ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА: «Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце»

25.02.2023Количество просмотров: 5935

Художник Людмила Озёрина

Людмила ОЗЁРИНА (1977 г.р.) родилась под Таганрогом в селе Новобессергеновка, окончила Таганрогскую детскую художественную школу (1989), художественно-графический факультет Ростовского педагогического университета (2000), училась у Щенникова А.Н., Романенко В.Н., Высочина В.П., Кудриной Г.А.

Вот уже 22 года Людмила Юрьевна преподаёт в Таганрогской детской художественной школе имени С.И. Блонской и с 2012 года является её директором.

Основной техникой, в которой работает художник, является акварель, но не единственной, живопись маслом также представлена в творчестве Л.Озёриной. Натюрморт, портрет, сюжетная композиция, пейзаж, особенно пленэрный – эти жанры изобразительного искусства представлены в творчестве автора.

Людмила Озёрина – член ВТОО Творческий союз художников России, является постоянным участником выставок живописи и графики в Крыму, в Таганроге, Ростове-на-Дону и в Ростовской области. В 2018 году состоялась её первая персональная выставка из 80 картин в технике акварели. Сейчас Людмила Озёрина готовит экспозицию для новой персональной выставки, которая состоится в марте 2023 года в г. Таганроге.

Художник Людмила Озёрина

– Людмила Юрьевна, Вы больше акварелист. Почему?

– Да, акварелист, но в последнее время мне интересна также работа в технике масляной живописи. Потому что для выставок всё-таки больше востребованы работы маслом.

Хотя сейчас и наблюдается бум акварели, – Московская Академия акварели Сергея Андрияки возвысила статус этой техники для всех и каждого, но акварель, мне кажется, по достоинству ещё недооценена.

ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА (Таганрог)

Акварель в классической художественной традиции является материалом, который художники использовали, в основном, для подготовительных работ, эскизов произведений. Это мнение где-то и осталось в восприятии художественной профессиональной среды, что акварель – это набросок, этюд и не более того. И вот сейчас, большие усилия приложенные академией Андрияки, которые я как акварелист ценю, сдвинули этот стереотип, возродили многослойную акварельную живопись. Но в умах художников советской школы осталось ещё, что акварелька — это такой лёгкий жанр изобразительного искусства. Коллекционеры редко покупают акварель, даже если она очень нравится, потому что сомневаются в длительности её сохранности. Хотя у меня дома акварели висят 17-летней давности, и цвет самой акварели не меняется. Но, тем не менее, в менталитете наших людей заложено представление – картина должна быть написана маслом, на холсте и в золотой раме!

ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА: «Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце»

Я просто очень люблю акварели. В акварели я прошла довольно длительный профессиональный путь становления и роста, участия в выставках различного уровня, начиная с 2004 года. Сколько себя помню, ещё со времён художественной школы, я поняла, что нет ничего сочнее, ярче, приятнее того ощущения, когда акварель плывёт по сырой бумаге. Для меня это ощущение осталось одним из самых приятных навсегда, с тех далёких 80-х, когда мамина подруга помогла найти и купить в Ленинграде такую дефицитную тогда акварель «Нева» в тюбиках.

Художник Людмила Озёрина

– Интернет сейчас пестрит рекламными предложениями: напишем портрет по вашему фото. Кто-то и пейзажи пишет по фотографиям. С одной стороны – вроде бы удобно, но это если фото сделал сам художник и у него остались личные впечатления. А как быть с картинами, написанными по чужим фотографиям? Как Вы относитесь к такому виду художества?

– Мне нравится высказывание по этому поводу: «Сейчас век великого оптимизма и минимального профессионализма среди художников». За счёт того, что люди повально используют фотографии в работе, да и, в целом, не всегда стремятся повышать свою квалификацию, как художника. Но, во-первых, фотография искажает перспективу, пропорции, размеры объектов, уплощает изображение. Потому что глаз человека и «глаз» фотоаппарата – это не одно и тоже.

ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА: «Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце»

Во-вторых, у фотоаппарата отсутствуют чувства, переживания, ощущения, и он никогда не сможет передать живую энергию того момента, которую может прочувствовать и пережить только человек.

Я, конечно, ценю труд фотографов, особенно тех, которые выезжают в труднодоступные места и испытывают впечатления от увиденного, но труд художника-профессионала – иной. То есть не нужно один в один рисовать только то, что ты видишь.  Нужно рисовать то, что ты при этом чувствуешь. Отталкиваясь, конечно, от внешних образов и профессиональных знаний, но мы изображаем индивидуальное впечатление от пространства, света, цвета, фактуры... Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце.

Художник Людмила Озёрина

Лично я очень люблю работать на натуре и, при малейшей возможности, выезжаю на пленэр. Потому что для меня образ неотъемлемо связан с местом, определённым мотивом.

Этой зимой мне удалось выехать в Костромскую область на зимний пленэр под руководством Заслуженного художника Ирины Рыбаковой. Это незабываемое впечатление, глоток кислорода для меня как для художника. Во-первых, мне удалось пописать абсолютно другую природу – настоящую русскую зиму, которую мы, южане, видим довольно редко. Ярким впечатлением было увидеть эту снежную красоту воочию. Я очень ценю творческое общение с Ириной Владимировной – мастером настоящей советской школы живописи, уровень и традиции которой мне близки.

Художник Людмила Озёрина

– В тему повального оптимизма и непрофессионализма... В последнее время наблюдаю, как люди сами себя вдруг начинают называть: "я – писатель", "я – поэт"... И всё только потому, что они что-то там где-то написали. Раньше, например, только признание аудитории и признание профессиональным сообществом давало моральное право зваться писателем, поэтом... У художников также?

– Сейчас действительно очень много личностей, которых никто не знает как мастеров, но они умеют громко кричать о себе, о том, что: "Я – художник! Я есть! Я лучше всех!".  А на самом деле – это самомнение, которое держится ни на чём, кроме шумихи и легенд, искусственно созданных в рекламных публикациях и социальных сетях. Продажа живописи сейчас зачастую приравнивается к приобретению предметов первой необходимости, обычных товаров: тортиков, шаров, дверей и т. д. И всё это можно было бы понять, если бы это был чистый бизнес – способ зарабатывания денег, ремесленничество. Но сейчас стало модным, не имея за плечами ни образования, ни опыта многолетней работы, вступать в различные творческие Союзы, участвовать в выставочных проектах и т. д. Если честно, я не знаю как к этому спокойно относиться. К сожалению, это явление способствует падению общего уровня художественной культуры в обществе.

Художник Людмила Озёрина

– Какие направления в Вашем творчестве самые любимые для Вас?

– Я активно развиваюсь в пейзаже, но чистый пейзаж мне не всегда интересен. Люблю наполнять его живыми деталями, героями, стаффажем. Мне хочется, чтобы в пейзажном мотиве присутствовала сюжетная составляющая. Люблю русский пейзаж. Очень близки мне донские пейзажи, с нашими ветрами вольными... Наши степи с холмами, травами, цветами...

Художник Людмила Озёрина

Второе направление – это деревенская тема. Моё детство, моя деревня прорастают во мне. Меня восхищает в деревне настоящесть: начиная от фактур и заканчивая чувствами простых людей – персонажами, которые на земле трудятся, на земле живут, без прикрас, со всей своей искренностью... Они настоящие для меня. Мне дорога деревня моего детства, село Новобессергеновка, близ Таганрога.

ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА: «Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце»

Третье направление – Таганрог. Это город, который, несомненно, имеет своё лицо, свой образ и, на мой взгляд, он недооценён художниками. У меня есть несколько акварелей со старинными домами и улочками Таганрога, но глубокое погружение в эту тему видится впереди. Хочу заняться этим направлением и подробнее отразить уходящий облик старинного купеческого Таганрога в своём творчестве.

Художник Людмила Озёрина

Четвёртое – семья. В семейных бытовых сценках всегда можно увидеть много интересного. Я много писала и рисовала свою дочь в домашней обстановке. И не надо искать что-то особенное, ехать на край света, – все персонажи перед тобой: это и родные, и наши домашние любимцы – кошки.

Художник Людмила Озёрина

Пятое – русские сказки. Я выросла на чтении и разглядывании иллюстраций Ивана Билибина, Бориса Кустодиева, Константина Маковского, репродукций картин Васнецовых –  Виктора и Аполлинария. Созданные ими образы не сравняться по своей красоте ни с чем. Эти художники эталоны для меня. Мне и сказочная славянская тема интересна, и тема русского быта, русского костюма, русского духа в целом. Считаю очень правильным, что сейчас это направление снова становится актуальным. Этот процесс возвращает нас к нашим корням.

Как чувствовали природу наши предки, так и художник, сидя на пленэре, чувствует энергию ветра в ветвях, когда они аж поскрипывают в вышине... Слышит как шелестят травы, перекликаются птицы... В процессе живописи понимаешь, что природа, всё живое вокруг – это единый, большой организм и мы люди его неотъемлемая часть.

Художник Людмила Озёрина

– А натюрморты больше не интересны? Они у Вас просто вкуснющие!

– Интересно, что до 2019 года я с упоением писала натюрморты. Прямо зависала на букетах, овощах, зелени... Я не могла спокойно ходить по супермаркетам, где много чего вместе лежит и всё богато, живописно. А сейчас происходит со мной такая метаморфоза, что натюрморты не очень хочется писать, возможно вернусь к ним в будущем. Интерес переключился на темы, более связанные с внутренним осмыслением себя.

Художник Людмила Озёрина

– Деревенское детство. Вы так красиво сказали, что оно прорастает в Вас. Расскажите о нём.

– Я часто рисую детей на занятиях в ДХШ. И невольно вспоминаю себя... Я родилась в селе под Таганрогом. И, наверное, не случайно сейчас я отношусь серьёзно и ответственно к любой работе – творческой, преподавательской, административной. В семье у нас все трудились: и взрослые, и дети. У нас всегда были большие огороды, теплицы, где мы выращивали огурцы, помидоры... Работали без праздников и выходных. Эти ранние подъёмы я запомнила на всю жизнь. Когда мама в четыре, начале пятого утра будит и говорит: «Люда, вставай! В обед ляжешь, поспишь...». Я не любила этот тяжёлый труд, любила засесть в каком-нибудь уголке и повозюкаться с акварелью, чтобы меня не трогали.

Художник Людмила Озёрина

Но вот сейчас, спустя годы, тянет нарисовать маму, отца за работой. Эти огурцы, их колючие листья, бесконечно длинные теплицы, растянутые вдоль переулков, ослепляющее солнце, отражённое в плёнке парников. Чувствую, что меня тянет теперь это изображать. Хоть и вспоминается этот тяжкий труд с нелюбовью, но всё же думаю, что земля – это красиво!

И любовь к домашним животным, отношение к ним именно как к живым одушевлённым созданиям, а не как к скотине, тоже оттуда – из моего деревенского детства... Я очень люблю не только кошек, собак, но и коров, коз, гусей – всё живое.

Художник Людмила Озёрина

– Людмила Юрьевна, Вы сейчас директор детской художественной школы города Таганрога. Умение трудиться, заложенное в детстве, дало такой результат для сельской девочки?

– Несмотря на то, что я выросла в тяжёлом труде, считаю, что именно благодаря этому, во мне были заложены многие важные качества. И плюс то, что мама не побоялась отпустить меня в Ростов на учёбу. В первый раз я поступала в художественное училище им. М.Б. Грекова после 9 класса, мне было тогда 13 лет. Но я не поступила, не хватило знаний, в селе с нами некому было заниматься репетиторством. После 11 класса было решено, что надо мне учиться на бухгалтера, и я поступила в политехнический колледж в Таганроге. Окончила его с Красным дипломом по специальности "бухгалтер, юрист". Но на самом деле, какой из меня бухгалтер? Хотя, в итоге и это пригодилось в жизни.

Художник Людмила Озёрина

После колледжа, уж не знаю какими путями... У нас соседка была Тамара Фёдоровна — зубной врач, уважаемый человек на селе, и она уговорила родителей, дать мне ещё один шанс попробовать поступить в Ростове на художника. Год я туда ездила, занималась с преподавателем, в итоге поступила! Для меня это было настоящим чудом! Я, деревенская девчонка – попала в Ростов! Я буду учиться рисовать! Мне вообще больше ничего и не надо было тогда. Я была счастлива! Отучилась, окончила Ростовский худ.граф и горжусь этим, из его стен вышли многие хорошие художники.

ХУДОЖНИК ЛЮДМИЛА ОЗЁРИНА: «Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце»

– Тема детской художественной школы – болезненная для Ростова. Так как в Ростове-на-Дону, на весь огромный город-миллионник – всего одна государственная детская художественная школа им. А.С. и М.М. Чиненовых, и та находится в плачевном состоянии. Её здание много лет никак не отремонтируют. Сейчас она временно пребывает в офисных, очень неудобных помещениях... Да, в городе есть много студий, в том числе от ЮФУ, но они все платные. В Таганроге как обстоят дела с детским художественным образованием?

– У нас тоже одна муниципальная детская художественная школа – имени Серафимы Иасоновны Блонской (выпускницы Петербуржской Академии художеств). История нашей школы насчитывает более 50 лет, находится она на улице имени Розы Люксембург, в здании 70-х годов постройки.

Мне доводилось бывать в Ростовской художественной школе имени Чиненовых и я могу сделать вывод, что несмотря на то, что наша школа находится не в специализированном здании, а в здании бывшего детского сада, у нас условия явно лучше. У нас большие окна, просторные, раздельные после капремонта классы, где светло и уютно, что очень важно для художника. У нас работает профессиональный коллектив преподавателей, в котором сейчас появилось много молодых кадров.

Художник Людмила Озёрина

Желающих попасть к нам на обучение очень много, стараемся никому не отказывать, но существуют серьёзные вступительные испытания. Пройти нелёгкий путь обучения длиною в 5 лет под силу юным художникам по-настоящему влюблённым в своё дело. Я, как директор и преподаватель, выступаю гарантом качества знаний выпускников. Наши ребята потом учатся во многих средних и высших учебных заведениях области и страны, и в дальнейшем пополняют ряды художников, дизайнеров, архитекторов, творческих людей.

– Часто думают, что преподавательская деятельность – это рутина для творческого человека. Для Вас, это как?

– Для меня лично, а я уже 22 года преподаю, это не рутина, потому что в этой работе есть жизнь. Во-первых, ты постоянно общаешься с учениками, находишься в этом художественном кругу: говоришь, думаешь, делишься тем, что умеешь и знаешь сам. Во-вторых, всегда находятся ребята, которые «дышат» с тобой одним воздухом – это вообще класс! У нас много способных детей и это зажигает! Поэтому я не могу сказать, что учительство меня тяготит. В административной работе мне как творческой личности значительно сложнее.

Художник Людмила Озёрина

– Мы живём в удивительное время, когда открылись новые возможности обучения в любом возрасте. Интернет предлагает различные курсы и онлайн-уроки рисования в самых невероятных техниках. Вопрос: если взрослый человек загорелся научиться рисовать, с чего лучше начинать?

– Чтобы наработать художественные качества, которые будут цениться не только в семейном кругу и не только друзьями, а будут оценены по достоинству всегда и везде, я считаю, что даже взрослый человек должен начинать с самых простых вещей, с азов. То есть там, где довлеет техника, там искусство заканчивается. Техник сейчас огромное количество, вот например, совсем недавно услышала, что есть такая: лезвием и носком... Сначала я пришла в недоумение, и даже засмеялась... каким ещё носком?... Потом мне рассказали, что реально берёшь носок, в него – настоящее лезвие, водишь по краске и получаются, как говорят, интересные переливы, мерцание...

Благодаря быстрой технике, которая даёт ваууу-эффекты, разработчики курсов и мастер-классов способны привлечь большой спрос. Но... так делать легко... И тот же носок с краской можно дать обученному шимпанзе, и животное будет выполнять эти манипуляции не хуже...

Художнику надо правильно «поставить руку, поставить глаз» и воспитать вкус на классических образцах искусства. И только тогда получится достойный высокий результат.

Художник Людмила Озёрина

– Как художник, Вы перед собой сейчас ставите какие-то задачи?

– Как и в детстве, я не перестаю учиться, продолжаю постоянно совершенствоваться. Каждый раз принимаясь за новую работу я чему-то учусь. И для себя я понимаю, что я буду учиться всегда: у натуры, у опытных мастеров, у великих художников прошлого. Каждый раз, сталкиваясь с новой художественной задачей, я с неподдельным интересом ищу как это можно реализовать. Играющий тренер – это про меня. Ну и конечно моя задача, цель – нести красоту людям, делиться со зрителями цветами и оттенками души!

Художник Людмила Озёрина

– В марте у Вас будет персональная выставка. Расскажите о ней.

– Я отношусь к тому типу художников, которые много раз подумают: а надо ли мне это, прежде чем выставляться. Мне не близки скороспелые вернисажи. Я глубоко погружаюсь в процесс работы над каждой картиной. Моя первая персональная выставка состоялась в 2019 году, и лишь по прошествии нескольких лет у меня родилось желание затеять новую персональную выставку. Отношусь к этому решению серьёзно. Я активно участвую в групповых выставках СХР и ТХСР. В 2021 году я вступила в Ростовское региональное отделение Союза художников России. Для меня важно общение с коллегами, важно увидеть что-то новое, обсудить, вдохновиться...

3 марта 2023 года в Таганроге состоится открытие моей второй персональной выставки. Для меня это ответственно и волнительно, тем более что она пройдёт в стенах Таганрогского художественного музея, который по праву считается одним из лучших художественных музеев на юге России. Более сорока картин я планирую представить на выставке под общим названием «Гармония творчества». Приглашаю, друзья! Приходите!

– Спасибо, Людмила Юрьевна, за интервью. Очень интересно. А Вашу персональную выставку мы обязательно осветим отдельной публикацией.

Художник Людмила Озёрина

Беседу вела Галина Фомичёва, фото из архива Людмилы Озёриной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Написать нам письмо