22.11.2023Количество просмотров: 829
В рамках Всероссийского культурного марафона «Мой Рахманинов», который стартовал в июле этого года и объединил лучших солистов и лучшие коллективы нашей страны, 17 ноября в Ростовской филармонии прошёл концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова (ГАСО или Госоркестр) под руководством одного из самых одарённых, харизматичных и перспективных молодых дирижёров России – Ивана Никифорчина.
Масштабный проект проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатор марафона – ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.
Госоркестр – один из старейших симфонических коллективов страны, гордость отечественной музыкальной культуры ведёт свою творческую деятельность с 1936 года. За это время оркестр сотрудничал со многими выдающимися дирижёрами и солистами России. ГАСО выступал на самых известных площадках мира, в том числе Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Мюзикферайне в Вене и др., представляя шедевры русского искусства.
Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии Русской Музыки» («Academy of Russian Music»), объединяющей камерный оркестр и хор, Иван Никифорчин ведёт свою профессиональную деятельность с 20 лет. Он активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова «Terra Musica» (Россия – Германия – Италия) и «The Boris Tchaikovsky Soсiety», под эгидой которых осуществил целый ряд резонансных проектов. Осуществил мировую премьеру Сюиты для симфонического оркестра ор. 26 Моисея Вайнберга, дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта «Дон Жуан», а также стал дирижёром-постановщиком балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского в МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны, в том числе – с Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» и др. За восемь лет карьеры Иван Никифорчин добился ошеломляющих результатов и в очередной раз продемонстрировал свой профессионализм на сцене Ростовской государственной филармонии. Интервью с Иваном Никифорчиным перед концертом
Вместе с тем впервые стены Большого зала филармонии волшебным звучанием фортепиано заполнил Валентин Малинин интервью перед концертом – ярчайшая звезда нового поколения российских пианистов, лауреат международных конкурсов, в том числе обладатель Гран-при III Московского Международного конкурса пианистов имени Владимира Крайнева (2019), II премии и серебряной медали на XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2023).
Перед началом долгожданного концерта в фойе филармонии чувствовалось внутреннее волнение и трепет. Публика спешила стать свидетелями этого значимого события в жизни любителей искусства. Заняв свои места в зале, слушатели с нетерпением ждали выхода главных героев вечера. В программу вошли известные и выдающиеся сочинения С. В. Рахманинова – Симфоническая фантазия «Утес» и Концерт № 4 для фортепиано с оркестром, а также Симфония № 4 П. И. Чайковского.
Открыла вечер Симфоническая фантазия «Утес» соч. 7 С. В. Рахманинова. Партитура, которую композитор подарил А. П. Чехову, хранится в одном из таганрогских музеев с дарственной надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с этим же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению. 9 ноября 1898 года». В глухом низком регистре в унисоне струнных появляется суровая и мрачная тема утеса, интонации которой подчеркивают состояние безнадежной скорби. На дрожащем тремоло скрипок и переливах арфы на первый план выходит полностью противоположная порхающая тема флейты. Никифорчину блестяще удалось показать контраст между двумя основными темами. Страстный характер и нарастающее отчаяние приводят к мощной кульминации. Лирическая взволнованность и напряженность экспрессии соединились в музыке симфонической фантазии с богатством и яркостью красок, обилием звукописных элементов. Все это удалось передать оркестру, находящемуся в руках Никифорчина.
Исполнение симфоническая фантазии «Утес» С. В. Рахманинова.
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова стал безусловным творческим успехом Валентина Малинина и, вероятно, высшей художественной точкой концерта. Торжественное вступление оркестра и полная противоположность – распевная эмоционально-насыщенная главная тема у солиста поразили слушателя уже с первых звуков. Мечтательное соло у фортепиано во второй части, а затем токкатная, скерцозная тема в финале показали две разные грани возможностей Малинина. Интересную интерпретацию пианиста отличало необычное сочетание эмоциональной отстраненности и тонкой детализации, а также внимание к краскам и оттенкам, что сделало исполнение ярким и масштабным.
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
На бис Малинин исполнил Сарабанду из Французской сюиты № 5 И. С. Баха, что стало необычным выбором для такого концерта. Публика с увлечением и воодушевлением прослушала данное сочинение. Мягкое звучание инструмента под пальцами пианиста в этом сложном полифоническом произведении произвело фурор. Слушатели словно перенеслись в атмосферу эпохи барокко.
Валентин Малинин. Исполнение на бис.
Второе отделение концерта началось с еще более значимого произведения – Симфонии № 4 П. И. Чайковского. Глубоким звучанием медных духовых открылась первая часть монументального сочинения. Постоянное вторжение светлых вальсовых тем противостоит роковой силе основной темы. Вторая часть временно отстраняет от трагических коллизий. Задумчивое соло гобоя на фоне струнных буквально было сыграно на одном дыхании. Третья часть, поражая своей звукоизобразительностью, вводит в атмосферу фантастики: в пиццикато струнных проносятся причудливые, изменчивые образы. Свободные вариации финала на тему «Во поле береза стояла» приобретают разнообразный выразительный характер, звуча то легко и грациозно, то грустно и жалобно. Омрачает картину вступительная роковая тема. Однако народное ликование все же возвращается, и tutti оркестра наполняет звучанием все пространство.
Симфония № 4 П.И. Чайковского.
Для полного наслаждения оркестр исполнил Вальс из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
Обсуждения и дискуссии продолжались ещё долгое время после окончания концерта. Безусловно, марафон «Мой Рахманинов» объединил лучших солистов и коллективы современности и, конечно, дал уникальную возможность ценителям искусства получить удовольствие от профессионального исполнения величайших сочинений. Без всякого сомнения, вся публика получила огромнейший опыт и эмоциональное наслаждение от соприкосновения с чем-то возвышенным и прекрасным.
Автор текста: Виолетта Кочарян.
Фото: Александр Ломтев.
Посмотрите также: