Становление киноискусства социалистического реализма

Все названо, все как будто бы есть в этой под-главке, но нельзя не пожалеть о том, что эти важнейшие документы и мероприятия партии по кино рассмотрены здесь лишь постольку, поскольку они помогали решению организационно-хозяйственных проблем кинематографа. И значительно слабее показано, какое громадное идеологическое, какое идейно-творческое значение имели эти партийные директивы и мероприятия, определившие не только организационно-хозяйственную структуру, но и все развитие, становление нашего киноискусства как искусства социалистического реализма.

О таком важнейшем событии в идеологической жизни советского киноискусства, как Всесоюзное партсовещание по кино, например, сказано слишком уж поспешно, вскользь: во Введении и Заключении ему посвящено по 7—8 строчек. И беда тут, конечно, не столько в количестве строк, сколько в том, что значение этого партийного совещания, суть его решений осмыслены авторами тома крайне односторонне.

Так, во Введении упоминается лишь о значении партсовещания в постановке ряда организационнохозяйственных проблем. В Заключении же на первый план выносится та часть резолюции партийного совещания, где речь идет о праве художника на эксперимент. Это, несомненно, важная часть резолюции, но нельзя ею ограничиваться, потому что самое главное, во всяком случае, не менее важное, чем право художника на эксперимент, заключалось и в тех разделах резолюции, где формулировались принципиальные положения о роли кинематографа в процессе культурной революции, о задаче воспитания масс на положительных образах, о задаче популяризации средствами кино прогрессивных явлений нашей жизни в сочетании с борьбой против пережитков прошлого и т. д.

Многие из этих положений не утратили своей актуальности до сих пор. И обойти их было, по-моему, совершенно неправильно как раз с точки зрения методологии, о которой мы сегодня собрались поговорить.

Подобная односторонность, поспешность приводят порой и к досадным нарушениям научной объективности.

Я приведу один пример, который может показаться не слишком существенным, но, по-моему, он в этом отношении все же очень характерен. Председатель Петроградского кинокомитета, позже заведующий ВФКО Д. И. Лещенко известен в истории кино как старый большевик, направленный партией на работу в кинематографию и в своей практической деятельности претворявший указания В. И. Ленина. Как же охарактеризован он в книге?

Кроме чисто информационного упоминания о назначении Лещенко в 1918 году председателем Петроградского кинокомитета, авторы тома вспоминают его имя лишь в связи с анекдотическим (и едва ли имеющим документальное подтверждение) случаем, когда Лещенко якобы запретил печатать фильм Л. В. Кулешова «На красном фронте» из-за слишком короткого, а потому «вредного» и «развращающего» монтажа. Вряд ли подобное «знакомство» с Д. И. Лещенко даст читателю книги верное, объективное представление о его роли в строительстве советской кинематографии.

Досадно также, что во многих главах книги ощущается стремление авторов к переоценке некоторых явлений в истории киноискусства 20-х годов, хотя в принципе это стремление вполне закономерно. Проходят годы, наши представления о тех или иных явлениях истории киноискусства углубляются, уточняются, появляются новые материалы, да и само киноведение обретает новый исторический опыт, так что нередко действительно возникает потребность в новых, более объективных оценках и суждениях о фактах и явлениях, как казалось прежде, оцененных безупречно точно. Однако на страницах первого тома «Истории советского кино» такие переоценки делаются слишком поспешно, а порой и недостаточно аргументированно. Все казино работают по теории вероятности: их владельцы используют математические законы, которые позволят каждому азартному игроку заработать определенную сумму. Вывел денег, доволен, рекомендую этот клуб! Лучшие игровые автоматы, щедрые бонусы, легкий вывод средств только в казино Booi на официальном сайте Комплекс действий заведения по работе с бонусами помогает привлекать новых игроков, удерживать уже существующих клиентов, а также влияет на узнаваемость бренда. Затем, когда мы нашли казино, работающее на территории нашей страны, необходимо узнать о нем чуть подробнее.


Оставить комментарий






Написать нам письмо