Две Шестые. От пасторали к трагедии. «Вечера с Ярославом Тимофеевым»

07.04.2025Количество просмотров: 186

Две Шестые. От пасторали к трагедии. «Вечера с Ярославом Тимофеевым»

Двумя Шестыми симфониями великих композиторов Бетховена и Чайковского Ростовский академический симфонический оркестр триумфально завершил абонементный цикл «Вечера с Ярославом Тимофеевым». Вечер 29 марта 2025 года надолго запомнится слушателям, до отказа заполнившим Большой зал филармонии.

Ростовчане знакомы с Ярославом Тимофеевым по его участию в фестивале «МОСТ-3» (2023), где он проводил встречи фестивального клуба с участниками и гостями. Ярослав – многогранная личность. Лектор Московской филармонии. Главный редактор крупнейшего музыкального журнала «Музыкальная академия». Ученый – кандидат искусствоведения. Критик, удостоенный первой премии на Всероссийском конкурсе «Резонанс». 

Признанный авторитет в области музыки и театра, неоднократно выступавший в качестве члена жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». Кроме того, Тимофеев – практикующий музыкант: профессиональный звонарь, играет на клавишных инструментах и сочиняет музыку для инди-группы OQJAV.

На филармонической эстраде говорит он негромко, ровно, без эффектных приемов, но его речь искрится свежестью и глубиной мысли. Он располагает к себе и создает атмосферу открытости. Сам увлечен предметом рассказа и тем увлекает слушателей.

За дирижерским пультом в тот вечер стоял художественный руководитель и главный дирижер оркестра Антон Шабуров. Именно он предложил объединить в рамках одной концертной программы две Шестые симфонии.

Две Шестые. От пасторали к трагедии. «Вечера с Ярославом Тимофеевым»

Антон Шабуров и Ростовский академический симфонический оркестр.

Открывала вечер Шестая симфония Людвига ван Бетховена, известная как «Пасторальная». Оркестр, начиная с первой части, «Радостные чувства по прибытии в деревню», передавал все тонкости и нюансы партитуры. В слаженном звучании особенно впечатляли сольные партии флейты, гобоя и кларнета, напоминавшие голоса лесных нимф. Вторая часть, «Сцена у ручья», вызвала особый трепет. Легкие, переливающиеся звуки скрипок и виолончелей создавали ощущение текущей воды, а нежные трели флейты напоминали о летнем утре в лесу. Третья часть, «Весёлое сборище поселян», внесла в симфонию игривую суету. Кларнеты и фаготы задорно перекликались, имитируя деревенские наигрыши, а валторны вторили им, словно голоса крестьян, собравшихся на праздник. И, наконец, четвертая и пятая части, «Гроза. Буря» и «Пастушеская песня. Радостное благодарное чувство после бури», стали штормом чувств, омывающим душу, и оставили после себя кристальную ясность. Ярость стихии сменилась тихой радостью, благодарностью за мир, воцарившийся в сердце. «Музыка – это посредница между жизнью ума и жизнью чувств», – писал Бетховен, и в его Шестой симфонии эта связь ощущалась особенно остро.

Две Шестые. От пасторали к трагедии. «Вечера с Ярославом Тимофеевым»

Ростовский академический симфонический оркестр

После идиллической пасторали, созданной Бетховеном, зал погрузился в трагическую бездну последней симфонии Петра Ильича Чайковского. Его Шестая – это «Requiem» без молитвенных текстов, где каждый звук – стон раненого сердца или светлое воспоминание. Зал словно затаил дыхание. 

Это была не просто музыка, а откровение, погружение в самые глубины человеческой души. Под управлением Антона Шабурова оркестр превращался в единый голос. Каждый инструмент, ведомый его жестом, обнажал душу, изливая свою исповедь. Словно играючи, музыканты преодолевали самые замысловатые пассажи, демонстрируя виртуозность, достойную пера самого Мастера. Каждая музыкальная фраза была наполнен смыслом. Каждая интонация, сотканная гением Чайковского, звучала с бережностью и трепетом, но в то же время – с подкупающей простотой. Даже в моменты, когда звук угасал до pianissimo, волна музыкальной энергии пронизывала слушателей, не теряя своей силы. Ничего лишнего, никаких показных жестов – лишь музыка, чистая и возвышенная.

Две Шестые. От пасторали к трагедии. «Вечера с Ярославом Тимофеевым»

Оркестр растворил границы между слушателями, превратив пространство в единый, трепетный организм. И когда замерли последние аккорды, в зале повисла тишина, такая густая, что казалось, ее можно потрогать. Тишина, в которой каждый услышал эхо своих переживаний.

Мариам Айрапетян.
Фото: Александр Ломтев.

Ранее: Дебютный концерт из цикла «Вечера с Ярославом Тимофеевым» — «Вещь в себе». К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке.

 

 

Написать нам письмо