«ЗАКАТ» КАК РАССВЕТ. В Ростовской консерватории родился новый творческий коллектив

09.12.2023Количество просмотров: 1168

«ЗАКАТ» КАК РАССВЕТ. В Ростовской консерватории родился новый творческий коллектив

Кинозал Донской государственной публичной библиотеки 3 декабря 2023 года был до отказа заполнен слушателями, которые пришли на премьерный концерт студенческого камерного оркестра Ростовской консерватории им. С.В.Рахманинова.

И это удивительно, ведь коллектив начал формироваться только в сентябре 2023 года.  Почему такой аншлаг? Может быть потому что коллектив поставил перед собой задачу знакомства широкой аудитории с различными концепциями посредством музыки, и на музыкальное событие мог прийти любой желающий: любители искусства, читатели библиотеки и любопытные прохожие. Вход был свободным для всех.

Образовался коллектив по инициативе студента третьего курса кафедры оркестрового и оперно-симфонического дирижирования Артёма Токарева (класс профессора Ю.Б.Машина).

Для первого выступления была составлена оригинальная программа – музыкально-композиционный коллаж «Закат» по одноименному стихотворению классика британского романтизма Перси Биши Шелли. В неё вошли произведения композиторов различных эпох, стилей, стран: финна Яна Сибелиуса, итальянца Отторино Респиги, американцев Сэмюэла Барбера и Филипа Гласса.

Четыре произведения объединила мысль о невозможности современного человека приостановиться и поразмышлять в век перегруженности информацией и напряженного ритма жизни. Во вступительном слове дирижер попросил слушателей хотя бы на некоторое время забыть о проблемах повседневности и погрузиться в свои потаенные мысли, переосмыслить и прочувствовать различные события.

Открыл вечер «Экспромт» для струнного оркестра Сибелиуса. Возвышенное и скорбно-созерцательное настроение произведения передалось слушателям в выразительном ансамбле оркестрантов. Эффектная задумка дирижера – погасить освещение, оставив единственными источниками света лишь светильники для нот на пюпитрах, удивила и заворожила аудиторию.

«ЗАКАТ» КАК РАССВЕТ. В Ростовской консерватории родился новый творческий коллектив

После генеральной паузы мажорная часть произведения на короткое время подарила слушателю надежду и веру в лучшее, увлекая легкой, светлой, танцевальной мелодией в партиях скрипок и альтов. Казалось, за этот миг даже оркестранты преобразились. Но радость не могла длиться долго – ей на смену вернулась мрачная реприза с глубоким бархатным тембром виолончелей и контрабаса.

Для исполнения следующего произведения к оркестру присоединился солист – лауреат международных и всероссийских конкурсов, стажер Ростовского музыкального театра Владимир Мирзабеков (баритон), который сейчас проходит ассистентуру-стажировку на кафедре сольного пения (класс профессора Н. А. Мещеряковой).

Лирическая поэма «Закат» для солиста и струнного оркестра Респиги на давшее название программе в целом стихотворение Шелли обращена к вечным темам любви, жизни и смерти. Художественный перевод Константина Бальмонта с английского языка был с заботой о слушателях спроецирован на экран.

«ЗАКАТ» КАК РАССВЕТ. В Ростовской консерватории родился новый творческий коллектив

Эмоционально и воодушевленно открылась поэма в богатом тембре струнных инструментов. Повествовательно и лирично прозвучал монолог солиста, поддержанный чутким аккомпанементом оркестра. Подчиняясь поэтическому тексту, фактура то уплотнялась, стремясь вперед, то замирала, создавая прозрачное звучание, инструментальные голоса тонко переплетались с вокальной партией в выверенном ансамбле.

Просветленное и умиротворенное настроение продолжило Адажио Барбера. Проникновенная композиция, наполненная щемящей печалью, словно создана для скорбных размышлений о мировых и личных трагедиях. Вырастая из одной ноты в партии первой скрипки, напряженная мелодическая линия бережно передавалась от одного инструмента к другому. Несмотря на иногда проскальзывающие неровности интонирования, исполнение вышло осмысленным и слаженным.

Наверное, самым загадочным номером программы в афише выглядел заключительный «Closing» из струнного квартета № 3 «Mishima». Квартет основан на саундтреке биографического фильма «Мисима: жизнь в четырёх главах» режиссера Пола Шредера, посвященного классику японской литературы ХХ века Юкио Мисиме. Название финальной части квартета переводят как «Последний день» или «Конец пути», что символически перекликается со сквозной темой концерта. Музыка своей энергетикой подействовала на слушателей оживляюще. Матовое, благородное звучание скрипок и альтов выпукло и выразительно сочеталось с энергичной пульсацией низких струнных, создавая впечатление проносящихся перед глазами воспоминаний.

Заполненный благодарными слушателями зал одарил студенческий камерный оркестр овацией. Премьерный концерт с наводящим на грустные мысли наименованием возвестил, будем надеяться, утреннюю зарю недавно родившегося содружества молодых музыкантов.

Анна Находкина.
Фото предоставил Артём Токарев.

Написать нам письмо