«Музыка, дающая надежду». Концерт в Ростовской филармонии «Шостакович + Хачатурян»

10.05.2022Количество просмотров: 539

«Музыка, дающая надежду». Концерт в Ростовской филармонии «Шостакович + Хачатурян»

В преддверии празднования дня Великой Победы Ростовская филармония подготовила целый ряд концертов, посвященных празднику. Одним из таких мероприятий стал концерт «Шостакович + Хачатурян» в рамках абонемента «Шостакович+».

7 мая на сцене филармонии под руководством главного дирижера Антона Шабурова прозвучали Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна в переложении для флейты и Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича.

Программа получилась единой, цельной, но в то же время довольно контрастной. Произведения были написаны с разницей всего в один год, но насколько различны были судьбы композиторов в момент сочинения: в 1940 году Арам Хачатурян переживал, наверное, самые счастливые годы своей жизни – творческий расцвет, благополучно сложившаяся карьера, ожидание рождения сына – и на этом эмоциональном подъеме композитор пишет жизнерадостный и оптимистичный концерт. Противоположная ситуация окружила в 1941 году Дмитрия Шостаковича, и, несомненно, Симфония №7 стала воплощением самых трагических событий его жизни.

Ростовский Академический Симфонический Оркестр. Соло флейты – Ирина Стачинская, дирижер – Антон Шабуров

Концерт А. Хачатуряна исполнила лауреат многочисленных международных конкурсов, организатор мастер-классов Ирина Стачинская. Флейтистка гастролирует по всему миру и имеет богатый исполнительский репертуар, и не в первый раз обращается к переложениям: в её репертуаре уже есть флейтовые переложения скрипичной сонаты С.Франка и сонаты для арпеджионе Ф. Шуберта, а также переложения русских романсов.

На первый взгляд, идея сыграть скрипичный концерт А. Хачатуряна на флейте не кажется удачной, даже учитывая то, что переложение делал сам автор. Однако с первых же прозвучавших нот сомнения развеиваются: армянские мелодии концерта настолько органично ложатся на духовой тембр, что невольно возникает ассоциация с зурной, дудуком и другими инструментами, издревле завоевавшими любовь армянского народа.

К сожалению, не всё в исполнении концерта было благополучно. В первой части солистке нередко не хватало дыхания, чтобы выдержать длинную фразу целиком, мелкие длительности «вылетали», страдала артикуляция. Однако эти технические неточности перекрывает блестящая подача артистки: её эмоциональность, вовлечённость и полная отдача себя музыке. Впечатляет, как Ирина участвует в коммуникации с дирижером и оркестром: в моменты перекличек между соло и оркестром возникал настоящий диалог, который можно было проследить визуально – солистка «общалась» с оркестром взглядом, поворотами, кивками головы, так что концерт звучал очень живо и увлекательно.

 Флейтистка Ирина Стачинская.

Оркестр тоже исполнил концерт неидеально: в первой части и финале несколько раз солистка и оркестр ритмически разошлись. Во второй части унисон скрипок временами превращался в малую секунду. Но что точно удаётся оркестру хорошо, так это кульминации на fortissimo - оркестр звучит полнозвучно, сильно, ритмично, а исполнение блестящих медных накрывает зрителя большой звуковой волной.

Во втором отделении в исполнении симфонического оркестра филармонии прозвучала «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича. Для нашей страны это произведение стало знаковым – ведь премьера в блокадном Ленинграде состоялась именно в тот день, когда по планам врага город должен был быть взят. Для Шостаковича, а впоследствии и для всего советского народа эта симфония стала символом надежды. Произведение очень серьёзное, и требует осознанности и понимания не только от исполнителя, но и от слушателя. Музыковед Мария Гринёва зачитала фрагмент мемуаров Шостаковича о том, в каких условиях и в каком эмоциональном состоянии он писал эту симфонию, тем самым подготовив аудиторию к вдумчивому слушанию.

Ростовский Академический Симфонический Оркестр, за дирижерским пультом – Антон Шабуров

Симфонию оркестр исполнил гораздо более удачно – музыканты играли чисто, точно и в характере. Заметно, что оркестранты подошли к исполнению осознанно, с полным пониманием музыки. Здесь своё умение «зажигать» в кульминациях оркестр проявил во всей красе. Отдельная благодарность дирижёру за то, что слушалась симфония действительно на одном дыхании. «Тема нашествия», вырастающая из самых недр оркестра, с каждым этапом развития вызывала всё новую волну мурашек. В лирических фрагментах скрипки звучали невероятно проникновенно. Финал симфонии оркестр исполнил просто великолепно: на фоне трагических событий, к которым слушатели были эмоционально причастны на протяжении предыдущих частей, наконец засияло восходящее солнце. Волевое исполнение, решительное, яркое и вдохновенное – именно так у Шостаковича звучит Победа. Неудивительно, что 80 лет назад эта поистине великая музыка подарила нашему народу надежду на победу, которая вдохновляла их и животворила во все годы войны.

Мариэтта Лизяева.
Фото Евгения Головатенко.


Оставить комментарий






Написать нам письмо