КАВКАЗ. 2010 г. Часть 1. Гоначхир.

29.12.2010Количество просмотров: 1020

ПО ВОЕННО-СУХУМСКОЙ ДОРОГЕ.
   Путешествие по Военно-Сухумской дороге  через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта - было одним из самых популярных в советские времена. Маршрут назывался: «Всесоюзный туристический № 43». Начинался он в Теберде, Карачаево-Черкесской республики, и завершался в Сухуми, Абхазской республики.
   Полностью маршрут был открыт только два месяца в году: в июле и августе. В остальное время – перевал Клухорский, наиболее высокая часть пути, был закрыт снегом и лавинами. Приобрести путёвку на этот маршрут было непросто. В основном путёвки продавались иностранцам. Чаще всего ходили здесь немцы, нередко те, кто в годы войны принимал участие в боях за Клухорский перевал.
   Более подробно об этом – можно прочесть в рассказе Николая Фомичёва «Клухорский перевал», который будет выставлен на сайте.
   Часть маршрута до подъёма на Клухорский перевал по Гоначхирскому ущелью открыта  примерно с апреля по октябрь. Проехать по нему сегодня можно по асфальтированной дороге.
   Наше первое летнее путешествие 2010 года пролегло именно по этому маршруту.

Маршрут начинается с крутого серпантинного подъёма, отклоняясь в Гоначхирское ущелье от основной дороги из Теберды в Домбай.

Примерно через 10 км мы поднимаемся на плато перед цепью гор Главного Кавказского хребта. На этом плато во время боёв за Клухорский перевал немцы оборудовали военный аэродром.

На этом же плато расположено знаменитое форельное озеро Туманлыкёль. Бывалые путешественники считают места вокруг озера одними из самых красивых на нашей планете. Озеро, как собственно и весь маршрут входит в особо охраняемую зону Тебердинского государственного природного заповедника. Тем не менее, туристы здесь могут остановиться, искупаться в ледяной воде, сделать на память снимки. Собирать цветы, растения, семена, пытаться ловить форель, а также охотиться,  здесь категорически запрещено. На снимке: Галя с нашими сыновьями - Глебом и Никитой.

Никита и Глеб. Потоки воды мелких речушек от бурлящей пены здесь похожи на "молочные", но берега у них, увы, явно не "кисельные"…

 

Я с Глебом. В июле 2010 года подъём на Клухорский перевал был закрыт. Но, нас обнадёжили: это временно.

 

С севера плато закрывают вершины Бокового хребта, самая высокая из них – Большая Марка.

Виды, сопровождающие дорогу.

  Мы на высоте около 2000 метров над уровнем моря.

Галя на мосту через реку Буёльген. На заднем плане – ущелье Буёльген.

Романтический снимок с женой на память. Фото сделал наш младший сын, семилетний Глеб.

 Галя с Глебом на фоне гор и корабельных сосен. Воздух здесь необыкновенно чист. 

Здесь было так красиво, что часть пути мы решили проделать пешком.

А это – виды вдоль дороги.

"Выхожу одна я на дорогу. Но в сопровождении мужа".

  Никиту так и тянуло зайти в эту таинственную чащобу.

 

Наконец Никита в дремучем лесу.

Но далеко в лес заходить всё же опасно, там могут бродить и медведи.

На реке Шумке дети подкрепились местным чак-чаком.

                                                                                      Николай Фомичёв.

 

               Далее:  ГОРЫ Карачаево-Черкессия. 2010 г. Часть 2. Учкулан.


Оставить комментарий






Написать нам письмо




Новое на сайте