Александр Митенёв. ТАНГО-СИМФОНИЯ в Ростове-на-Дону

06.02.2012Количество просмотров: 2287

 

Бурю страстей и взрыв эмоций – вот что почувствовали ростовчане, пришедшие на концерт музыки Астора Пьяццоллы 4 февраля в Ростовскую филармонию.  В концерте под названием «Танго-симфония» приняли участие музыканты Ростовского академического симфонического оркестра (дирижёр Вадим Вилинов) и солист Александр Митенёв, известный музыкант и талантливый бандонеонист, приехавший в Донскую столицу из Санкт-Петербурга.

Аргентинская музыка, впитавшая в себя мелодии традиционных песен и танцев этой удивительной страны, без труда узнаваема во всех уголках мира. Отличительной особенностью ростовского концерта стал иррациональный, пронзительный и чуткий музыкальный инструмент - бандонеон, благодаря которому музыка аргентинского танго получила то проникновенно-щемящее звучание, которое привлекает к ней тысячи поклонников по всему свету.

Программа концерта состояла из двух частей. Во время первого отделения прозвучали произведения великих композиторов Карлоса Гарделя, Густава Бейтельмана и Астора Пьяццоллы. Сочинение последнего под названием «Аконкагуа» было написано специально для бандонеона с оркестром. Стоит отметить, что аргентинцы, за дурманящий мысли тембр, прозвали бандонеон «инструментом дьявола».


    Изюминкой второго отделения стала музыкально-поэтическая композиция из музыки танго Астора Пьяццоллы и стихотворений Анны Ахматовой, блистательно прочитанные заслуженной артисткой России Лилией Никольской. Сочетание волнующих аргентинских ритмов и глубокомысленных стихов затронули чувства каждого пришедшего на концерт. Нежность зарождающейся любви и постепенное угасание чувств, порывы страсти и трагическое расставание, светлый взгляд в будущее и потеря последней надежды – вся палитра человеческих чувств и эмоций, мечтаний и переживаний звучала в страстной музыке танго.

Апогеем концерта стала композиция «Либертанго» Астора Пьяццоллы, завершившая великолепный концерт. Сила и мощь звучащей музыки наполнили зрительный зал и вызвали неописуемый восторг публики. Солист Александр Митенёв, дирижер Вадим Вилинов и музыканты симфонического оркестра ещё долго не могли уйти со сцены, слушая шквал оваций восторженных и благодарных зрителей.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Пионер российской танго-эстрады Александр Митенёв родился в 1981 г. в Санкт-Петербурге. Занятия музыкой на аккордеоне начались во Дворце Пионеров и ДК "Электросельмаш" (г. Гатчина), затем были продолжены в музыкальной школе им. М.М. Ипполитова-Иванова. В 2004 году Александр закончил Санкт-Петербургский государственный университет Культуры и Искусств, где обучался также оркестровому дирижированию.
Александр - участник многих танго-проектов и фестивалей в России и за рубежом, среди которых “Танго Белых Ночей” (2004), “Tango Fest” (Швеция), “Doble Ocho” (Нидерланды), “Tango Argentino” (Германия), российская сценическая премьера оперетты Астора Пьяццоллы “Maria De Buenos Aires” (Москва). Александр является лауреатом нескольких международных конкурсов исполнителей на аккордеоне и бандонеоне, в том числе лауреат международного конкурса бандонеонистов в г. Клингенталь (Германия, 2008).
Концерты ансамблей аккордеонистов с участием Александра Митенёва и его сольные выступления проходят в лучших петербургских залах. Гастроли и участие в музыкальных фестивалях охватывают многие страны, среди которых "Citta di Castelfidardo" (Италия), "Nordland Musikkfestuke" (Норвегия), "Sata-Hame Soi" (Финляндия), "Hopes, Talents, Masters" (Болгария), "VDF" (Швеция) и другие. Персональный сайт музыканта: http://www.bandoneon.org/

 

 СПЕЦИАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С Александром МИТЕНЕВЫМ  перед концертом для читателей "Ростовчанки"

 - Александр, когда Вы начали заниматься музыкой?
-  Я начал заниматься музыкой довольно поздно, в 9 лет. По высшему образованию я аккордеонист и дирижер.

- Заниматься музыкой было Вашим желанием или желанием родителей?
- Родители привели и собака, которую звали Элиза, обещанная папой за занятие в музыкальной школе.

- Ваши родители сами музыканты или они не имеют отношения к музыке?
- Папа кларнетист. Он участвовал в военных парадах. 30 лет не играл на инструменте, и представьте себе, через 30 лет взял кларнет и сыграл фокстрот. Такого ощущения музыки какое имеют музыканты военно-духового оркестра, наверное, уже никогда не будет.

- Вы с детства обучались игре на аккордеоне, а потом взяли в руки бандонеон. Почему именно этот музыкальный инструмент?
- Благодаря музыке Астора Пьяццоллы. Все называют его революционером танго. Его музыка вдохновила меня для игры на бандонеоне. На аккордеоне это немножко не то. Голос не тот. Музыканты говорят не играть на бандонеоне, а петь на бандонеоне. Если с чем-то сравнивать тембр инструмента, то сравнивать с человеческим голосом.

- Как Вы начинали учиться игре на бандонеоне? Самостоятельно или у Вас был учитель?
- Самостоятельно, но в какой-то момент достигаешь потолка, даже не потолка, а… одному-то скучно и я, как маленький принц, сидел один в Петербурге и играл, а потом продолжил обучаться у музыкантов GotaProject. Это единственное место в Европе, где можно обучаться игре на бандонеоне. Второе место - это Буэнос-Айрес.

- Когда состоялось Ваше первое выступление на бандонеоне? Был ли страх, что публика на оценит Вас?
- Страх был. Первый концерт всегда проходит трагически, потому что не удаётся исполнить нужного звука и приходится снова брать в руки аккордеон, а тот инструмент ставить сзади в качестве мебели. Я имею ввиду бандонеон. Этот инструмент очень рационален. Видимо, мастера, которые его изобрели, не владели музыкальной грамотой и они сконструировали его так, как им было удобней играть немецкий фольклор, польки, вальсы. Они были мастерами-кустарями, конструировали инструменты, так как хотели. Из-за этого в бандонеоне мало логики. И проходит не меньше года, прежде чем запомнишь и освоишь клавиатуру.

- Одним из первых Вы стали исполнять камерную музыку в транскрипции для бандонеона. Тяжело было быть первопроходцем?
- Тяжело, но радостно. Даже если говорить не о русской музыке, а о новом танго, то за последние годы написано несколько десятков сочинений для бандонеона и камерного оркестра. Но еще никому не приходилось поставить программу целиком из музыки для бандонеона с камерным симфоническим оркестром, поэтому концерт в двух отделениях - это нечто!

- Пытаетесь ли Вы привнести в музыку что-то новое, отвечающее современным веяниям, или Вы придерживаетесь традиционных рамок?
- Каждый музыкант привносит что-то своё. Я, например, первый российский музыкант, который начал играть на этом инструменте и принёс за собой школу, петербургскую в первую очередь. Я ученик заслуженного деятеля искусства России Николая Кравцова. Его именем названа клавиатура для аккордеона. Так что, это уже не первый мой подвиг. Шутка ли освоить новый инструмент в 22 года?

- Вы – основатель ансамбля Club Tango. Как появилась идея его создания?
- Со Step by step, всё постепенно происходило. Сперва нас было трое, потом четверо, сейчас мы называемся Club Tango Orquesta, мы квинтет. Мои коллеги - блистательные питерские музыканты. Мы играем музыку несколько иного плана. Это такая смесь с большим уклоном в джаз.

- Вы много путешествуете, гастролируете. Нравятся ли Вам частые переезды?
- Многие музыканты моего возраста, особенно оркестровые музыканты, путешествовать не любят, я же обожаю путешествовать. В этом, может быть, даже есть некий смысл. В этом году у меня запланировано больше 20 концертов по России, за рубежом с оркестром я обычно не выступаю.

- Расскажите, что ожидает ростовских зрителей на концерте?
- Ростовчан ожидает уникальный концерт, который с лёгкой руки нашего маэстро назван "Танго-симфония". Концерт в двух отделениях, такого танго вы ещё не слышали. В некоторых сочинениях танго минимум, но главной строкой проходит танго. Это трудно передать в тексте. У него есть художественно-выразительные особенности, которые нельзя забыть. Это ритм, гармония, благодаря которым мы понимаем, что это танго. Самая главная особенность танго - это открытая эмоциональность. Мы знаем танго по стереотипам. По сути же - это европейская музыка. Танго не играют в провинциях Аргентины, только в Буэнос-Айресе – в столице. Так что - это европейская музыка, два шага и мы у венской классики.

Ольга Мурзина, Интернет-портал журнала "Ростовчанка".

 

Написать нам письмо




Новое на сайте