Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

25.11.2024Количество просмотров: 192

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

Какая музыка звучит у вас внутри, когда вы слышите словосочетание «духовой оркестр»? Возможно, это военный марш, стройный и суровый, сопровождаемый аккомпанементом солдатских шагов. Или же это вальс, играющий где-то в парке на радость гуляющим влюблённым парочкам. Или это какая-либо другая церемониальная музыка, сопровождающая значимые и не очень события нашей жизни. Но что если духовой оркестр может звучать самостоятельно, уникально, неожиданно?

Таков Государственный концертный оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика. Он был создан в 1991 году в Ростовской областной филармонии под названием «Дон». На постсоветском пространстве он стал одним из первых не военных в стране. Конечно, существовали любительские коллективы, но они не шли ни в какое сравнение с профессиональным составом. Сегодня оркестр носит имя своего первого руководителя Владимира Николаевича Еждика.

Несмотря на то, что оркестр исполняет любимые публикой марши и вальсы, сверхзадачей его всегда было показать, что духовой оркестр – часть академической культурной среды нашей страны. Не просто сопровождение для праздников и гуляний, а самостоятельная культурная единица. Сразу вспоминается прошедший летом этого года фестиваль «Воздух», главной идеей которого было показать разносторонность и колоритность каждого духового инструмента, а также объединить на сцене ростовской филармонии музыку самых разных жанров и эпох: от барокко до джаза. 

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

На сегодняшний день за разрушение стереотипов отвечает Дмитрий Кохан, являющийся руководителем оркестра с 2020 года. Его личности и заслугам следовало бы посвятить отдельную статью. Сейчас же хочется упомянуть о его подходе к подбору репертуара оркестра и непосредственно работе в качестве дирижёра. Благодаря его отношению к работе на сцене филармонии звучат премьера за премьерой. Дмитрий Кохан действительно может показать всю мощь духового оркестра и на что способны его оркестранты.

Показательный пример – воскресный, 24 ноября, концерт «Трубы апокалипсиса», который для многих стал настоящим откровением. В нём прозвучали две всероссийские премьеры: первая симфония Роберт Смита «Божественная комедия» и сюита для оркестра и хора «Семь труб апокалипсиса» Оскара Наварро.

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

В первом отделении концерта прозвучала «Божественная комедия» Р. Смита. Однако если читатель вдруг подумает, что слушателя в зале просто бросили с этим названием в омут инфернальной музыки, то он сильно заблуждается. Помимо непосредственно музыкальных приёмов самого произведения образ создавался настолько неожиданными методами, что кажется, будто они не были задуманы самим композитором. Оркестранты вздыхали, топали ногами, имитируя шествие страдающих в аду душ, гремели цепями (да, были использованы звуки настоящей железной цепи), а также пели и скандировали фразы в перерывах между партиями, поддерживая атмосферу адского страдания. 

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

В качестве главного аккорда – художественное слово заслуженного артиста России Николая Мальцева – персонального для посетителей концерта Вергилия, что проводил слушателей через все семь кругов ада в чистилище, а затем и в рай, представив перед ликом самого Бога! Да, его голос сопровождал слушателя от начала симфонии и до самого конца. Однако стоит сказать, что это не театральный монолог сопровождался оркестром, а голос рассказчика являлся сопровождением, для неземной музыки Роберта Смита. Долгий часовой путь от инфернального кружения в далёкий космос к встрече с самой святой троицей показался одним коротким мгновением.

Не бывает ничего идеального, поэтому и в этой, несомненно, гениальной идее так подходящей для исполнения симфонии был существенный минус. Голос рассказчика ни один раз заглушался звучанием оркестра, и даже с микрофоном разобрать его слов было невозможно. За грохотом ударных и призывным кличем труб скрылись, пожалуй, кульминационные слова. Хотя общее впечатление не сильно пострадало, ведь под потоком льющейся на тебя энергии, не сразу успеваешь заметить, что пропустил. Да и так ли важно знать, кто там сидел на дьявольском троне Люцифер или Мефистофель?

Второе отделение не снимало напряжение, а лишь усиливало его. «Семь труб апокалипсиса» Оскара Наварро повествует о самом интригующем моменте из Библии. Семь ангелов и их семь труб станут вестниками конца времён. Сюита имеет программу, однако ознакомление с ней не столь обязательно так как музыка сама в состоянии рассказать свой сюжет. От клича медных духовых символизирующих те самые трубы, к ужасным казням и разрушениям, к гибели человечества и, наконец, к благостной молитве. В конце, после долго тянущейся ноты у кларнетов, которая символизирует пустоту, оставшуюся от людей, слушатель слышит торжественную «Аллилую». Ибо конец это только для людей, ангелы же восхваляют небесного правителя на чарующем мажорном аккорде. 

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

Последним штрихом этого незабываемого опыта стал хор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова под руководством Юрия Васильева и солистка Анастасия Музыченко. Её голос стал настоящим пением ангела среди апокалипсиса. Столь чистый и столь нежный, что на глаза сами собой наворачивались слёзы.

Плохого об исполнении вспоминать действительно не хочется. Профессиональное ухо могло заметить мелкие ошибки и огрехи. Но даже не профессионалы, пожалуй, могли обратить внимание на то, сколь сложна была партия оркестрантов и как блестяще они с ней справились. От тех, кто сидел в первом ряду, не скрылось напряжение исполнителей. Партии некоторых были столь сложны, что они не успевали дышать. Заметить это было так сложно, что невольно поражаешься профессионализму ростовских музыкантов. Повторяя слова их руководителя, это действительно одни из лучших исполнителей на духовых музыкальных инструментах на юге страны.

Мировая премьера – мировой феномен. Концерт «Семь труб апокалипсиса»

Зрители аплодировали стоя и аплодировали долго. И это абсолютно заслуженно. Оркестр духовых инструментов им. В. Н. Еждика – это настоящий культурный феномен не только для Ростовской области, но и для всей страны. Благодаря своему рвению, профессионализму и уникальному для духового оркестра репертуару дирижёр вместе с оркестром буквально создают историю. А тот факт, что они не бояться со сцены говорить о таких, хотя и вечных, но, несомненно, устрашающих вещах, как смерть, ад и апокалипсис, говорит о том, что им ещё есть что сказать. 

Финенко Александра. Фото автора.

Написать нам письмо




Новое на сайте