24.12.2023Количество просмотров: 396
«Вечера с главным дирижером» – так называется один из абонементов Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО), на концертах которого художественный руководитель оркестра Антон Шабуров выступает не только в роли дирижера, но и рассказчика. 20 декабря в большом зале Ростовской филармонии состоялся второй яркий концерт этого абонемента под названием «Брукнер и его время».
Обращение к музыке великого гения неслучайно – в 2024 году нас ожидает 200-летний юбилей со Дня рождения Антона Брукнера. Интерес к творчеству и судьбе этого композитора на протяжении долгого времени неизменно растет. Антон Шабуров обратил внимание, что несмотря на объемность и сложность исполняемой программы, филармонический зал был наполнен практически полностью, что не могло не радовать.
Этот зимний вечер также совпал и с праздничной датой в коллективе. Именно 20 декабря свое 40-летие отметил художественный руководитель и главный дирижер РАСО Антон Шабуров. Мы присоединяемся к поздравлениям Маэстро с этим замечательным и красивым юбилеем, желаем вдохновения, крепкого здоровья и бесконечно интересных новых музыкальных проектов!
Как композитор, Антон Брукнер, прежде всего, симфонист. Его творческое наследие насчитывает 9 номерных симфоний (всего их свыше 20), монументальные сочинения для хора с оркестром и хора с органом. Более того, на протяжении всей жизни, композитор всячески пытается «усовершенствовать», довести до идеала свои сочинения, переделывая их и создавая новые редакции. Составленная Антоном Шабуровым концертная программа достаточно разнообразна и интересна. По словам дирижера, ему было интересно проследить, в какое время творил Антон Брукнер, что происходило вокруг, и какие композиторы писали музыку с ним в одно время. Центром программы, конечно, стала Симфония № 1 Антона Брукнера, а остальные сочинения как раз помогли слушателю проникнуться атмосферой и тенденциями в музыкальном искусстве того времени.
Открыла первое отделение «Торжественная увертюра на датский гимн» для оркестра Ре мажор Петра Чайковского. Это одно из ранних сочинений известного русского композитора, написанное в один год с Симфонией № 1 Антона Брукнера. Петр Чайковский пишет свою увертюру по случаю династического брака между Александром III и датской принцессой Дагмар (будущей в православии Марией Федоровной). Согласно этой задумке, он использует и объединяет в своем сочинении два государственных гимна – «Боже, царя храни» Алексея Львова и датский «Королевский» гимн. Увертюра действительно торжественно и пышно прозвучала в исполнении РАСО. Выверенно и точно в отличном ансамбле звучало тутти медных духовых инструментов, светло и тембрально красиво прозвучала флейта, а четкость группы ударных инструментов и динамические контрасты придали звучанию величественность и грандиозность.
Исполнение «Торжественной увертюры».
Следующим номером концертной программы прозвучал Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор Камиля Сен-Санса. Это сочинение также имеет связь с Симфонией № 1 Антона Брукнера – оно было исполнено с ней в один год (1868). Фортепианный концерт Камиля Сен-Санса отличается виртуозностью, некой бравурностью, импровизационностью и богатством ритма. В истории написания Концерта есть интересный факт – он был создан в кратчайшие сроки, за 17 дней! Традиционный по форме, Концерт все же очень новаторский: начинается с каденции солиста и медленной части. Солировать на фортепиано Антон Шабуров пригласил хорошего друга РАСО и частого гостя Ростовской филармонии – заслуженную артистку России Екатерину Мечетину. Ее свободная игра и высочайший уровень владения педалью не оставили публику равнодушной. Чувствовалась сыгранность с оркестром, виртуозные пассажи были исполнены отлично. По окончании Концерта слушатели долго не хотели отпускать солистку: она выходила на поклон 3 раза, а также сыграла «Декабрь» Петра Чайковского на бис, напомнив публике о зиме и наступающих новогодних праздниках.
Исполнение Фортепианного концерта. Антон Шабуров и Екатерина Мечетина.
Во втором отделении мы наконец-то подошли к музыке Антона Брукнера. Симфония № 1 до минор на самом деле не является в его творчестве первой (до нее им были созданы еще 2 симфонии, не вошедшие в номерной список). Написанная в 1866 году, Симфония отражает любимую Антоном Брукнером тему природы – образы гор, широких равнин, его родного города Линца. Симфония традиционна по форме, ее части типичны по содержанию. Как и у многих других сочинений композитора, у Симфонии существует 3 редакции. РАСО в этот вечер играл самую распространенную для исполнения, Линцскую редакцию 1877 года. Симфония в исполнении РАСО прозвучала с удивительной силой. Вторая часть запомнилась красивыми перекличками деревянных духовых и переливами струнных инструментов. Особо покорило огненное исполнение финала.
Исполнение Симфонии. РАСО.
Хочется верить, что впереди нас ждут не менее интересные концертные программы РАСО, которые позволят нам поближе познакомиться с музыкой великих классиков.
Текст – Алина Байдикова.
Фото – Александр Ломтев.
Посмотрите также: