«НАША АННУШКА». К 100-летию со дня рождения музыковеда, пианистки, педагога Анны Соколовой (1923–2010)

24.11.2023Количество просмотров: 895

Анна Соколова

Ростовские музыканты старших поколений хорошо помнят Анну Антоновну – талантливого педагога, неутомимого просветителя, заинтересованного и усердного летописца композиторской организации, профессиональную пианистку. До самых последних лет поддерживала она хорошую физическую форму, была неизменно доброжелательна к окружающим.

Жизненных испытаний на её долю, как и на долю всех её сверстников, чья юность пришлась на войну, выпало немало. И всё же рискнем назвать её творческую судьбу счастливой.

Анна Антонова Соколова, урождённая Унковская, дворянского рода – москвичка по рождению, появилась на свет 26 октября 1923 года. В 1930-м семья переехала в Ростов, и с тех пор её жизнь неразрывно связана с этим городом. Здесь семилетняя девочка, влюблённая в фортепиано, начала заниматься в музыкальной школе им. М. М. Ипполитова-Иванова. Уже с первых лет она делала успехи, исполняла сложные произведения, играла в ансамбле. Настало время поступать в музыкальный техникум, но война, разворотив судьбы миллионов людей, отсрочила это событие на долгие пять лет.

... Очередную возможность прорепетировать Концерт Эдварда Грига юная музыкантша отыскала в одном из санаториев города Минеральные Воды, где её семья оказалась во время войны. Здешняя санитарка изредка давала ключ от кабинета со стареньким фортепиано. Вдруг туда ворвались пять немцев. Они разглядывали её золотые локоны, о чём-то переговариваясь. Девушке показалось, что от страха у неё остановилось сердце. Немцы ушли, но уже через несколько дней появились у неё дома, сказав на ломаном русском: «Поедешь с нами, нам нужна пианистка». Онемев от ужаса, она собралась, её посадили в кузов грузовика...

На этом можно было закончить рассказ, ибо судьба 19-летней златокудрой пианистки сложилась бы, скорее всего, печально. Если бы не дерзкий, отчаянный поступок соседского паренька, который последовал за грузовиком на велосипеде. Когда гитлеровцы остановили машину и пошли оформлять документы, он прокричал:
– Прыгай!
– Как? Я не могу! Высоко!
– Прыгай, я сказал!
Девушка поставила одну ногу на колесо, другую на землю, шмыгнула на заднее сидение велосипеда, и они умчались по дороге. Сбежали от вооруженных до зубов фрицев!

Это не отрывок из героической повести военных лет, это эпизод из жизни Анны Антоновны Соколовой.

В эвакуации, потеряв отца, Анна вместе с мамой работала в совхозе: зимой учётчицей, потом счетоводом в конторе, летом – в поле. Одновременно она училась на историческом факультете Пятигорского педагогического института, который окончила с отличием.

Вернувшись в Ростов в 1946 году, девушка поступила на второй курс музыкального училища, где занималась на двух отделениях, фортепианном и теоретическом, а после его окончания – в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве, где тоже училась на двух факультетах – историко-теоретическом и фортепианном. Дипломную работу она писала под руководством К. К. Розеншильда, известного музыковеда, автора популярного учебника по истории зарубежной музыки, а её наставником по классу фортепиано был выдающийся пианист и педагог, профессор А. Л. Иохелес. Оба они в те времена заведовали кафедрами. Тот и другой факультеты, с разницей в один год (1954, 1955) Анна окончила на «отлично», таким образом, в её личном архиве появились второй и третий «красные» дипломы!

«НАША АННУШКА». К 100-летию со дня рождения музыковеда, пианистки, педагога Анны Соколовой (1923–2010)

Сбылась её заветная мечта: жить в музыке, дарить музыку, учить музыке. По возвращении в Ростов она активно включилась в общественно-музыкальную жизнь города. В течение более 20 лет Анна Антоновна работала в Ростовском училище искусств, воспитала несколько поколений музыкантов. Среди её учеников – директор колледжа искусств И. Н. Ищенко, лектор филармонии М. И. Шорникова, профессора консерватории Г. Н. Гонтаренко, Г. Е. Калошина, А. С. Матевосян, Г. Р. Тараева, Т. В. Франтова.

Одновременно с училищем она начала работать в филармонии, выступала в качестве лектора-музыковеда, концертмейстера и солистки. С концертными бригадами она побывала в самых отдалённых районах области, много выступала в Ростове, на её «боевом счету» около 8000 лекций-концертов!

С 1963 года она стала членом Союза композиторов. Принимала активное участие в подготовке и проведении фестивалей «Донская музыкальная весна». На первом из них присутствовал Д. Шостакович, возглавлявший тогда СК России. Увидев в Анне Антоновне организаторские и профессиональные способности, он предложил ввести её в состав правления Ростовской композиторской организации. Она неоднократно избиралась членом правления, ответственным секретарем, заместителем председателя правления. Коллеги дважды избирали её членом правления СК России.

«НАША АННУШКА». К 100-летию со дня рождения пианистки и педагога Анны Соколовой (1923–2010)

 А. Соколова среди композиторов Дона (стоит 4-я слева). 1970-е годы.

Популяризация творчества ростовских композиторов – важнейшая сквозная линия музыковедческой деятельности А. А. Соколовой. Творческие портреты, рецензии на концерты, обзорно-аналитические статьи во множестве публиковались в прессе донского края и центральной печати. В частности, в журнале «Музыкальная академия» напечатана статья «Залог успеха – взаимодействие поколений», где прослеживается почти 70-летняя история ростовского объединения. Союз композиторов – любовь, которую Анна Антоновна пронесла через всю жизнь. С начала 60-х годов она вела своеобразную летопись важнейших событий в жизни организации – бесценный материал для будущих историков. Немало времени, душевных и физических сил отдала она систематизации документов. Недаром её называли «живым архивом» Союза.

«НАША АННУШКА». К 100-летию со дня рождения музыковеда, пианистки, педагога Анны Соколовой (1923–2010)

А. Соколова - делегат Пятого съезда Союза композиторов СССР (стоит 2-я справа; в центре А. Хачатурян и А. Эшпай). 1974 год.

Многолетняя плодотворная творческая деятельность А. А. Соколовой отмечена государственными наградами – тремя медалями, орденом Трудового Красного Знамени, бесчисленными грамотами и благодарственными письмами.

Улыбками и цветами был заполнен Камерный зал Ростовской консерватории 15 декабря 2008 года. Друзья, ученики, коллеги пришли поздравить Анну Антоновну с круглой датой – 85-летием. Еще раз взглянуть на её прямую осанку, добрую улыбку, услышать характерный голос. Сказать слова благодарности и любви. В жизни многих присутствующих она зажгла огонь любви к музыке, для кого-то невольно послужила примером в выборе профессии. Монолог Анны Антоновны в начале концерта был настолько проникновенным, искренним, что многие прослезились, вспомнив каждый о том отрезке времени, что был прожит рядом с ней.

Концерт вела её друг Наталья Мещерякова, звучала вокальная музыка ростовских композиторов Г. Копанакова, Л. Израилевича, А. Артамонова (даже на своем юбилее она не упустила возможности представить слушателям творчество своих коллег). Анна Антоновна, как всегда, сидела за роялем, удивляя сохранившейся техникой, мягким туше, и такой же проникновенностью звучания музыки, какой были наполнены её слова. Из уст поздравлявших чаще всего в этот вечер звучали такие фразы как «Вы для меня вторая мама», «Вы дарите любовь миру, окутываете добротой и лаской», «Вы по сей день мой идеал». А Г. Калошина призналась, что сохраняет прическу, некогда «подсмотренную» у молодой Анны Антоновны.

Миру необходимы такие люди как Анна Антоновна – неутомимые, преданные своему делу, доброжелательные ко всем и вместе с тем обладающие твёрдым внутренним стержнем. Поэтому её образ навсегда останется в памяти всех, кто её знал.

«НАША АННУШКА». К 100-летию со дня рождения музыковеда, пианистки, педагога Анны Соколовой (1923–2010)

Из первых уст. Вспоминают коллеги

Е. Г. Шевляков, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки:

– Она была – и осталась в памяти – золотым человеком. Мне кажется, она сама очень любила занятия с нами в училище искусств. Бывало, в класс приносили старенький проигрыватель, но Анна Антоновна недолго терпела хрипы пластинок – садилась к пианино и играла сама. По студенческому обычаю, Анне Антоновне мы тоже придумали прозвище. И сейчас, вспоминая её с сокурсниками, мы пользуемся именно им. Мы прозвали её Аннушкой.

Г. Е. Калошина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки:

– Всю жизнь Анна Соколова была великим просветителем. Никогда не пропускала концерты ростовских авторов. Летом 1962 года я попала в совхоз «Волгодонский» с агитбригадой физмата Ростовского госуниверситета, а она – с концертной бригадой филармонии. Надо было видеть её под дождём вечером в поле, в открытом оцинкованном кузове грузовика, самозабвенно рассказывающую колхозникам о композиторах А. Артамонове, П. Гутине, Т. Сотникове. Это – незабываемо!

Н. А. Мещерякова, кандидат искусствоведения, профессор кафедры сольного пения:

– Перед глазами стоит привычная картинка из конца 2010-х годов. Читальный зал библиотеки, дворец культуры или музей в Ростове, Новочеркасске или Таганроге, куда прибыла наша маленькая концертная бригада. На импровизированную сцену с маленьким пианино в центре выходит она – Анна Соколова. Изящные каблучки, строгое, но нарядное платье, пышная прическа – всё это в её неполные 90 (!) было для неё нормой концертного этикета, которому она не изменяла никогда. Она идёт к инструменту своим коротким, лёгким, молодым шагом – и воцаряется культ музыки.

Помню Анну Антоновну и в предшествующие годы, на более представительных площадках, где она выступала постоянной ведущей авторских вечеров и концертных программ композиторских пленумов, фестиваля «Донская музыкальная весна. Появлению перед публикой предшествовала серьёзная аналитическая работа, смыслом которой было проникновение в индивидуальную сущность авторского стиля. И главным условием успеха являлась высочайшая порядочность и неизменная благожелательность.

Л. П. Клиничев, профессор кафедры теории музыки и композиции, в 1989–2000 гг. – председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России:

– Анна Антоновна Соколова была замечательным человеком, потрясающим музыкантом, прекрасной пианисткой, совершенно безотказной в помощи кому-либо. Писала просто замечательные статьи.
Она считала, что Союз композиторов – великое братство. И очень ценила всевозможные встречи, совместные мероприятия, съезды, пленумы. Ей представлялось удивительным, что такое существует в мире. В Союзе композиторов получилось удостоить её Орденом Трудового Красного знамени, и она этим очень гордилась.

Анна Антоновна была человеком стойким в своих убеждениях и в музыке, и в жизни. Я ей верил безоговорочно. Она действительно достойна большой памяти. Я считаю её выдающимся человеком и музыкантом.

А. М. Цукер, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России:

– Анна Антоновна была, прежде всего, просветителем, причём просветителем с большой буквы. Она была умелой, все свои огромные знания она могла преподать аудитории очень просто. Этим умением говорить просто о сложном она владела в совершенстве.

Анна Антоновна вызывала огромное доверие у любой аудитории, в том числе, детской. Она обладала огромным обаянием. В Аннушке вообще было что-то детское. Она была такая открытая, непосредственная, и дети её просто обожали. Её отличала редкая деликатность, трогательная чуткость в отношении с окружающими её людьми.

Союз композиторов был её огромной любовью. Анна Антоновна бескорыстно отдавала ему массу своего времени и сил. Здесь она была абсолютно незаменимой. Второй такой Соколовой в Союзе композиторов не было и нет до сих пор.

Н. В. Макарова, в течение многих лет – бухгалтер Ростовской организации Союза композиторов России:

– Моё знакомство с Анной Антоновной состоялось очень давно – в 60-х годах. Я училась в музыкальной школе им. П. И. Чайковского, и мы ходили в филармонию, где Анна Антоновна вела концерты. Речь у неё была очень тихая, мягкая, вкрадчивая. Она так старалась ученикам донести то, о чём она говорила: о композиторах, их музыке – это было удивительно.

Прошли годы, и мы встретились с ней в Союзе композиторов. Анна Антоновна была так счастлива, когда меня увидела. Она всегда была очень милой, доброй, нежной, отзывчивой. Анна Антоновна – великой души человек, и бескорыстно была предана Союзу композиторов.

При этом она была необыкновенной мамой и самоотверженной бабушкой. Посвятила дочке и внуку большую часть своей жизни. 

Об Анне Антоновне говорить можно только в превосходной степени и как о человеке, и о профессионале, бабушке, маме, и просто о старшем друге. Она действительно была настоящим Другом.

А. Селицкий, А. Байдикова. Фото из семейного архива дочери Анны Соколовой и архива Союза композиторов.

Написать нам письмо