Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

31.10.2023Количество просмотров: 2267

Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

24 октября сольным выступлением в Ростовской филармонии Сергей Давыдченко завершил цикл фееричных концертов, посвящённых 70-летию выдающегося музыканта и педагога, Заслуженного деятеля искусств России Сергея Осипенко. 

Молодой (18 лет), но уже состоявшийся артист Сергей Давыдченко исполнил «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского и Сонату для фортепиано №8 B-dur oр. 84 Сергея Прокофьева. 

На протяжении нескольких лет талант юного пианиста расцветал на глазах ростовской публики. В его активе ряд побед на серьёзных конкурсах, среди которых Международный телевизионный конкурс «Щелкунчик» (2016), Astana Piano Passion (2017), Всероссийский телевизионный конкурс юных талантов «Синяя птица» (2018), Grand Piano Competition (2021). Самым главным достижением Сергея Давыдченко стала победа на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (2023). Впервые в истории состязания пианистов золотую медаль получил представитель регионального музыкального вуза, студент Ростовской государственной консерватории. Своей эмоциональной, виртуозной и харизматичной игрой он приковал внимание зрителей уже с первого тура.

Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

И вот, 24 октября 2023 г. его сольный концерт в Ростовской филармонии. Уже за час до начала концерта создалась очередь из зрителей, которые охотно занимали свои места, чтобы  насладиться этим прекрасным музыкальным вечером. Половину зала заполнили преподаватели и студенты консерватории, которые пришли поддержать Сергея. 

Открыли долгожданный концерт «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, написанные композитором всего за три недели. Пьесы-картины связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского по галерее картин Гартмана и переход от одного шедевра к другому. Давыдченко мастерски удалось протянуть цельную линию «Прогулок», несмотря на контрастные пьесы, разделяющие их. Одноголосная мелодия первой «Прогулки», а затем и её развитие создают ощущение света, простора и душевной чистоты. 

Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

Совершенно контрастный второй номер цикла – «Гном» – начался без перерыва. Свойственные этому таинственно-фантастического образу причудливые, изломанные интонации безупречно были предслышаны и исполнены солистом. Особенное восприятие и настроение Давыдченко передал слушателям движениями всего тела. После резкого обрыва существенно сокращённая, по сравнению с начальной, «Прогулка» переводит к следующему номеру. Даже в самых низких регистрах, на пианиссимо, музыканту удаётся высветлить красивую протяжную меланхоличную мелодию «Старого замка». Весь зал затаил дыхание, слушая переходы нежных звуков из одной руки в другую на постоянном остинатном басу, напоминая однозвучный аккомпанемент на лютне. 

Восьмитактовая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад». Эту короткую, очень быструю картину, которая была сыграна Сергеем на одном дыхании, подвёл немного нервозный и возбуждённый темп, из-за которого создалось ощущение «недоученности». 

В мрачной картине «Быдло» господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами, на фоне которых появляется протяжная тоскливая песня. Очередная интермедия в светлом, высоком регистре подготовила слушателя к очаровательному скерцозному «Балету невылупившихся птенцов», исполненному легко и весело с многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет. Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая бытовая сценка «Два еврея — богатый и бедный», где пианисту потрясающе удалось показать два совершенно разных образа. 

Вторая половина цикла открывается блестящим каприччио («Лиможский рынок»), основанным на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями. Без перерыва вступает следующая сцена «Катакомбы. Римская гробница». В исполнении Сергея чувствовалось постоянное напряжение и накал, что заставило заострить внимание всех зрителей. Не сменилось настроение и с наступлением следующих номеров «С мёртвыми на мёртвом языке» и «Прогулка». Вновь появляется резкий контрастирующий образ «Бабы-Яги», в который моментально преобразился Давыдченко, изображая картину «нечистой силы». Широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение, которое резко прерывается величавой темой «Богатырских ворот». Заполняя всё звуковое пространство, завершает цикл торжественная и триумфальная тема «Прогулки». 

Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

Весь антракт зрители обсуждали прекрасное, сочное звучание инструмента под пальцами Сергея Давыдченко и с нетерпением ждали начала второго отделения. Открылось оно Сонатой №8 С. С. Прокофьева. Нежная лирическая мелодия на превосходном пианиссимо солиста получила наивысшее развитие в среднем разделе первой части. Медленная вторая часть переключает нас в стихию мягкой, несколько церемонной танцевальности. Чувствуются отдалённые, приглушенные оттенки мечтательной и утончённой темы, каждый звук которой наполнен глубоким смыслом. Волевой, динамичный финал не составил труда пианисту справиться со всеми техническими трудностями, при этом ни на минуту не забыв об образах в предшествующих частях, появляющихся на протяжении всей третьей части сонаты. Очень весело и эффектно Давыдченко сыграл прелюдию №6 Д. Д. Шостаковича на бис.

Пианист Сергей Давыдченко. Лучший из лучших

Зал взорвался бурными аплодисментами, все бросились к сцене, чтобы поблагодарить и одарить букетами цветов юного исполнителя. Гений Сергея Давыдченко, несомненно, обусловлен гением его педагога Сергея Осипенко, чей богатый опыт и великолепное мастерство преподавания привели молодого музыканта к таким успехам. Сергей Осипенко обладает удивительным умением разглядеть таланты, что ещё раз доказывает, что музыка – стихия, а призвание – педагог!

Автор текста: Виолетта Кочарян.
Фото: Александр Ломтев.

Написать нам письмо