02.10.2023Количество просмотров: 1058
С чего следует открывать новый сезон, чтобы надолго остаться в памяти? Непременно с самого лучшего! Состоявшееся 30 сентября 2023 года в Большом зале Ростовской филармонии «Открытие симфонического сезона» можно без опасений назвать таковым.
Ещё с появления афиши стало ясно – это будет Событие! В исполнении ростовского академического симфонического оркестра (РАСО) под предводительством художественного руководителя и главного дирижера Антона Шабурова, а также приглашенного солиста, пианиста Петра Лаула прозвучали произведения таких известных композиторов как Равель, Гершвин и Рахманинов.
Чтобы понять насколько феерически успешным был этот вечер – нужно было его слышать и прочувствовать. Но попробуем разобраться в причине получившегося эффекта.
Все произведения, исполненные на сцене (концерт для фортепиано с оркестром №1 Равеля и Рапсодия в стиле блюз Гершвина – в первом отделении, а также Симфония №3 Рахманинова – во втором) были написаны примерно в одно и тоже время – 20-30-е годы ХХ века. В связи с чем, в большей или меньшей степени, они пропитаны одной идеей, стилем, музыкальным направлением, достигшим своего расцвета в этот период. Речь, конечно же, о джазе. Казалось бы, задачка «концепции концерта» решена, но не всё так просто. Антон Шабуров – человек широкого кругозора, обладающий богатым багажом исторических знаний. Выбранные им для данного концерта произведения и композиторы, оказались, как и всегда не спонтанны и не случайны. Здесь мы можем увидеть цепочку занимательных исторических совпадений.
Равель начал проявлять большой интерес к разработке джазовых элементов в классических музыкальных формах, что можно заметить в его фортепианном концерте. Здесь же и Джордж Гершвин, отчасти навеявший эти идеи своей эффектной музыкой, будучи ещё юным композитором, решил взять пару уроков у тогда уже знаменитого и опытного Мориса Равеля. Поразительно как тесно сплелись их судьбы, но что же насчет Рахманинова? В 1927 состоялась премьера «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, в этот день в зале присутствовал Сергей Васильевич Рахманинов, впоследствии с большим интересом воспринявший данное произведение. Появившаяся спустя практически 10 лет с этого момента Третья симфония, хоть и носит томный оттенок неизмеримой «тоски по родине», но всё же вбирает в себя что-то от «чуждых» джазовых ритмов и мелодий.
Можно сколько угодно говорить о достоинствах музыки и композиторах, которые её написали, но если исполнитель не поймет её, не сможет прочувствовать и передать содержание слушателю, то всё станет совершенно бессмысленно.
Первое отделение программы легло под пальцы виртуозного солиста. Ощущение простоты и непринуждённости исполнения в сочетании с насыщенным и ясным звучанием заворожили публику. Петр Лаул ловко сменял калейдоскоп образов, преподнося прельщенным слушателям мелодические изыски. В этом исполнении было хорошо всё: проникновенное пианиссимо во вступительном соло второй части, филигранная техника умопомрачительных пассажей и искреннее, видимое наслаждение процессом игры от исполняемой музыкой.
Не стоит забывать и об оркестре. Светлое и нежное звучание солирующей флейты, аккуратные скрипки и хороший, выверенный баланс между солистом и оркестром делают честь Шабурову. Слышно, что «каждый находится на своём месте»: солиста не «забивают» в важных для фортепиано моментах, а он умело «вливается» в оркестр, становясь частью его тембра, когда передает тематический материал. Чего стоил только пассаж в верхнем регистре, который звучал то у рояля, то у флейты. Тембр был настолько тонко и правильно подобран, что не сразу удалось бы различить эти инструменты и складывалось ощущение, что играет кто-то один.
«Рапсодия в стиле блюз» – одно из тех слишком хорошо известных произведений, играть которое плохо просто нельзя. В начале складывалось впечатление, что оркестр не поспевает за солистом, но то ли энергия Лаула оказалась достаточно заразительной, чтобы быстро нивелировать эту разницу, то ли такова была задумка дирижера, но очень скоро на сцене был достигнут прекрасный симбиоз. Заводной ритм вместе с прихотливым, игривым мелодизмом были блестяще исполнены и поразили зрителей. Яркое звучание медных духовых, виртуозный около танцевальный эпизод, а так же сольные моменты, где солист мог показать все грани своей фортепианной техники, делают этот номер «лакомым кусочком» для публики.
Как то водится, благодарные слушатели очень долго не хотели «отпускать» солиста. «На бис» был исполнен один из романсов Рахманинова «Маргаритки» в чисто фортепианной интерпретации, с фантастической легкостью и виртуозностью, присущей Петру Лаулу. Маленькое, но весьма показательное произведение, прекрасно подготавливающее слушателей к более крупному Рахманинову, ожидающему во втором отделении.
Третью симфонию можно назвать знаменательной для РАСО по ряду причин. Во-первых, после прошедшего концерта о ростовском оркестре можно с гордостью говорить: «Они играли все симфонии Рахманинова!», пусть их и всего три. Во-вторых, что наиболее важно, в одном из интервью Шабуров говорил об искренней своей близости к Рахманинову. Душевная организация Сергея Васильевича резонирует с мироощущением дирижера, что отчетливо слышно в исполнении. Чего стоит только чуткая и тонкая работа со звуком, баланс всех тембров оркестра. Создаваемый Шабуровым образ увлекает и уводит зрителя в мир его личного видения музыки Рахманинова. Заметна большая работа, проделанная с оркестром, видно как много он вложился в коллектив. Хочется верить, что и музыканты отдают себя ничуть ни меньше. Ведь только если каждый исполнитель на сцене будет полностью вовлечен в музыку, то и каждый зритель в зале не останется безучастным.
Приезд именитого Питерского пианиста – Петра Лаула стал для Ростовской публики настоящим событием. Зная те залы и те места, в которых ему доводилось выступать (перечень их невероятно широк, начиная от «двух столиц» России, заканчивая чуть ли не всеми известными столицами Европы) кажется настоящим чудом, что он приехал выступить в отдалённом провинциальном городе с местным оркестром. Но вопреки возможным ожиданиям, сам артист испытывает очень теплые чувства к городу. За несколько минут до концерта мне удалось поговорить с Петром, и он поделился своими воспоминаниями.
В завершении приведу слова самого Антона Шабурова из другого интервью: «Нам важно не просто иллюстрировать нотный текст с разной степенью проживания, а именно строить особый мир, наполнять музыку образами и смыслами. А это требует искренности и проживания». Только с таким подходом можно добиться искренней любви и отклика публики. Эта мысль объединяет многих хороших музыкантов, и в исполнении Петра Лаула слышится абсолютное погружение в музыкально-образный мир, создаваемый на сцене вместе с оркестром. Лучше всяких слов это доказывают овации, море аплодисментов и восторженные возгласы «Браво!», наполнившие зрительный зал в завершении концерта.
Короткиева Эмма. Фото Александра Ломтева.
Посмотрите также: