического Молодёжного театра. За это время он сыграл более чем в двадцати пяти спектаклях, был номинирован в премии «Человек Года» в номинации «Актёр года».

- Сергей, расскажите, когда и почему у Вас возникла идея стать актёром? Родители были связаны с театром?

- Нет, мои родители к театру никакого отношения не имели, а мама и вовсе была категорически против, чтобы я стал актёром. Первое образование я получил по специальности "учитель начальных классов" в Каменск-Шахтинском педагогическом колледже. Мама пророчила мне большую жизнь, если я стану учителем в сельской школе. Она говорила, что я обязательно заработаю на коттедж и корову, а потом могу и женой обзавестись (смеётся). А вообще, я ещё с детства интересовался актёрством. В школе участвовал в разнообразных творческих мероприятиях, а в свободное время во дворе показывал миниатюры.

Сергей Беланов

- Как же тогда Вы оказались в Ростовском академическом?

- После колледжа я пару лет поработал учителем и в 1997 году поехал «покорять» Ростов. Однажды вместе с моим другом Юрием Купавых, во время прогулки, увидели объявление на заборе, который обрамлял ещё не готовый музыкальный театр. Там было сказано, что набирается актёрский курс под руководством Владимира Борисовича Чигишева. В тот момент мне было двадцать семь лет, и я уже не попадал, потому что обычно берут на учёбу в возрасте девятнадцати-двадцати лет. Но всё же, мы решили пойти, попробовать свои силы. Конкурс был не маленький – десять человек на место, но после трёх туров отбора, я и Юрий стали студентами Ростовского филиала Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства.

Я очень благодарен Владимиру Борисовичу Чигишеву, за то, что в моём уже зрелом возрасте он взялся меня учить. Со второго курса я уже начал работать актёром академического молодёжного театра, то есть, по сути в этом году у меня юбилей – двадцать лет я служу в этом театре.

Сергей Беланов

- Кто были Ваши учителя?

- У нас было три мастера. Владимир Борисович Чигишев, заслуженный артист России Николай Мигдатович Ханжаров и артист нашего театра Борис Николаевич Вернигоров. Владимир Борисович был главным мастером нашего курса. У трёх мастеров был свой подход, учёба проходила по-разному. Николай Ханжаров больше отвечал за пластичность, Борис Вернигоров пытался привить трудолюбие, для него это был первый курс и ему хотелось в нас как можно больше вложить. Ну а Владимир Чигишев соединял это всё в одно целое. Мы воспитывались при театре. Нас вырастили, как птенцов. И из двенадцати человек на курсе у нас по профессии пять точно работает.

- Вы равнялись на каких-то известных актёров?

- Конечно! Я смотрел на работников нашего театра, на актёров кино. Смотрел, анализировал, пытался учиться на ошибках, которые они допускали. Большое влияние на меня оказали мои любимые актёры – Зиновий Гердт, Олег Борисов, Андрей Миронов, Сергей Юрский.

Сергей Беланов

- Считаете ли вы актёрскую профессию трудной или, если есть талант, то всё складывается легко?

- Актёрская профессия – очень тяжёлая. Многие смотрят на актёров, и думают, что у них очень счастливая жизнь, но это не всегда так. Это в первую очередь, душевная профессия, связанная с нравственностью. Да и вообще, любой успех на сцене – это пять процентов таланта и целых девяносто пять – усердной работы. Если талант не развивать, то он завянет как цветок. Нужно постоянно работать. Но это не значит, что ты должен делать что-то определённое, всё может параллельно идти. Вот мы сейчас с Вами разговариваем, а я могу думать совершенно о ином, делать свои выводы.

- Расскажите о своей первой роли.

- Когда я только пришёл в театр, Владимир Борисович ставил «Чайку». Он взял меня на главную роль – играть Треплева. Это вообще большая удача для любого молодого артиста сыграть такую большую роль. Обычно, все начинают с массовки. Главная роль накладывает большую ответственность, перед мастером, перед однокурсниками.

- Были ли у Вас трудности в актёрской профессии?

- Да, было такое, когда ты видишь роль по-своему, а с режиссёром это разнится. Он ломает твои стереотипы, которые сложились по отношению к данной роли. Тем более, если эту роль ты где-то уже видел. Ещё, случается, когда ты играешь главную роль и спрашиваешь у режиссёра, а почему герой поступил именно так, а не иначе. А в ответ слышишь: «Он просто такой человек». Этого ответа недостаточно, и работа над ролью заходит в тупик.

Сергей Беланов

- Легче играть героя, который похож на Вас?

- Мне кажется, играть самого себя всегда сложнее. Зачастую, мы очень много знаем о других людях, но не знаем многого про себя. Поэтому играть похожий образ очень сложно, и в любом случае, существует авторский вымысел, который может ввести в роль что-то своё. Тогда это будет уже не чисто «ты», а «ты плюс кто-то».

- После спектакля Вы можете оценить свою работу?

- Да, конечно. Если роль сыграна хорошо – ты ощущаешь свой внутренний рост. Когда духовно, внутренне ты вырос можно говорить о том, что роль удалась. Вообще бывают такие случаи, когда выходишь кланяться на каком-нибудь спектакле, который лично тебе не понравился, а зритель аплодирует и кричит «браво». Ты думаешь, чему браво? Хочется спросить: «А вы точно этот спектакль смотрели?» (смеётся).

- Если ли у Вас любимый спектакль с Вашим участием?

- Есть спектакли, в которых хочется, чтобы тебя убили в первом акте, если не в самом его начале (смеётся). А вообще любимые и нелюбимые спектакли есть у каждого актёра. Не всегда, кстати, любимым может стать тот, где играешь главную роль, всё зависит от самого спектакля и режиссёра. Бывает и за маленькой ролью весь зал с удовольствием наблюдает, даже если она совершенно без слов. Например, мне очень нравилась моя роль в постановке «Недоросль». Я там играл очень маленькую роль – учителя Недоросля, священнослужителя. Маленькая роль, но, если в неё вложиться, то можно сделать очень интересно.

Сергей Беланов

Из детских спектаклей, мне очень нравился «Сказки дядюшки Римуса, или беги, кролик, беги!». На нём смеялись и дети и взрослые вместе. Это дорогого стоит и очень хорошо, между прочим, влияет на семью. Если вы вместе приходите с ребенком, у вас появляется общий интерес, значит крепнут семейные отношения. Вы можете через какое-то время вспомнить, как вместе смеялись над какими-то моментами в этом спектакле.

- Сколько длится работа над спектаклем?

- Работа над спектаклем прекращается только в тот момент, когда спектакль себя уже отработал и его нужно снимать с показа. Даже есть роль плохая, ты все равно над ней работаешь постоянно, черпаешь что-то новое для себя, размышляешь над ошибками.

- Имеет ли для Вас значение с кем играть?

- Конечно, как и в любой профессии, если коллектив сплоченный, вы друг друга подхватываете и понимаете с полуслова – это пятьдесят процентов успеха. Если режиссер-постановщик собрал такую команду, то тут уже и стыдно сделать что-то не так.

Сергей Беланов

- Всегда ли роли, которые Вам давали, соответствовали Вашей органике и фактуре?

- Актёры – люди подневольные, дали роль – играй, неважно подходит ли она тебе. Приходиться подстраиваться под какие-то рамки, пытаешься себя как-то побороть, вжиться в свою роль, понять героя. Тут можно посмотреть на своих знакомых, попробовать с них взять какие-то кальки. Бывают, конечно, и такие случаи, когда актёр уже начинал репетировать свою роль и режиссёр понял, что всё-таки это ему не подходит, приходиться менять. Но на моей практике такого не случалось.

- Обращаете ли Вы внимание на зрителей во время спектакля?

- Была хорошая миниатюра у Ширвиндта и Державина, когда они показывали, как первый раз актёры играли спектакль дрожа при этом, и когда, уже не первый раз и позволяют при этом отпускать себе реплики в зал между текстом.

Вообще, конечно, контакт с залом запрещен. Ещё Станиславский говорил, что зритель должен смотреть на сцену как на аквариум. Работать нужно не для зрителя, а с партнёром, только тогда на это интересно смотреть. Но сейчас времена меняются, ломается эта стена между сценой и залом. Актёр может выходить в зрительский зал, общаться с публикой, смотреть в лица людей, как бы обращаясь к ним в эту минуту со своим монологом.

Сергей Беланов

- Смотрите ли Вы одноименные спектакли, в которых Вы играете, в постановках других театров? Помогает ли это найти образ?

- Не всегда есть такая возможность поехать в другой город и посмотреть те спектакли, в которых сам играешь. Но честно говоря, я не сторонник наблюдать за другими актёрами, меня это сбивает. Не хочется повторяться, и всё равно режиссёр видит по-своему.

- Какие роли Вам хотелось бы ещё сыграть?

- У меня никогда не было такого желания – сыграть какую-то определённую роль. Мне повезло, и зачастую попадаются хорошие режиссёры, и соответственно роли. Роли, в которых есть возможность показать многие аспекты человеческой души. Страсть, любовь, коварство, предательство могут быть уже в одной роли глубоко раскрыты. И зачем тогда быть актёром одной роли? Необязательно стремиться сыграть Наполеона, Наполеон может быть в каждом человеке и в каждой роли.

Сергей Беланов

- Возникают ли мысли о столичных театрах или Вы прочно связали свою творческую карьеру с Ростовом?

- Конечно мысли о переезде посещают любого артиста из провинциального театра. Однако, я не московский человек, меня ничего не роднит с этим городом, да и столица не знает обо мне ничего. А вот Санкт-Петербург мне ближе. Там куда не глянешь – везде история. Но я пока думаю, и это пусть будет секретом.

- Довольны ли Вы своей актёрской судьбой? Если бы вернулись обратно в 1997, выбрали бы актёрскую профессию вновь, зная уже, что Вас ждёт?

- Бывает, мне мои знакомые говорят, что я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом и получаю за это деньги. Так и есть, но иногда возникают такие моменты, когда смотришь на себя в зеркало и в отражении, пытаешься найти того самого Серёжу, которому десять лет. Серёжу, который пока не оброс какими-то негативными моментами. Пытаешься понять, тот ли путь выбран тобой, та ли профессия. Вроде как бы всё то, но, если мне вновь представилась возможность выбора профессии, не знаю, выбрал бы я театр. Отношение к театру сейчас другое, время сейчас не театральное.

- А чем бы Вы решили заниматься?

- Если бы я остался по внутреннему состоянию тем же самым человеком, то я не выбрал техническую профессию – это точно, бизнесмен из меня бы не вышел, я не могу сидеть на месте. Я очень подвижный человек – сидеть в офисе не для меня. Скорее всего, я бы стал путешественником.

Сергей Беланов

- Кроме актёрской профессии, что ещё интересует Вас?

- В свободное время я играю на гитаре. Я участник группы «ARTель Бэнд», которую мы с приятелями создали в театре. В ней играют два звукорежиссёра на барабанах и бас-гитаре, и два артиста – соло, и ритм-гитара. Раньше вместе с моим другом Юрием Куповых у меня был дуэт «ОМ» (одним махом). Нам даже посчастливилось выступить на театральной площади в рамках одного из музыкальных конкурсов. Сейчас в свободное время я пишу стихи, которые не всегда становятся песнями, из-за нехватки времени.

Помимо музыки и театра я работаю ещё и на радио уже двенадцать лет. Сейчас – это областное «Радио ФМ-на-Дону», я веду там «Раннюю пташку» – передачу, созданную для поднятия утреннего настроения.

- Не хотели бы полностью уйти в музыку или на радио?

- Нет, это совершенно другой вид деятельности, и у меня есть своя основная работа. Музыка и радио – это скорее хобби. Мне поднимает настроение, мысль, что тебя слушают, твои программы, твои песни.

- Спасибо, Сергей, за увлекательную беседу. Желаем Вам творческих успехов!

- Спасибо! Я так же хотел пожелать читательницам «Ростовчанки» настоящей любви и мужчин, которые будут заботится о вас, носить на руках и приезжать каждый день на белом коне!

Сергей Беланов

Беседу вела Анна Ямпольская. Фото Сергея Гузенко/Sergio Marony

 

Контакты актёра Сергея Беланова для сотрудничества:
+7 918 501 93 90
alhanon2@mail.ru

 


Оставить комментарий






Написать нам письмо