Фестиваль «Рапсодия на тему Рахманинова». Как всё было?

25.04.2023Количество просмотров: 998

Сергей Рахманинов

С 25 марта по 1 апреля 2023 года в Ростовской филармонии прошёл фестиваль «Рапсодия на тему Рахманинова», посвящённый 150-летию со дня рождения композитора.

Ростовчане подошли к юбилею втройне ответственно: все три музыкальные институции города, где великий артист неоднократно бывал, – музыкальный театр, филармония и носящая его имя консерватория, – празднуют эту дату. Филармония приурочила к знаменательному событию восьмидневный фестиваль, в программах которого прозвучали более двадцати пяти сочинений маэстро.

Логотип празднества выглядел стильно, лаконично и многозначно. Буква «Р», обозначенная нотой «Ре», – заглавная и в слове «Рапсодия», и в фамилии юбиляра. Идея фестиваля и всей разноплановой программы принадлежала художественному руководителю и главному дирижёру Ростовского академического симфонического оркестра РАСО Антону Шабурову.

Антон Шабуров

Он выстроил стройную драматургическую логику, охватив все музыкальные жанры, в которых работал композитор (за исключением оперного, воплощение которого филармония оставила музыкальному театру). Кроме того, название отсылает как к жанру, к которому обращался Рахманинов, создав «Рапсодию на тему Паганини», так и к древнему толкованию слова: повествование древнего певца-сказителя (рапсода), рассказ о жизни великого человека. Филармония «пропела» такое сказание, охватив творческий путь гения «от начала к финалу».

Открывали и закрывали фестиваль симфонические вечера, обрамлявшие вечера вокально-симфонические, хоровые и камерно-инструментальные. В третьей четверти формы находились марафоны фортепианных концертов. В афишу вошли не только популярные произведения, но и раритеты, премьерные для ростовской сцены. Кроме этого, мировыми премьерами стали сочинения молодых ростовских композиторов. События разворачивались не только в «родном» Большом зале филармонии, но и в других культурных локациях города, которые сменяли друг друга едва ли не каждый день.

Фестиваль «Рапсодия на тему Рахманинова». Как всё было?

Большой вклад в организацию столь масштабного праздника внесли генеральный директор Ростовской филармонии Оксана Яковлева и директор РАСО Елена Банникова. Активную поддержку оказало Правительство Ростовской области и губернатор Василий Юрьевич Голубев.

Основную нагрузку вынес на своих плечах РАСО, который две недели без отдыха воплощал задуманное в реальность. Солисты – артисты филармонии, их коллеги из консерватории и музыкального театра, а также приглашенные именитые гости из других городов, завоевавшие известность в стране и за ее пределами.

Открыла первый фестивальный вечер мировая премьера – поэма Андрея Захарова для баритона, хора и симфонического оркестра «Приношение Рахманинову», основные темы которой были рождены в Ивановке, а поэтические строки являются парафразом автора стихотворения Майи Румянцевой «Рахманинов за границей». Поэма прозвучала на одном дыхании с первого и до последнего удара колокола, словно музыканты давно уже знают свои партии наизусть. Солист Илья Болдырев исполнил свою партию мощно, уже с начальных слов – «Он пел Россию от земли до неба», и сумел создать эффект «вокального театра».

Илья Болдырев

Солист Илья Болдырев.

Далее прозвучали сочинения молодого Рахманинова. С первых нот симфонической поэмы «Князь Ростислав», в основу которой положена романтическая баллада Алексея Толстого, деликатно распетых виолончелями, был слышан могучий образ произведения, в ходе развития превратившийся в эмоциональный шквал, низвергающийся на зрителя.

Ещё одной симфонической поэмой, программой которой послужил чеховский рассказ «На пути», композитор всё же дал название «Утёс», так как эпиграфом и литературного, и музыкального произведения послужили строки известного стихотворения Лермонтова. Напряженная, мрачная тема утеса, звучащая в исполнении низких струнно-смычковых инструментов, сразу же погрузила зал в тревожную тишину. Каждый штрих, каждая деталь звучания несли на себе смысловую нагрузку и создавали эффект легкого дуновения в пространстве. Ярким финалом первого фестивального вечера стало исполнение Симфонии № 1 ре минор, op. 13. Мотив, который открывает партитуру и проходит через все четыре части, реализуется оркестром сдержанно, сурово, в драматичном колорите. К сожалению, на протяжении всей симфонии возникало ощущение, что произведение оркестром освоено ещё не до конца.

Две последующие концертные программы оказались возможны благодаря поддержке проекта «Всероссийские филармонические сезоны» Московской филармонии. Слушатели получили счастливую возможность услышать в исполнении Государственной академической хоровой капеллы России им. А. А. Юрлова все сочинения Рахманинова для голоса, хора и оркестра.

Одно из них – «Три русские песни» op. 41. Первый номер, «Через речку», звучит в исполнении унисона басов, второй, «Ах ты, Ванька», – альтов; в последней части, «Белилицы, румяницы вы мои», мужские и женские низкие голоса объединяются. Небольшая первоначальная печальная мелодия, неторопливо сыгранная скрипками и английским рожком, явилась неким эпиграфом ко всему сочинению, образом бескрайних просторов России и мучительной тоски по ним. В самом ярком финальном номере хор пластично покорился оркестру, смягчив напряженность звучания.

хоровая капелла им. А.А.Юрлова

Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова.

На всем протяжении кантаты «Весна» на стихи Н. Некрасова, начиная с мощных фраз «Идет-гудет Зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум», хор демонстрировал богатство звуковых окрасок – то густых и насыщенных, то мягких и воздушных. Солист Чингис Баиров (Улан-Удэ) исполнил развернутый монолог драматично, напряженно, с вокальной выразительностью и необыкновенной силой голоса.

солист Чингис Баиров

Солист Чингис Баиров.

Завершила второй фестивальный вечер поэма «Колокола» для симфонического оркестра, хора и солистов на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. В великолепном исполнении одного из сложнейших произведений композитора солировали ростовчане Кирилл Чурсин и Кнарик Закарьян, а также Чингис Баиров. Оркестр порадовал сбалансированным аккомпанементом, где надо – деликатно поддерживая пение, где надо – не смущаясь, выходя на передний план.

Третий вечер, также отданный «юрловцам», проходил в Старо-Покровском храме, где прозвучали сочинения композитора для хора a’cappella, в том числе и одно из главных в этом роде – «Всенощное бдение».

Лирический центр фестивального проекта пришёлся на концерты для фортепиано с оркестром. Каждый из них представляет собой определенную веху на творческом пути композитора. За два вечера все пять произведений знакового для Рахманинова жанра исполнили пианисты разных возрастов и степени известности: Софья Бугаян, Лолита Цоцонава, Вадим Богомаз (Ростов), Вадим Руденко и Арсений Тарасевич-Николаев (Москва).

В программу последующих дней были включены камерно-инструментальные композиции. Инициатором и вдохновителем шестого вечера, который прошел в выставочном зале Дома художников, выступила артистка РАСО Мария Андреева. Название «Перформанс 4 & 2» указывало на нетривиальную идею: противопоставление квартета музыкантов и мастеров других искусств – скульптора Наталию Болотову и художника Артура Оганесяна. Слушатели наблюдали, как они создают свои творения в режиме реального времени под звучание музыки. В исполнении Марии Андреевой и Анастасии Богучаровой гости услышали Сонату для виолончели и фортепиано соль минор, op. 19, Первый неоконченный струнный квартет в исполнении солистов РАСО Марии Романюк, Лейлы Салаевой (скрипки), Богдана Соломахина (альт) и Евгении Скороходовой (виолончель) и Второй неоконченный струнный квартет, сыгранный артистами РАСО и студентами консерватории Ксенией Ченцовой, Марией Хоменко (скрипки), Светланой Илясовой (альт) и Марией Андреевой (виолончель). Диалоги между исполнителями гипнотизировали каждого слушателя и не отпускали на протяжении всего сочинения.

Ещё одна камерная программа, «Рахманинов & Чайковский», прошла на седьмой день в культурном пространстве «Циферблат». Состоялась творческая встреча с композитором Андреем Захаровым, который принял на себя роль ведущего концерта и рассказывал о жизни Сергея Васильевича, о роли Петра Ильича в формировании художественного почерка композитора, об Ивановке и многом другом. Одним из запоминающихся номеров стало «Элегическое трио № 2» в исполнении Надежды Виноградовой (скрипка), Марии Андреевой (виолончель) и Анастасии Богучаровой (фортепиано). Несмотря на погрешности в отдельных эпизодах, произведение в целом прозвучало очень достойно, особенно в кульминационных зонах. Вниманию зрителя представили и небольшое сочинение самого Андрея Захарова «Воспоминание об Ивановке». Надежда Павловская ярко показала себя в «Музыкальном моменте» № 4 ми минор. Завершило вечер переложение знаменитого «Вокализ»: Андрей Захаров написал партию второй скрипки и сам исполнил ее вместе с солисткой РАСО Марией Романюк.

Завершающим аккордом фестиваля, символично выпавшим на день рождения композитора, стало исполнение трёх крупных симфонических произведений. Название опуса молодого талантливого ростовского композитора Евгения Кремнева – «Рапсодия на тему Рахманинов» для большого симфонического оркестра и фортепиано – почти буквально повторяет название фестиваля. Этот опус был написан специально для Ростовской филармонии в кратчайшие сроки за март 2023 года. Включение в программу финального вечера этой партитуры создает некую арку между открытием и заключением проекта. Евгений Кремнев, исполнивший сольную партию, постарался отразить дух Сергея Рахманинова, основные грани его творчества. Через всю рапсодию проходит образ русских колоколов, улавливаются связи с целым рядом произведений мастера – Вторым и Третьим фортепианными концертами, поэмой «Колокола». В этот вечер Антон Шабуров оказался в роли слушателя, а за дирижерский пульт встал заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов (Пермь).

Валерий Платонов

Дирижёр Валерий Платонов.

Симфоническая поэма «Остров мёртвых», написанная под впечатлением одноименной картины швейцарского живописца Арнольда Бёклина, произвела неизгладимое впечатление. Каждая филигранно исполненная нота, каждая мелодическая интонация мрачной звуковой палитры, воссоздающая холодность водной стихии, окутывала слушателя невидимым туманом, который еще долго не рассеивался после завершения звучания оркестра.

Апофеозом вечера явилось последнее сочинение Рахманинова – оркестровая сюита «Симфонические танцы» op. 45. Все, что волновало композитора на протяжении всей его жизни, синтезируется в этой партитуре: это раздольная тема родины, тема противопоставления добра и зла, колокольный звон и знаменитый Dies Irae.

В завершении состоялась торжественная церемония награждения от лица Министерства культуры области главных действующих лиц «Рапсодии» – оркестра, его главного дирижера и директора РАСО, солистов и партнеров фестиваля.

Награждение коллектива РАСО

Награждение коллектива РАСО.

Празднование юбилея отшумело, но музыка русского гения остаётся жить в сердцах людей, ибо каждый узнает в ней себя.

Текст: Мариам Оганнисян.
Фото: Александр Ломтев.

Написать нам письмо




Новое на сайте