Фильм «Пой песню, поэт...», часть 7

Уже не беспечные пейзане, а какие-то страшные, всклокоченные театральные мужики бегут с кольями громить... декорации помещичьей усадьбы. Комбинация софитов создает иллюзию пожара. Огромные языки пламени за окном вот-вот выплеснутся на просцениум... то бишь на первый план. Непонятные верховые куда-то мчатся в темноте, совсем как в ином «вестерне». А на фоне кроваво-красного задника с клубами красного дыма, поднимающегося к солнцу, подернутому красным облаком, проносятся красные силуэты всадников революции.


Этот символ неоднократно и настойчиво предъявляется зрителю, чтобы он осознал романтику происходящего, хотя трудно придумать что-либо более чужеродное по стилю всему разговорному контексту «Анны Снегиной».


Спасительность символики проявляется в искусстве по-разному. Бывает так, что символ необходим художнику в качестве лаконичного эквивалента огромного, но еще эстетически не освоенного, пока только угадываемого материала, ждущего своей конкретнообразной кристаллизации. Это символика предчувствия, предвидения, предсказания, истинно романтическая в своей устремленности в будущее. Но бывает и так, что к символу прибегают как к эрзацу, когда.готовое общепринятое иносказание становится удобным заменителем образа и избавляет от всех бед и трудностей художественного мышления.


Сколько их, этих безликих всадников революции, проскакало за последние годы по нашему экрану!.. Любопытно, что даже натурные съемки в сюжете об Анне Снегиной по своей стилистике совершенно театральны, словно режиссер исходил из принципа — чем обиходнее словесный ряд, тем искусственнее ряд изобразительный.


Но этим не исчерпываются стилистические метания в картине. После балета и драмы зрителю предстоит еще вкусить карнавальное зрелище. Ведь к концу мажорная нота должна возобладать над всеми прочими, это ясно. И здесь особенно важно было бы соблюсти чувство меры. К сожалению, когда в картине сельские комсомольцы «поют агитки Бедного Демьяна», опять-таки в прямом и полном соответствии с есенинской строчкой, экран способен оглушить даже самого испытанного зрителя. Оглушить звуковой и цветовой истошностью, кричащим кумачом и резкостью голосов.


Снова — в который раз! — в круг есенинских образов надолго вторгается нечто постороннее, плакатное, совсем не есенинское, ни по интонации, ни по цветовой гамме. Так можно было снять эту сцену не сквозь стихи Есенина, а со стороны и в противовес им. К счастью, самые последние кадры возвращают нас из мира оркестров, транспарантов, факелов и бенгальских огней в «страну березового ситца».


Подведем итоги. Редкостному таланту Есенина суждено было проявиться в годы небывалой ломки всех общественных институтов. Человек переходной эпохи, он ощущал себя стоящим где-то на половине пути между старым и новым миром, между деревней и городом, между традиционными и новаторскими тяготениями в искусстве. Отсюда драматизм его творчества, отсюда щемящая сердце проникновенность его лирики.


Вот уже пол столетия на поэзии Есенина сходятся вкусы и пристрастия миллионов читателей русского стиха. Быть может, за всю историю советской поэзии не было в ней явления более органичного, более демократичного и более противоречивого. Этого Есенина в картине С. Урусевского и Г. Шпаликова нет. Есть серия более или менее удачных пейзажных этюдов «по есенинским местам». Есть балет, мелодрама и карнавальное шествие «на есенинские темы». Есть два соприкасающихся, но не взаимопроникающих ряда — ряд словесный, состоящий из цитат, удивляющий случайностью, необязательностью стихотворного монтажа; и ряд изобразительный, эффектный, пестрый, безразличный к есенинской образности, поражающий порой посторонней красивостью, преднамеренностью оптических и монтажных ухищрений.


Противоречия картины никак не отражают противоречий есенинской лирики. Это совсем другие, чуждые теме фильма несоответствия. На протяжении полутора часов идет спор между стихом и картинкой. Между фактографией и условностью. Между лирической интимностью и плакатной настырностью. В пылу этого спора из кинопоэмы выпала концепция личности самого поэта. И вот в этом-то все дело. Поймай удачу за хвост на нашем официальном сайте casino vulcan переходи по этой ссылке.


Оставить комментарий






Написать нам письмо