25.04.2024Количество просмотров: 863
Вечером 17 апреля выставочный зал Донской государственной публичной библиотеки трансформировался в концертный, а академическая музыка встретилась с фотоискусством в программе «SUMMA» студенческого камерного оркестра Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова.
В последние несколько лет растет популярность музыкальных концертов, сочетающихся с перфомансом живописи, скульптуры или фотовыставки. Сам Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи. Для некоторых людей процесс создания произведений искусства может дополнять музыкальный вечер, по мнению же других – отвлекает и заставляет внимание рассредоточиваться. Также не является ни для кого секретом превращение библиотек, особенно в крупных городах, в коворкинги и различные площадки для проведения лекций, выставок, концертов, мастер-классов и квестов. Хороши ли эти тенденции? Ответ на вопрос даст только время, а сейчас же можно сказать, что на каждый товар – свой купец.
Название программы концерта студенческого камерного оркестра перекликалось с их декабрьским выступлением – на этот раз оно было заимствовано дирижером Артёмом Токаревым (класс профессора Ю. Б. Машина) из названия произведения Арво Пярта «SUMMA» для струнного оркестра. Музыкальный вечер также не уступал предыдущему задумкой и концепцией – фотоснимки отечественных и японского мастеров были тщательно подобраны самим дирижером, который увлекается фотографией.
Прошло чуть больше пяти месяцев с дебюта коллектива и за это время он пополнился еще двумя участниками. Нескольким студентам пришлось покинуть коллектив из-за занятости, но на свободные места откликнулись другие музыканты. Сложившийся основной состав и второй концерт оркестра говорят об энтузиазме ребят и желании выступать.
17 апреля программа включала в себя два концерта для клавесина и струнного оркестра. Ввиду нехватки места на сцене кинозале ДГПБ, было принято решение провести концерт в выставочном зале, но тут минусом стали – недостаточная акустика выставочного зала и неудобное расположение зрительских мест.
Музыкальный вечер открылся II частью (Adagio) концерта для клавира ля мажор португальского композитора XVIII века Карлуша де Сейшаша. Солистка Мери Даллакян (класс доцента О. Л. Литвиненко) является студенткой кафедры специального фортепиано 1 курса магистратуры. Тонко прочувствованная, умиротворенная медленная часть, насыщенная мелизмами (мелодическими украшениями), прозвучала в балансе солистки и оркестра.
Небольшое по продолжительности произведение после небольшой паузы продолжилось «обрушившимся» на слушателей Концертом для клавесина и струнного оркестра польского композитора ХХ века Хенрика Гурецкого.
Предприимчивые студенты не стали заменять клавесин роялем или электрическим фортепиано, а самостоятельно привезли его из консерватории! Аутентичный «стрекот» инструмента усиливал микрофон, не позволяющий утонуть звуку в плотных гармониях струнного оркестра.
Хрупкая Мери Даллакян, в партии которой на протяжении всего концерта присутствовало указание «ben marcato» (хорошо выделяя, подчеркивая), с блеском исполнила требование. Суровая и мрачная первая часть контрастировала с моторной и яркой второй, визуальным рядом которой были плакаты советской эпохи, посвященные ударному труду. Механистичность и повторяемость мелодических оборотов действительно создавали впечатление работающей без устали заводской машины.
Слаженную и отточенную работу оркестр продемонстрировал в Трех пьесах в старинном стиле для струнных Хенрика Гурецкого. Интонационной ровности коллектив добился за два месяца репетиций. Разнохарактерные миниатюры, сочетаясь с фотографиями Д. Маркова и Е. Канаева, рисовали задумчивый природный пейзаж, беззаботное и игривое детство, а также неторопливый, задумчивый образ аккордов-колоколов.
Название и тема концерта объединили не только две области искусства, различные композиторские техники, исторические эпохи, но и ушедших и ныне живущего композитора, сложив программу из двух частей. Сочинение эстонского 88-летнего композитора Арво Пярта «Summa» было написано в 1977 году для хора a’cappella (без инструментального сопровождения) на текст молитвы «Credo» («Верую»). Композитор создал еще несколько вариантов произведения для различных инструментальных составов, таким образом соединяя человеческий голос в хоровом пении и ансамблево-инструментальное исполнение. Но на этом совокупность «слагаемых» в «Summa» не заканчивается – использован созданный им стиль «тинтиннабули» (с латинского «колокольчики»), который основан на соединении двух музыкальных голосов.
Прозрачная, светлая мелодия и кажущаяся легкость партий подчеркивалась выразительными басами виолончелей и контрабасов. Обращение композитора к религиозному тексту было поддержано подборкой фотографий православных храмов и церквей на фоне городских, сельских пейзажей.
В завершение концерта прозвучало произведение первого японского композитора прошлого столетия, который достиг мировой известности. Лидер японского авангарда, автор музыки ко многим фильмам А. Куросавы Тору Такэмицу «A Way a Lone II» («Путь одинокого») для струнного оркестра в сопровождении фоторабот соотечественника М. Ямамото. Подобно японским стихотворениям хокку (хайку) фотографии и музыка передавали отдельные зарисовки, фрагменты и короткие мгновения, которые оставляют после себя лишь впечатления.
Восточная созерцательность проявляется и в музыке: здесь нет привычного ощущения движения, мозаичные мелодические фразы сменяют друг друга, создавая калейдоскоп образов. Несмотря на отсутствие четкой мелодии, «Путь одинокого» прозвучал осмысленно, интонационно ровно и темброво богато. И здесь ощущалась кропотливо проделанная работа дирижера и струнного оркестра над довольно сложным произведением Такэмицу.
Второе выступление камерного студенческого оркестра консерватории прошло с успехом. В очередной раз Артём Токарев смог удивить аудиторию оригинальной творческой задумкой и воплощением, сумма которых проявила себя не только в названии концертной программы, но и на более глубинных уровнях. Зрителям же остается ожидать следующих выступлений камерного студенческого оркестра на других концертных площадках Ростова, позволяющих как разместить оркестр, так и воплотить концепцию.
Анна Находкина.
Фото: Заира Мамаева.
Посмотрите также: