22.12.2024Количество просмотров: 181
14 декабря 2024 года в Ростовской филармонии с феерическим успехом прошёл дебютный концерт из цикла «Вечера с Ярославом Тимофеевым» – «Вещь в себе», освещающий творчество Альфреда Шнитке на примере Concerto grosso № 1. Напомним, что в этом году широко отмечается памятная дата – 90-летие со дня рождения композитора.
За дирижерским пультом Ростовского академического симфонического оркестра в этот раз стояла Любовь Носова, весной уходящего года ставшая первым российским лауреатом в истории международного конкурса La Maestra в Париже. Музыка Concerto grosso после умелой настройки слушателя на авангардный лад в виде вступительной лекции была воспринята под «новым углом».
Дирижеру мастерски удалось собрать в стройную композицию все шесть частей произведения, подчеркнуть конфликтную диалогичность не только между солистами, но и оркестровыми группами. Ощущалась филигранная работа над каждой интонацией музыкальной ткани, её осмысление всеми участниками исполнительского состава (два солиста, клавесин, рояль, струнные).
Слушатели с предельным сосредоточением следили за каждым жестом Любови, переживая мелькания «трагического карнавала». Особенно эффектно прозвучало Рондо – кульминация цикла с должным накалом эмоций и ощущением звукового хаоса. Тандем скрипачей Владимира Филатова и Александра Лапича вызвал сильный эмоциональный резонанс своей слаженностью, объемностью звука и экспрессивной подачей сольных партий.
Более подробно, пожалуй, остановимся на ключевой фигуре этого мероприятия – Ярославе Тимофееве или же, как его ещё именуют, «нового Соллертинского XXI века».
Действительно, на данный момент он зарекомендовал себя одним из ведущих лекторов-музыковедов нашей страны, человеком, способным часами удерживать внимание аудитории, рассказывать о сложной современной музыке простым языком, понятным широким массам.
Ярослав Тимофеев известен как разносторонне развитая личность: лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции, клавишник группы OQJAV, проницательный критик, плодовитый музыковед, ведущий концертов Московской филармонии, редактор престижного журнала «Музыкальная академия» и даже звонарь. Здесь крайне уместно выражение немецкого писателя Л. Фейхтвангера о том, что «талантливый человек талантлив во всем». Ростовский меломан уже соприкасался с деятельностью Ярослава в качестве лектора, ведь он не первый раз приезжает наш в город. Именно поэтому новость о предстоящем событии была радостно воспринята филармонической аудиторией и овеяна сладостным предвкушением.
Субботний «Вечер с Тимофеевым» окутывала таинственная дымка философии Э. Канта. Эпиграфом концерта был выдвинут интригующий термин последнего «Вещь-в-себе», смысл которого заключается в невозможности постижения сути вещи как таковой. Значение данного определения в контексте мероприятия можно «возвести в квадрат», ведь музыка по определению искусство субъективного характера. Однако, в противовес Канту, Ярослав ставит целью своего выступления помочь каждому присутствующему услышать Concerto grosso «в себе», понять его. Задача не из простых.
По ходу действия жанр лекции-концерта в исполнении «нового Соллертинского» превратился в настоящий перформанс. Публика, затаив дыхание, внимала каждому сюжетному повороту рассказа. Детальный музыковедческий анализ драматургии произведения, главных образных сфер, композиционных техник, цитат из своей и чужой музыки, раскрывавших смысловой подтекст Concerto grosso, перемежался с лирическими отступлениями в виде философских размышлений, интересными фактами из жизни Шнитке, мультимедийными иллюстрациями, игрой на клавесине и «подготовленном фортепиано» (звучание которого намеренно искажается с помощью различный предметов, помещенных между струнами).
Ощущалась выверенность каждого слова, интонации, паузы и их органичное соотношение. Лекция изобиловала множественными смысловыми арками, образно-эмоциональными колебаниями от мистико-инфернального колорита до юмористических ноток – и все это было неотрывно связано с фигурой главного виновника торжества – Альфреда Шнитке.
Автор текста – Инга Пронина.
Фото – Александр Ломтев.
Посмотрите также: