04.10.2022Количество просмотров: 1769
Ведь и та, и другая - артистки Ростовского симфонического оркестра, и в оркестровой иерархии - так уж сложилась судьба - занимают ключевые позиции. И Екатерина Васильева, и Диана Юрченко - концертмейстеры (а значит, лидеры) соответственно группы первых скрипок и группы альтов. В этом концертном сезоне, официальный старт которого филармония провела 1 октября (хотя оркестр уже успел сыграть целую серию программ в сентябре, в том числе и съездить на гастроли в Петербург), обе артистки выступят не только в составе РАСО, но также исполнят большие соло со своим коллективом. Сквозь призму музыки мы поговорили с Екатериной и Дианой о городе, о карьерных амбициях и гендерном факторе в профессии, о моде и других вещах.
- Екатерина, Диана, вы - молодые женщины и уже концертмейстеры симфонического оркестра. Как по-вашему, труднее ли женщине занять этот пост, нежели чем мужчине? Расскажите, как складывалась ваша карьера в оркестре.
Екатерина: - Сейчас 21 век и профессия музыканта - это не прерогатива мужчин. Профессионализм, внимательность, ответственность - эти качества не зависят от пола. Возможно, всё зависит только от того, что хочешь и насколько готов к этому идти.
Мой путь в оркестре тернист. Сначала я играла конкурс в 2010 году, когда освободилось декретное место на 5-м пульте. Затем конкурс на 3-й пульт. И только с приходом Валентина Урюпина началась интересная сольная, и также оркестровая, концертмейстерская деятельность. Собственно, это меня и удержало здесь тогда.
Диана: - Моя карьера началась достаточно обыкновенно. Будучи студенткой, я села в оркестр за последний пульт в группе, получала опыт, советы от своих старших коллег и двигалась вперёд, играя конкурсы. Спустя 6 лет я играла конкурс на концертмейстера. И не прошла… Через год конкурс повторили, и я заняла это место.
Не могу сказать,что сам процесс «завоевания» был сложным: ведь суть конкурса в чём? Сыграть несколько произведений и оркестровые трудности. Хорошо сыграть, конечно же! Это то, что я делаю с шести лет - играю на инструменте. Сложнее другое - в дальнейшем подтвердить это место. Быть концертмейстером - большая ответственность. Помимо того, чтобы играть сольные эпизоды, нужно быть лидером, вести за собой группу, подсказывать, помогать, вдохновлять - как минимум. И, как максимум, создать группу, как очень гибкий, красивый, разнообразный, и, вместе с тем, сильный инструмент, с которым дирижёр творит ту самую магию на сцене.
- Журнал наш называется «Ростовчанка». Но не секрет, что Ростов как крупный и шумный мегаполис привлекает и много приезжих. А вы сами местные?
Екатерина: - Да, я коренная ростовчанка, родилась, выросла, училась и живу в Ростове-на-Дону.
Диана: - Я родилась в городе Каменск-Шахтинский. В Ростов приехала в возрасте 13-ти лет по приглашению продолжить обучение в Экспериментальной детской музыкальной школе при Ростовском музыкальном училище (сейчас это колледж искусств). Приглашение мы с моей семьей с радостью приняли, только ехала я как скрипачка, а в Ростове продолжила как альтистка. Несмотря на то, что мой родной Каменск очень милый, тёплый и уютный город, масштабы сравнить нельзя. Что для подростка большой город? Широкие проспекты, высокие здания, красивая вечерняя иллюминация, быстрый ритм жизни - всё это очень интересно. Ну, и в третьих, уже поступило предложение проходить обучение. Так что всё вместе создавало уверенное ощущение, что Ростов для меня - город больших возможностей!
- Работа оркестрового музыканта и солиста, казалось бы, разные ипостаси. Чем вас привлекает и та, и другая?
Екатерина: - Мне кажется, каждый музыкант в душе солист. Чтобы попасть в оркестр нужно сыграть соло. А из крутых солистов, умеющих играть в группе, получаются супер оркестры.
Диана: - Для любого творческого человека важнее всего дать выход своим чувствам, эмоциям и мыслям посредством инструментов, которыми он владеет: голос, краски, актёрское мастерство и т. д. Играя симфоническую музыку, я имею возможность «высказаться», чувствую себя одним из главных героев партитур. А играя сольно, я просто могу «сказать» чуть больше.
- В этом сезоне вы выступите с оркестром в качестве солистов (Екатерина - 10 декабря, а Диана - 6 мая следующего года). Чем вам близки выбранные сочинения?
Екатерина: - Просто выбрала, когда попросили что-то сыграть с оркестром. Скрипичный концерт Барбера известный, но в своей практике я его ещё не исполняла. Он мелодичный, тонкий, романтичный. Оркестровано очень красиво. Я люблю такую музыку.
Диана: - В первую очередь для меня, как и для каждого альтиста, произведение для солирующего альта с оркестром является огромной ценностью. Наш репертуар, к сожалению (а может, и к счастью - ведь лучшее всегда впереди) не так огромен, как, к примеру, скрипичный или фортепианный.
Не могу обойти стороной и композитора, личность универсального масштаба, Пауля Хиндемита, который мастерски владел этим инструментом. В этом сочинении он использовал очень интересный приём (как до него использовал Бах в шестом Бранденбургском концерте, а много позднее Шнитке в своем альтовом концерте) - в струнной группе оркестра отсутствуют скрипки. Тем самым композитор как бы высветляет альт, даёт ему полную тембральную и динамическую свободу, а также возможность «парить» над оркестром.
- Музицирование, слушание музыки у профессионального музыканта обычно занимает много времени. А как вы отдыхаете от музыки?
Екатерина: - Люблю погулять в тишине, заняться психологией, что-нибудь вкусное-полезное приготовить.
Диана: - Очень просто - я не устаю (улыбается).
- Поскольку у нас женский журнал, не могу не спросить - как вы выбираете концертный наряд и каков лучший для вас? Следите ли вы за модными трендами в этой области?
Екатерина: - Да, я слежу за модой, знаю, что мне идёт. Но я не шопоголик и ценю прежде всего комфорт. А концертные платья у нас пошиты на всех одинаковые, особо не разгуляешься, да и чёрный цвет - не мой. Я люблю светлые тона, голубые, синие, розовые.
Диана: - У меня два правила - чтобы это мне шло и было очень красиво.
- У вас есть исполнительская мечта?
Екатерина: - Я их реализую! «Цыганка» Равеля, Концерт Шимановского, соло из «Шехеразады» Римского-Корсакова - готова играть их вновь и вновь.
Диана: - Мечтаю сыграть то, что ещё не сыграла.
- Профессия музыканта - что она даёт и в то же время, может, отбирает у женщины? Искусство требует жертв?
Екатерина: - Профессия музыканта даёт возможность реализовываться, выступать, увлекать слушателей в фантастический мир музыки. Знакомит с интересными солистами, дирижёрами. Нет, полагаю, что никаких жертв не может быть, если твой выбор - быть музыкантом - тебе по душе.
Диана: - Ни в коем случае не забирает, только даёт! Ведь музыка - это чистая позитивная энергия, а что может быть полезнее для женщины? Тем более,что она сама её создаёт.
- Как вам кажется, классической (или шире - академической) музыки в Ростове хватает? Или что-то можно всегда добавить, расширить, усилить?
Екатерина: - Ростов, безусловно, меняется, но купеческим остается. Я не уверена, что больше (чем сейчас предлагается в городе) классической музыки будет впитано слушателями. Вот на киномузыку, в том числе и в филармонии, у нас всегда аншлаг. А на восприятие классики, по-моему, влияет окружение - старинная архитектура, парки. Они создают настрой, потребность в культуре. У нас такого в Ростове все-таки нет.
Диана: - Как слушателю, мне хотелось бы чаще посещать концерты очень популярных солистов и коллективов, мировых звезд. А как работнику этой сферы, конечно же, самой участвовать в различных проектах и фестивалях.
- Каких концертов сезона вы ждёте с наибольшим волнением и почему?
Екатерина: - Этот сезон в нашем оркестре насыщенный и интересный, работы много. Приезжают Дмитрий Юровский, Валентин Урюпин, Аяко Танабе, Айлен Притчин, Елена Ревич и другие выдающиеся музыканты и дирижеры. Их приезд и их программы мне очень интересны.
Диана: - Я всегда с особым волнением жду концерты с теми дирижерами и солистами, с которыми я ещё не работала. Вернусь к той самой магии, о которой уже говорила - это ожидание, а лучше сказать, предвкушение того, что будет происходить на сцене.
Елена Прыткова, специально для «Ростовчанки». Фото Евгения Головатенко из архива артисток.
Посмотрите также: