02.10.2023Количество просмотров: 744
Говоря о «чудесности» стоит отметить именно волшебную сторону благоприятного стечения обстоятельств и сам шанс поговорить с пианистом. То, чего стоили эти 5 минут не передать на словах…
Пётр Лаул – величина мирового поистине масштаба и его выступление в Ростове 30 сентября вместе с РАСО на «Открытии симфонического сезона» не могло остаться незамеченным. Прорвавшись сквозь разрывающую пианиста прессу, и мне удалось задать ему пару вопросов.
– В 2017 году Вы уже были в Ростове и выступали в Музыкальном театре. Сейчас же будете впервые выступать в стенах Филармонии. Как Вам этот зал? Как рояль?
– Забавно сказать, что шесть лет назад я первого числа играл в театре, а тридцатого пошел на концерт в филармонию послушать оркестр, а в этом году я тридцатого играю в филармонии, а первого иду в театр на концерт. То есть, получается абсолютный такой повтор, только с разницей в уже шесть лет. Рояль – специфический экземпляр. Он Нью-Йоркский, таких у нас мало. Они чуть менее привычны и он нуждается ещё в некотором уходе. Вчера я немножко испугался на репетиции, но сегодня настройщик очень много поработал, и стало существенно лучше. В принципе это хороший инструмент, просто надо кое-какие с ним ещё делать манипуляции.
– А что именно напугало в инструменте? Он был слишком тугой?
– Нет, он совсем не тугой, даже наоборот. Просто был немного неровный, кричащий и нуждался в интонировке. Сегодня стало, в этом отношении, лучше. Я много езжу по России, видел разные рояли и это далеко не самый худший. Как раз для этой программы подходит. Хотя я бы сказал, что в театре рояль благополучнее. Наверное, на нем просто меньше играют.
– Как происходил процесс выбора программы концерта? Почему именно эти произведения и как они между собой могут быть связаны?
– Выбор программы, скорее, на совести дирижера. У нас была очень длинная переписка, со множеством вариантов, хотелось всё сыграть. Потом он попросил время на размышление и пропал. Уже позже я увидел в интернете на афише Равеля и Гершвина. Такой вариант тоже назывался, и он выбрал его. Во-первых, потому что это произведения примерно одной эпохи: Равель, Гершвин и Рахманинов. Эти люди творили в одно время, знали друг друга, испытывали взаимопроникающее влияние друг друга и это интересно сопоставить. Во-вторых, это хорошее сочетание концертов. Особенно Равель и Гершвин – это параллельные вещи. С одной стороны Гершвин – младший современник Равеля, а с другой Равель испытал его влияние. В его концерте джазовые мотивы, всё что в нем есть – это прямое влияние Гершвина, который к тому времени прогремел. Поэтому очень интересно поставить их рядом и сравнить: с одной стороны такое академическое сочинение как концерт Равеля, а с другой – Гершвин, выросший из «легкой музыки», и которому хотелось творить большие вещи. Это два совершенно удивительных шедевра, которые каждый по-своему большой этап в творчестве этих авторов.
– Могли бы Вы сказать, что в каждом из произведений есть определенное влияние джаза? Можно ли данный концерт объединить именно по этому признаку?
– Боюсь сказать что-то не то про Третью симфонию Рахманинова. Честно говоря, слышал давно и сейчас хочу как раз послушать её ещё раз, освежить в памяти. Потому что в «Рапсодии на тему Паганини», которая написана в те же годы, тоже есть это влияние. Может быть в меньшей степени, чем у Равеля, но всё же есть. Гершвин – это просто джазист, который стал писать серьезную музыку на джазовом материале. Равель – случай сложнее. Просто его фантазия пошла по более сложному пути, оставаясь при этом музыкой Равеля: французской, изысканной. Музыкой позднего импрессионизма, но с определенными блюзовыми веяниями, что очень обогатило поздний слить Равеля. Новая простота, новая прозрачность, солнечность.
– Если бы у Вас была возможность что-то в этом концерте поменять, то что бы Вы предпочли?
– Я не хотел бы ничего менять, мне нравится эта программа. Просто есть какие-то концерты, которые я люблю играть, но они не в контексте этой программы. Может быть в следующий раз, если бы я приехал сюда, я бы хотел сыграть какой-нибудь Концерт Бетховена или Брамса. Так как я уже играл здесь и Равеля, и Рахманинова, и Гершвина, то хочется что-то в сторону немецкой классики в следующий раз. Или же, в другую сторону – Концерт Шостаковича. Посмотрим как скоро я приеду в следующий раз. В принципе я открыт к разным вариантам.
– Есть ли у Вас в планах сотрудничать с Ростовской филармонией?
– Я на это надеюсь. Вчера в первый раз встретились с маэстро и, я хочется верить, что после того как этот концерт пройдет, возникнут какие-то новые идеи. Потому что мне вообще хочется приезжать в Ростов. У меня с Ростовом семейные связи, хоть я и всего второй раз играю, но бывал и раньше. У меня здесь родственники, мой дедушка – Александр Наумович Должанский – здесь родился. Он написал «краткий музыкальный словарь», монографию «24 прелюдии и фуги Шостаковича». Дедушка закончил здесь школу, а потом переехал в Ленинград примерно в 26-м году и прожил там оставшуюся жизнь. Всё равно здесь остались корни, другие родственники, поэтому это для меня не то же самое, что и любой другой город в России. Я бы хотел сюда чаще приезжать.
По итогам прошедшего концерта можно сказать, что Ростов очень тепло и со взаимной любовью принял Петра Лаула. Пианиста упорно требовали «на бис». Надеемся, что сотрудничество с музыкальными коллективами Ростова будет и впредь радовать как исполнителя, так и слушателей!
СПРАВОЧНО
Петр Лаул – пианист, лауреат первых премий нескольких международных конкурсов и конкурса Скрябина в Москве. Концертирующий солист и ансамблист, выступающий на лучших концертных площадках России и Европы. Постоянно сотрудничает с многими известными оркестрами: Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра, с Московским симфоническим оркестром, оркестрами театров Дессау, Бремерхафена, Ольденбурга и рядом филармоний городов России. Получил образование в школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории (1990-1995) в классе профессора Абрама Соломоновича Сандлера. У него же продолжил обучение в Санкт-Петербургской консерватории (1995-2000) и там же закончил аспирантуру (2000-2002). С 2002 ведет свой класс фортепиано в школе-лицее и консерватории.
Беседу вела Эмма Короткиева. Фото с концерта Александра Ломтева.
Посмотрите также: