ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956

31.10.2023Количество просмотров: 3472

 Комягина Антонина, экс бортпроводник Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА

 

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». Представляем ГЛАВУ 10: период 1952–1956.

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.

5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.

7. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону, как структуры ВВС РККА. 1940-1944. Материал Марии Братолюбовой.

8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.

9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/formirovanie-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-period-1948-1952

1952

1952 январь 01 – экономические условия времени – котировка денежной единицы: один доллар равен 4.0 рубля, один рубль равен 0,25 доллара. 
    
1952 июнь – поступил первый самолет типа Ан-2 на эксплуатацию в Ростовские авиаотряды, самолет Ан-2СХ, СССР-98304, 34-й Транспортный Авиационный Отряд (Ростов-на-Дону), эксплуатировался в период с 1952 июнь по 1957 август 29, завод-изготовитель завод Авиант (Киев), заводской номер 12347306, серийный номер 023-06, первый полет 1952, дата выпуска май 1952.

Всего в период с 1952 по 1962 в Ростовских авиаотрядах эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-2.

1952 август-октябрь – проведены испытания транспортного самолета Ил-14 конструкции С.В. Ильюшина, который в 1954 году вышел на авиалинии.

1952 сентябрь – образовано Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ Главного Управления ГВФ. Далее 27 июля 1964 образовано Северо-Кавказское ТУ ГВФ МГА СССР и 15 сентября 1964 образовано Северо-Кавказское УГА МГА СССР.

1952 сентябрь – в Ростове-на-Дону, на базе 34-го транспортного авиационного отряда был образован 77-й Авиационный транспортный отряд (АТО), а на базе 227-го Авиационного отряда специального применения (АОСП) создан 78-й АОСП из Местных Воздушных Линий (МВЛ) Северо-Кавказского территориального управления ГВФ.

1953

1953-1968 – период времени, когда писатель Аматуни Петроний Гай был летчиком-инструктором ДОСААФ, летал в качестве командира корабля в гражданской авиации в Ростовском авиаотряде. В здании Ростовского аэропорта располагался музей писателя. Летчик Петроний Гай провел в воздухе более 11000 часов, и налетал более 4 млн км. Начав Отечественную войну в кавалерийских частях, он после госпиталя был направлен в училище лётчиков-истребителей ВВС. По окончании его в 1944 г. был оставлен лётчиком-инструктором. Демобилизовавшись после войны из рядов Советской Армии, летал в Ростовском авиаотряде.

Петроний Гай Аматуни — летчик, советский писатель-фантаст, "ростовский Экзюпери".

Петроний Гай Аматуни – летчик, советский писатель-фантаст, "ростовский Экзюпери".

Петроний Гай родился 12 июля 1916 года в станице Великокняжеской области Войска Донского (ныне г. Пролетарск Ростовской области) в армянской семье древнего княжеского рода. Детство провел в Армении, юность − в Москве. С шестнадцати лет юноша Аматуни, влюбленный в авиацию, начинает трудовую жизнь − работает инструктором по авиамоделизму. В 1932 году он начал летать на планерах. С этого момента авиация становится частью его жизни, а позже − и литературного творчества. 

Первый рассказ Аматуни появился в центральной газете ВВС «Сталинский сокол». Первые литературные шаги связаны с темой авиации. Но знаменательно и другое: «Маленький лётчик Пирр» − сказочная повесть. То есть уже тогда определилась склонность будущего писателя к жанру сказки и научно-фантастической прозы. Все сюжеты Аматуни так или иначе связаны с авиацией. Он буквально «болел» небом. Потому его и называли «Ростовским Экзюпери». Да он таким и был − настоящим романтиком, мечтателем, верящим в прекрасное советское будущее.

1953-1959 − эксплуатация в Ростовском авиаотряде самолета тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л4985, с 1959 года бортовой номер СССР-54985, заводской номер 23443501, серийный номер 435-01, конструктор − Лисунов Борис Павлович, списан 1961 октябрь 10, Приказ № 458 – по отработке ресурса, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1952, в эксплуатации с 1952, 8 лет и один месяц.

Самолет Ли-2 СССР-Л4985

Самолет Ли-2 СССР-Л4985, в Ростове с 1953 года, с 1959 года бортовой номер СССР-54985, эксплуатировался в Ростовском авиаотряде. Документальное фото 1959 года. Самолет на котором летал командир воздушного судна (КВС)  Маханьков П.Ф. До 1953 года эксплуатировался в Болгарии, после с 1959 года – в Сталинграде. 

1953 май 15 (документальный факт) – экипажу транспортного самолета Ли-2, бортовой номер 4985, КВС (командир) Маханьков Прохор Федотович, второй пилот Верба, борт механик Палладий, борт радист Закутской, стюардесса (не заполнено), вручена «Стахановская путевка».

Стахановская путевкаСтахановская Путевка, 1953 май 15. Командир ВС Маханьков Прохор Федотович.
Внесена поправка в год начала эксплуатации самолета Ли-2 СССР-Л4985.

1953 октябрь – появляются и расширяются курсы повышения квалификации на По-2, Ан-2, Ли-2, Ил-14. Поступают тренажёры самолётов для тренировки экипажей в  учебно-тренировочный отряд №9 (УТО-9) Северо-Кавказского УГА МГА СССР. Все экзамены на 1-й класс пилота всего МГА СССР,  в то время, для типов Ан-2, Ми-1, Ми-2, Як-12, Ли-2 принимали только в УТО-9 (а/п Ростов-на-Дону).

1953 октябрь – майор в запасе Е.А. Никулина, Герой Советского Союза, пилот Ростовского аэропорта. После Ростовской партшколы (1948) окончила Ростовский государственный педагогический институт, далее работала в Ростовском горкоме партии – инструктором и заместителем заведующего организационного отдела, председателем партийной комиссии.

1953 – по заданию ГУГВФ, научно-исследовательский институт ГВФ наметил пути ускорения технического переоснащения ГВФ, сформулировал требования к создаваемым для гражданской авиации скоростным турбореактивным и турбовинтовым много-местным самолетам и двигателям к ним. Исходя из предполагаемого общего объема пассажирских и грузовых перевозок и их структуры, видов и объемов применения авиации в народном хозяйстве, были определены характеристики новых типов самолетов для дальних, средних и коротких расстояний, а также самолетов специального применения и для первичного обучения летного состава. Была сформулирована задача для авиастроителей на вторую половину 20-го века.

1954

1954 – для оценки качества выполнения рейсов на воздушных линиях устанавливается порядок учета регулярности полетов и вводится в действие «Инструкция по определению и учету регулярности полетов на воздушных линиях СССР». Данный порядок действовал около 40 лет. 

1954 ноябрь 30 – началась работа Ил-14 на линиях рейсом АФЛ-203 Внуково – Харьков – Ростов-на-Дону – Сухуми – Кутаиси – Тбилиси.

1954 – в Ростове и в Москве вышло несколько книг летчика писателя П. Лебеденко, обращенных к детям разных возрастов: повести «В дальнем лимане» (1954).

1954 – в издательстве ГВФ вышла книга «Обучение и воспитание курсантов. ГВФ», редакционное издательство Москва. Классика начальной подготовки летного состава.  

1954 – введена обязательная форма стюардесс ГВФ специально для тех, кто обслуживал международные рейсы. Первое время у стюардесс не было единой униформы, и они летали, как говорится, кто в чём. Единственным пожеланием было – тёмный низ, светлый верх. Первая советская единая форма для бортпроводниц имела тёмно-синий цвет. Недаром Владимир Семенович Высоцкий пел в своё время: «А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот».

 форме бортпроводник Антонина Комягина.
Форма бортпроводников Ростовского ОАО в 1982. Она практически не изменилась с 1954 года. В форме бортпроводник Антонина Комягина. 

1955

1955 – Бугурусланское летное училище ГВФ окончил лётчик ростовского авиаподразделения Дарымов Юрий Петрович, который в будущем построил систему образования и подготовки личного состава ГА. 

1955 – на базе партшколы политуправления ГВФ и Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ, в Ленинграде, постановлением Правительства СССР создано Высшее авиационное училище гражданского воздушного флота (ВАУ ГВФ), которое в 1971 году реорганизовано в ведущее учебное заведение отрасли в Ордена Ленина Академию гражданской авиации (ОЛАГА).

1955 январь 25 – вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией".

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956

1955 февраль 19 – приказом начальника Главного управления ГВФ (ГУГВФ) №18 от 19 февраля 1955, на базе аэропорта Ростов на Дону, образована авиаремонтная база АРБ №412, которая впоследствии реорганизована в Ростовский Завод Гражданской Авиации №412 (РЗГА), созданная для обеспечения  капитального ремонта и технического обслуживания гражданской авиатехники отечественного производства, в частности, самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 и авиадвигателей АИ-20 и АИ-24, PУ-19A-300.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956
Начало строительства на основе авиаремонтной базы АРБ №412  производственных сооружений Ростовского Завода Гражданской Авиации №412 (РЗГА).

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956

Ростовской Завод Гражданской Авиации №412 (РЗГА), капитальный ремонт самолета Ан-12, грузового самолета Ростовского ОАО. 

1955 март – принято решение о создании нового магистрального турбовинтового самолета, предназначенного для беспосадочных полетов на большие расстояния. За короткий срок были рассмотрены эскизный проект и макет самолета Ту-114, созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева, проведены заводские, государственные и эксплуатационные испытания.

1956

1956 – перед гражданским воздушным флотом были поставлены задачи «увеличить грузооборот в 2 раза и объем пассажирских перевозок в 3,3 раза. Внедрить в эксплуатацию на магистральных линиях скоростные многоместные турбореактивные и турбовинтовые пассажирские самолеты. Реконструировать основные аэропорты на магистральных воздушных линиях».

1956 январь 01 – экономические условия, котировка денежной единицы, рублей за доллар – 4.0, долларов за рубль – 0,2500.  

1956 – на производственных площадях Авиационного научно-технического комплекса им. О. К. Антонова в Киеве начали собирать первый турбовинтовой (реактивный) самолет Ан-10, который совершил первый свой полет 07 марта 1957 года. 22 июля 1959 года Ан-10 был принят в эксплуатацию. Всего было произведено 112 самолетов данного типа. В Ростовском авиаотряде и Ростовском Объединенном Авиаотряде с 1961 по 1973 год эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956

Дарымов Юрий Петрович, руководитель полетов.

1956-1958 – пилотом самолета По-2 в 3-й отдельной учебной эскадрильи, Ростов-на-Дону, после Бугурусланского летного училища ГВФ, далее вторым пилотом и командиром самолета Ли-2, руководителем полетов, работал Дарымов Юрий Петрович, в последующем Начальник Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации СССР (1977–1987). С его участием в ГВФ и ГА  создано 25 учебных заведений с общим годовым контингентом 90.000 человек – педагогов и учащихся, в т.ч. из 83 стран мира, имевших с своем составе более 100 докторов наук и 1000 кандидатов наук, парк воздушных судов более 1100 самолетов и вертолетов, которые в год выполняли около 1 млн. 200 тыс. полётов по подготовке летного состава ГРФ.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956


ПРОЛОГ РЕАКТИВНОЙ ЭРЫ

1956 сентябрь 15 – открыта новая эра в истории гражданской авиации. Первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104 совершил первый рейс из Москвы в Иркутск, а 12 октября 1956 года он уже вышел на международную воз­душную трассу Москва – Прага. Вслед за ТУ-104 на авиалиниях появились лайнеры нового поколения ИЛ-18 и ТУ-114. Вскоре парк машин гражданской авиации СССР пополнился самолетами ТУ-124 и АН-24, вертолетами МИ-1, МИ-4, МИ-6. В 1963 году состоялся первый полет самолета Ту-134, а в 1968 году – самолета Ту-154.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Написать нам письмо