Легитимизация управления предприятием и принцип соуправления

Легальными основаниями для участия в управлении предприятием могут быть признаны:

- легитимизация на базе собственности;
- легитимизация на базе трудового участия.

Если исходить не из одного, а из двух приведенных выше оснований легитимации управления, то придется признать, что разные формы собственности предполагают и разные формы самоуправления, что самоуправление нельзя «одеть» в униформу, пригодную для всех форм собственности, для всех стран и народов. Каждое государство, а внутри него каждая форма собственности, шьет свой «самоуправленческий костюм», который ему «к лицу». К тому же этот «костюм» постоянно меняется, приспосабливается к новым условиям производства. Но одно общее правило существует: «костюм», учитывая исторические, социальные, национальные особенности страны, не должен сковывать хозяйскую мотивацию персонала, должен позволять свободно и результативно действовать в условиях рынка, успешно конкурировать с другими формами собственности. И еще. Нельзя самоуправленческие институты одной страны механически переносить в другую, так же, как нельзя иметь единые институты самоуправления для всех форм собственности.

Вполне понятно, что наиболее органично соединение обоих оснований управления производством происходит в коллективных формах собственности. В кооперативе (если в нем работают только его члены), на коллективных предприятиях собственники средств производства и рабочей силы совпадают. Поэтому такие формы собственности предоставляют полный простор для реализации самоуправленческих функций. Иначе дело обстоит в государственном секторе экономики. Здесь право собственности принадлежит государству, а трудовой коллектив собственником не является. Его права на управление производством базируются на трудовой деятельности.

Применительно к государственным предприятиям это означает, что управляющее воздействие государства может исходить либо непосредственно от органов государственной власти (от Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов), либо от органов государственного управления (от Советов министров, исполкомов, министерств, ведомств, других органов государственного управления).

Главное сейчас заключается в том, чтобы принцип соуправления был реализован в практике, не оказался лишь декларацией, чтобы не только собственник, но и трудовой коллектив мог осуществлять фактическое управление производством. Это прямо зависит от организационной структуры управления предприятием и компетенции ее составляющих органов. Играй в казино Вулкан Олимп и будь победителем


Оставить комментарий






Написать нам письмо