06.04.2017Количество просмотров: 6547
5 апреля в киноцентре "Большой", за день до Всероссийской премьеры, состоялся пресс-показ фильма "ВРЕМЯ ПЕРВЫХ" и пресс-конференция с актёром и продюсером фильма Евгением Мироновым. «Время первых» – первый масштабный российский фильм о космосе, снятый в формате 3D.
В основе фильма – реальные события о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов с корабля «Восход-2».
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Ильин мл.
Режиссер-постановщик: Дмитрий Киселев («Черная молния», «Елки», «Лондонград»)
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов, Сергей Агеев
Оператор-постановщик: Владимир Башта («Географ глобус пропил», «Брестская крепость»)
Авторы сценария: Олег Погодин, Юрий Коротков, Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов, Дмитрий Пинчуков
CG-супервайзер: Сергей Невшупов («Аватар», «Экипаж», трилогия «Властелин колец»)
Производство: BAZELEVS, «Третий Рим», CGF
На пресс-конференции присутствовали: актёр и продюсер фильма "Время первых", Народный артист России Евгений Миронов и представитель "Альфа банк" в Ростове-на-Дону Азамат Давлетбаев.
- Для нас для всех, это был шаг в неведомое" - сказал Евгений Миронов ростовским журналистам после пресс-показа фильма. - Никто из нашей команды не создавал таких фильмов. Всё было впервые.
Мы делали этот фильм три года. Идея возникла у меня, когда я увидел документальный фильм о первом выходе Алексея Леонова в открытый космос. И нам повезло, что всю информацию, которая, кстати, была почти 50 лет засекречена, мы смогли получить из первых уст. Алексей Архипович является главным консультантом фильма. Мы ничего не меняли в этой истории в угоду экшен. Сама эта история настолько ценная, настолько страшная, и потрясающая, что там действительно ничего не надо было менять, особенно в полётной, космической части. Сложно было собрать воедино земную часть, и тут весомый вклад в написание сценария внёс наш очень талантливый российский кинорежиссёр и сценарист Олег Погодин, кстати, ваш земляк.
"Этот фильм войдёт в историю - навсегда!!! - именно такой была моя первая мысль после увиденного на экране.
Я испытала то самое настоящее чувство гордости за наших людей, за нашу страну, за тех, кто создал этот фильм и за наш современный кинематограф. Наконец-то! Это тот самый фильм, где всё совпало - РЕАЛЬНАЯ героическая история, которую не выдумать, талант актёров и кинематографистов и возможности современных технологий. История, конец которой знаешь с раннего детства, но это ничего не значит... потому что сопереживаешь каждую минуту из 2 часов 20 минут фильма, настолько всё удивительно реально. Фантастично реально!
Фильм, на который надо пойти всей семьёй, который вы непременно потом будете обсуждать вечером, вспоминать что-то своё".
Галина Фомичёва. Фото Николая Фомичёва, Игоря Гладенко.
СИНОПСИС
60-е. Разгар холодной войны. Две супердержавы СССР и США бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, на очереди – выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Времени на выявление причин нет. И пусть риски огромны, мы не можем уступить лидерство. Опытный военный летчик Павел Беляев и его напарник Алексей Леонов, необстрелянный и горячий, мечтающий о подвиге, готовы шагнуть в неизвестность. Но никто не мог даже предположить, с чем им предстояло столкнуться в полете. В этой миссии все, что только можно, пошло не так.
О ФИЛЬМЕ
Роли космонавтов Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, для которых съемки этого фильма - первый опыт работы вместе. Сергея Королева сыграл Владимир Ильин.
Над фильмом трудилась команда лучших российских и зарубежных специалистов: художников, бутафоров, специалистов по компьютерной графике, VFX-супервайзеров и других. Работа над зрелищной стороной картины заняла 29 месяцев.
Ключевые эпизоды фильма – выход Евгения Миронова в открытый космос и возвращение экипажа на землю – созданы при помощи уникальных для российского кинематографа технологий.
Дважды герой Советского союза, космонавт Алексей Леонов выступил одним из главных консультантов картины и одобрил результат проделанной работы.
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ
18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Согласно данным официальной хроники, полет корабля «Восход-2» прошел благополучно. Однако на самом деле все было иначе. За два дня на борту произошло семь нештатных ситуаций. По словам Леонова, три или четыре из них – смертельно опасные.
«Уже на восьмой минуте в открытом космосе я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток. Ступни ног свободно болтались в сапогах. Началась деформация скафандра», – вспоминает Алексей Леонов. Чтобы вернуться в корабль, космонавту необходимо было с руками в несгибающихся перчатках смотать пятиметровый фал, но даже сумев это проделать, он не смог бы войти в шлюз в раздувшемся костюме. Тогда вопреки всем инструкциям и с риском для жизни Леонов стравил давление в скафандре. Этот эпизод стал лишь началом злоключений, которые обрушились на космонавтов-первопроходцев.
Актер и продюсер компании «Третий Рим» Евгений Миронов признается, что был потрясен этой историей и «заболел» ей, посмотрев документальный фильм о первом выходе в открытый космос. «Леонов – подлинный герой, каких сейчас не хватаем современному кино и литературе. Он сознательно пошел на величайший риск, ведь невозможно было просчитать все до конца. Они с Беляевым сделали шаг в бездну. Я понял, что из этого нужно сделать большое кино», – говорит он.
С идеей картины о легендарном полете «Восхода-2» Евгений Миронов пришел к Тимуру Бекмамбетову, одному из немногих, кто способен реализовать такой амбициозный проект.
«Задумка снять большое кино, основанное на нашей истории покорения космоса, показалась интересной. Мы с Женей договорились о встрече с Леоновым. В течение шести часов Алексей Архипович рассказывал нам о своей жизни и о том, что произошло с ним и его напарником Беляевым более 50 лет назад. Мы поняли, что не можем не снять фильм про такого удивительного человека и те невероятные события, которые вошли в мировую историю освоения космоса. Мы сразу взялись за работу», – вспоминает Бекмамбетов.
Роль Алексея Леонова исполнил Евгений Миронов. Его друга и напарника Павла Беляева сыграл Константин Хабенский.
«Я давно хотел поработать с Костей в каком-нибудь кинопроекте, – говорит Миронов. – Мы сразу решили с Тимуром, что не будем проводить кастинг, а предложим роль Беляева именно Хабенскому. Он замечательный актер, один из лучших в нашем кино, который при этом еще и внешне похож на командира «Восхода-2».
Так родилось «Время первых», кино о величайшем и опаснейшем подвиге людей, готовых рисковать жизнью ради мечты.
ПРОИЗВОДСТВО ФИЛЬМА
Создание космического корабля
Фильм «Время первых» был запущен в производство в марте 2015 года. В московских кинопавильонах были построены два полноразмерных макета «Восхода-2», оснащенных техническими атрибутами в полном соответствии с историческими реалиями – для съемок как снаружи, так и для внутри корабля.
Для интерьерных съемок собрали подвижный макет «Восхода-2», который мог наклоняться, вращаться и трансформироваться.
«Мы работали над созданием корабля примерно полгода и сделали несколько 3D-моделей. Большой проблемой для нас стали размеры космического корабля – он был настолько маленьким, что снять происходящее внутри оказалось в принципе невозможным. А нам было необходимо не только обеспечить работу постоянно двигающейся громоздкой камеры, но также оснастить макет яркими источниками света в достаточном объеме и закрепить внутри сложную систему подвесов, с помощью которых актеры изображали пребывание в невесомости», – рассказывает оператор Владимир Башта.
«Мы построили на площадке макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из них двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через один лепесток, совершить полный облёт героев и выйти через противоположный», – вспоминает съемочный процесс режиссёр Дмитрий Киселёв.
Искусственное солнце
Особое внимание создатели фильма уделяли работе со светом. Поверхность корабля была покрыта светоотражающими пластинами. Для съемок внутри корабля световые приборы закреплялись на стенках отодвигающихся сегментов: чтобы освещение оставалось равномерным, приборы можно было включать и выключать с внешнего пульта. В сценах с вращением корабля вокруг своей оси вращается еще и огромный прожектор весом 50 кг, закрепленный на тросах и имитирующий солнечные лучи - для большей динамичности и реалистичности. Он совершает полный оборот вокруг корабля за 5-7 секунд.
«При съемках сцен вращения корабля мы дополнительно запустили вокруг макета «карусель» из световых приборов, – рассказывает Киселев. – Для имитации невесомости в кадре была разработана сложная система кранов и подъемников. С ее помощью космонавт мог «взлетать» из своего сидения-ложемента и свободно вращаться в любом направлении. Система была сделана так искусно, что нам не пришлось потом ничего затирать на постпродакшене».
Идем по приборам
Для съемок фильма создателям фильма разрешили скопировать внешний облик «Взора» - аппарата для ориентации, устройство которого до сих пор остается производственной тайной. Внутренний интерьер макета «Восхода-2» был оснащен и другими приборами, каждый из которых был точной копией своего исторического прототипа.
Художник-бутафор Александр Рыбкин рассказывает: «Нам помогал консультант Виктор Благов из РКК «Энергия», участвовавший в запуске «Восхода-2». Увидев, нашу работу он первым делом спросил: где вы взяли эти приборы? Мы поспешили его успокоить: все экспонаты музея остались на своих местах, оборудование космического корабля мы сделали сами, вручную. Мы восстановили шрифты того времени для лазерной гравировки надписей. Фрезеровка корпусов, резка и гравировка циферблатов, лазерная резка стрелок, сборка, окрашивание, расписывание, лакировка, воссоздание оригинальной оплетки проводов, поиск нужной цветовой температуры лампочек – в этой работе пришлось учесть сотни мельчайших нюансов».
Для съемок картины использовались декорации, воссозданные с документальной точностью. Зритель увидит устройство первых космических кораблей, центр управления полетами 1960-х годов и то, как жили и тренировались первые космонавты.
Тайга
Зимой 2016 года группа кинематографистов во главе с режиссером Дмитрием Киселевым и оператором Владимиром Баштой прилетела в Пермский край, в окрестности того самого места, где 19 марта 1965 года в ручном, нештатном режиме приземлился на «Восходе-2» экипаж Беляева-Леонова.
Съемочная группа работала в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Добираться на место съемок приходилось с помощью оборудования для скалолазания. На этот путь уходило не менее полутора часов.
Дмитрий Киселев, режиссер: «Местом незапланированной посадки экипажа оказались заснеженные таежные леса в окрестностях Перми – уникальные по красоте и величию пейзажи, которых нет больше нигде в мире, и именно поэтому мы приехали сюда снимать сцены посадки и поиска космонавтов».
ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Виртуальный космос
Продюсер визуальных эффектов в фильме, руководитель студии CGF Александр Горохов рассказывает: «Наша работа над фильмом началась примерно за полтора года до старта съемок. Одной из первых задач студии было сделать компьютерную реконструкцию всего полета с момента старта до момента посадки – 18 витков вокруг Земли, и особенно подробно выход Леонова в космическое пространство. Нам нужно было в точности воспроизвести весь полет в деталях: что бы мы увидели в кадре, если бы снимали все в действительности».
Специально для сцен выхода Леонова в открытый космос студия CGF разработала систему дополненной реальности, которая позволила режиссеру и оператору уже во время съемки видеть на экране перемещения актера в условиях виртуального космоса.
«Мы постоянно тестировали и продумывали технические решения, выбирали оптимальные методы из существующих или создавали собственные. Так нашим главным достижением мы считаем разработанную на студии систему дополненной реальности ViewGA, позволившую нам решить задачу съемки открытого космоса, которая проходила в черном павильоне с одной хромакейной стенкой синего цвета. Съемочное пространство представляло собой большую черную коробку, приблизительно 15 на 9 метров, в которой была установлена часть шлюза и снимался актер-космонавт, а вокруг них вращалась камера на кране и свет, имитировавший Солнце», – вспоминает Горохов.
Чтобы сцены в невесомости смотрелись максимально эффектно были созданы «цифровые дублеры» Миронова и Хабенского. Актеров «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. Эта новая для российского кино технология впервые была использована на другом высокотехнологичном проекте студии BAZELEVS – фэнтези «Он – дракон».
МИРОНОВ И ХАБЕНСКИЙ В КОСМОСЕ
Таких берут в космонавты
Евгений Миронов и Константин Хабенский больше года готовились к съемкам «Времени первых». В фитнес-клубе World Class они прошли курс тренировок, созданный на основе программы предполетной подготовки космонавтов. На съемках от них требовалась безупречная физическая форма – им приходилось надолго «зависать» на тросах в тяжелых 30-килограммовых скафандрах. Все подобные задачи Миронов и Хабенский выполняли на съемках самостоятельно, привлекая каскадеров только для репетиций и технических дублей.
Актеры побывали в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в РКК «Энергия», НПП «Звезда», которое создает оборудование для полетов в космос. Там они узнали все нюансы тренировок космонавтов, изучили устройство космического корабля «Восход-2» и скафандров.
«Одно дело слушать рассказ о событии или смотреть кинохронику, и совсем другое – попробовать всё на себе, ведь в кино очень важны детали. Никогда прежде на съемках у меня не было таких нагрузок, зато я действительно представил себе, что чувствовал Алексей Архипович. Я надевал скафандр, идентичный тому, в котором Леонов выходил в открытый космос. Он принципиально отличается от современных образцов с шарнирными соединениями. Когда у Леонова в открытом космосе раздуло скафандр, движения рук оказались скованными. Он смог вернуться на корабль только головой вперёд, вопреки инструкции: теперь я понимаю, почему он так сделал. А вот как он смог сделать кувырок в шлюзе диаметром 100 см, чтобы закрыть его, я не понимаю до сих пор. Это была нечеловеческая нагрузка – у скафандра Леонова не было вентиляции, на земле он вылил из него шесть литров пота. То, что они сделали с Беляевым, – настоящий подвиг», – рассказывает Евгений Миронов.
Перед началом съемок Константин Хабенский читал воспоминания современников Павла Беляева, особенно актера интересовали мемуары участников легендарного первого отряда космонавтов: «Как правило, записи довольно скупые. Я искал информацию и обращал внимание, как люди отзывались о моем герое. Его история связана с преодолением человеком самого себя – такое всегда интересно вне зависимости от того, в чем именно он себя преодолевает. Фильм «Время первых» – это история про людей, которые сделали первые, самые важные шаги в космосе, протоптав дорожку для следующих поколений».
КОМАНДА ПЕРВЫХ
Фильм снят компаниями BAZELEVS и «Третий Рим». Режиссер картины Дмитрий Киселев давно работает с Тимуром Бекмамбетовым. Он отвечал за экшн-сцены для «Особо опасного». Помимо этого, Киселев снимал «Лондонград», «Елки» и «Черную молнию», первый российский супергеройский фильм.
Оператором картины стал Владимир Башта, автор таких масштабных и зрелищных фильмов, как «Брестская крепость» и «Кандагар». Съемки выполнены на стереокамеру с использованием камер RED DRAGON новейшего поколения.
Продюсером 3D-съемки выступил Рауф Атамалибеков («Сталинград»). Команда стереограферов включала голливудских и российских специалистов: Джош Фриттс («Новый Человек-паук», «Планета обезьян: Революция», «Сталинград»), Рафаэль Чайт, Анна Евстратова и Александр Духон.
Продюсер визуальных эффектов в фильме – руководитель студии CGF Александр Горохов, соавтор многих крупных проектов BAZELEVS со времен «Ночного дозора».
VFX-супервайзер – Сергей Невшупов, долгое время сотрудничавший со знаменитой новозеландской студией Weta Digital и создававший спецэффекты к трилогии «Властелин колец» и «Аватар».
К съемкам сцен в невесомости привлекли одну из лучших команд каскадеров в стране во главе с Александром Стеценко, занимавшимся постановкой трюков в «Хардкоре».
Историческими консультантами помимо Алексея Леонова стали специалисты Центра подготовки космонавтов в Звездном городке, РКК «Энергия», где создавался корабль «Восход-2», и НПП «Звезда», занимающегося производством оборудования и скафандров для космических полетов.
О ПЕРВЫХ В КОСМОСЕ. Краткие биографии
Алексей Архипович ЛЕОНОВ родился 30 мая 1934 года в небольшом селе Листвянка в Кемеровской области. Уже в детстве он проявил талант художника, продолжал рисовать всю жизнь, но стал летчиком-истребителем и попал в первый отряд космонавтов. Особое внимание уделял своей физической подготовке. «Каждый день я пробегал не меньше 5 километров и проплывал 700 метров», – вспоминает Леонов.
Павел Иванович БЕЛЯЕВ родился 26 июня 1925 года в деревне Челищево Вологодской области. Как летчик-истребитель успел принять участие в боях с Японией в 1945 году, затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР. В 1959 году окончил Военно-воздушную академию. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов.
Космонавт скончался 10 января 1970 года в Москве от перитонита. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Имя Павла Беляева носят кратер на Луне, малая планета № 2030 (Belyaev).
Сергей Павлович КОРОЛЕВ родился 12 января 1907 года в Житомире. Окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана по специальности «инженер-аэромеханик», Московскую школу лётчиков. Советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственного спутника Земли, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда.
Королев был арестован 27 июля 1938 года, попал на Колыму, где с 1940-го года работал в закрытых КБ (так называемой «шарашке»). Был досрочно освобожден из заключения в июле 1944 года. Королем умер спустя 10 месяцев после событий, описываемых в фильме «Время первых». По одной из версий, причиной смерти стала сломанная во время заключения челюсть, из-за чего на операции ему не смогли выставить дыхательную трубку.
Посмотрите также: