16.05.2019Количество просмотров: 3844
12 мая на Камерной сцене Ростовского музыкального театра успешно дал свой сольный концерт молодой скрипач, лауреат международных конкурсов Нестор Никитин. Камерные концерты в наш современный век распространены довольно скромно. Зрительская аудитория, искушенная всевозможными шоу-программами, всё больше требует «хлеба и зрелищ». Тем не менее, находится немало истинных любителей камерного искусства, которое несет в себе тонкие и сокровенные чувства.
Концерт скрипичной музыки покорил зрителей не только виртуозной в разных смыслах этого слова программой, но и ее великолепным исполнением молодым, но в тоже время весьма опытным музыкантом, выпускником Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Нестором Никитиным. Его скрипка захватила публику без остатка. Тем более что инструмент у него не простой – артист играет на скрипке работы французского мастера Дидье Николя 1861 года!
Имя солиста звучало на многочисленных конкурсах, среди которых Международный конкурс им. Мравинского (IV премия), Международный молодежный фестиваль-конкурс «Надежды, таланты, мастера» в Болгарии (Гран-при), Международный конкурс скрипачей им. Янкелевича (III премия) и другие. А в октябре 2011 года он с успехом выступил в Париже, куда был приглашен фондом Юрия Розума. В начале его исполнительской карьеры, Нестора отметил великий Мстислав Ростропович (Никитин стипендиат его фонда), что, думается, не случайно – своим служением музыке и своему благородному инструменту ростовский скрипач доказывает оправданность возлагавшихся на него надежд.
Первое отделение концерта открылось знаменитой Чаконой И. С. Баха из Партиты ре минор (с аккомпанементом Р. Шумана). В этой пьесе солисту мастерски удалось достичь органного и даже оркестрового звучания. Возвышенный строй музыки Баха очень подходит характеру Нестора, его скрипка буквально расцветает в патетически экспрессивных эпизодах.
Праздником для слушателей стали, конечно, два каприса Н. Паганини. Эти произведения по сей день остаются высочайшей профессиональной вершиной, которую Нестор однозначно покорил. Тонкое градуирование динамических оттенков в 4-м каприсе и огненная темпераментная подача материала в 24-м – оказалась ему под силу. Блистательную технику, не изолированную от художественных задач, солист показал в «Кампанелле» из Второго скрипичного концерта и в Вариациях на тему из оперы Г. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» Н. Паганини. Главная ценность его исполнения – это невероятная музыкальность, внутренняя глубина прочтения и, конечно, качество звука – яркого и одновременно тонкого, очень деликатного и благородного.
Особенно насыщенным по энергетике оказалось второе чисто «оперное» отделение концерта, в котором собравшимся удалось за 50 минут услышать сразу три знаменитые оперы, а точнее фантазии и фрагменты из опер.
Открыла трилогию Фантазия на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст» Г. Венявского, в которой Нестор предстал во всем своем великолепии. Необыкновенная легкость, естественность и непринужденность игры покорили слушателей. Исполняя пять фрагментов из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (в переложении Я. Хейфеца), он рисовал звуком красочные картины, которые представали перед слушателями как живые. Теплый и насыщенный, немного «шершавый» звук его скрипки отливал терпким шафраном. В интерпретации Нестора Никитина преобладала глубокая сосредоточенность на исполняемой музыке, когда каждая интонация, каждое движение осмысленны и абсолютно оправданны.
Кульминацией вечера стала мастерски исполненная Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» П. Сарасате. Невероятный технический блеск затмил даже сияние его запонок. Сегодня Нестор Никитин берет не столько виртуозностью, сколько более ценным качеством – эмоциональной глубиной интерпретации, когда в звуке скрипки воплощены не просто утонченно сыгранные сложнейшие пассажи, но разум и сердце.
На протяжении всего вечера аккомпанировала солисту изумительная, тонкая пианистка, концертмейстер Ростовского музыкального театра Анна Агаджанян.
Валерия Елисова, специально для "Ростовчанки". Фото: Виталий Млтыхян.
Посмотрите также: