Виталий Овсий и Ирина Темирханян: О том, как появился «Лидер 21 века», как организовать масштабный проект и для чего нужны в коллективе конфликты...

07.02.2018Количество просмотров: 668

Школа Лидер 21 века.  Виталий Овсий и Ирина Темирханян

Школа студенческого самоуправления «Лидер 21 века» пройдёт в Ростове-на-Дону с 8 по 11 февраля. О том, как появился «Лидер 21 века», как организовать масштабный проект и для чего нужны в коллективе конфликты, мы узнали у организаторов школы Виталия Овсия и Ирины Темирханян.

- Расскажите для начала, как вы вообще стали организаторами?

Виталий: Я попал в Донской Союз Молодёжи через проект Российская студенческая весна. Я был участником, а один мой старший товарищ занимался организацией областного фестиваля – и предложил мне занять его место, поскольку сам уходил из проекта. Я подумал: почему бы и нет? Прошёл собеседование, меня взяли. К тому моменту, как начался Лидер, наш главный проект, я уже успел хорошо проявить себя. Поначалу просто помогал, затем брал на себя всё большую ответственность, и сейчас я директор.
Ирина: Как я стала организатором? Сама не знаю. Не могу ответить на этот вопрос, потому что я реально не знаю. И как я вообще оказалась в этой организации, тоже (смеётся). Несколько лет назад я впервые появилась в одном из проектов ДСМ, а после этого меня позвали участвовать в одной из летних смен Лидера… А сегодня я программный директор этой школы. Вообще, я тренер. Тренер личностного роста. Поэтому я в этом году занимаюсь сугубо программой: наполнением, вёрсткой, расписанием. Я ответственна за то, какой результат будет у участников на выходе из нашей школы.

- Как эта школа появилась?

Виталий: Она появилась как необходимость ввиду отсутствия аналогов. В 90-е годы, например, существовал лагерь для студентов «Лидер Дона», и когда в 2000-м году он прекратил свою работу, ДСМ и Содружество детей и молодёжи Дона приняли решение провести лагерь для студентов под названием «Лидер 21 века». Педагогический отряд в тот раз был даже не из Ростова, он был полностью из другого региона. Потом уже наши ростовские ребята учились, и в 2002 или 2003 году организатором стал Ростовский областной педагогический отряд «Юга». С 2000-го года в нашу школу приезжают участники со всей России.

- Чему учат в школе «Лидер 21 века»?

Виталий: Основная тема сейчас – студенческое самоуправление во всех его проявлениях. Это основы, нормативно-правовая база, защита прав студентов. Мы даём представление о том, как должен функционировать студенческий совет, а где-то мы уходим в направление студенческих клубов. Например, творческие клубы, студенческие СМИ, добровольческие клубы, спортивные клубы, международные, патриотические. Вот летом у нас охвачены все направления деятельности студенческих советов. Зимой их поменьше, зимой мы берём в основном самые актуальные. На этом «Лидере», например, у нас будет направление по студенческому самоуправлению в целом и одно ключевое – студенческое наставничество. Это сейчас актуально, мы его начали развивать в своё время просто на голом месте, а сейчас даже президент и премьер-министр говорят о том, что система наставничества нам нужна.

- Какие цели ставит перед собой школа?

Виталий: Мы исходим из того, что у нас есть определённое количество студентов, мы имеем представление об их знаниях и делаем программу с конкретной целью: получить определённый результат, а после окончания школы следим, как участники этот результат могут применить у себя в организации. Становятся ли они руководителями, приезжают ли на следующий год с новыми проектами. Мы учим конкретному, не какому-то набору общих вещей. Это не просто общение с экспертом. Если к нам приезжает какой-то тренер, то у него есть конкретная задача: научить людей тем или иным вещам.
Ирина: Наша цель – дать знания. Поэтому тренеров мы отбираем по всей России, смотрим на их профессиональный уровень, решаем, подходят они нам или нет, смогут ли они научить людей тому, что нужно.

- А участников как отбирают?

Виталий: Чтобы попасть в школу, нужно заполнить заявку, в которой присутствуют несколько вопросов о том, какой у вас уже есть опыт, состоите ли вы сейчас в органах студенческого самоуправления каких-либо, какие дела реализовали, какие проекты воплотили в жизнь, какие до этого школы посещали такие же. И самое главное – вопрос, зачем они едут. Благодаря ответам на эти вопросы мы можем понять, нужна ли наша школа этому человеку или нет. Если до этого вы не принимали никакого участия в деятельности органов самоуправления, то вы здесь, скорее всего, ничего не поймете, потому что нужно немножко повариться сначала в этом.
Ирина: Для того, чтобы организовать один-два проекта у себя в вузе, в принципе, никаких сверхзнаний не нужно. Мы даём уже на эти незначительные навыки новые знания. Люди к нам приезжают с опытом – мы этот опыт прокачиваем. То есть, даём то, чего им не хватает, чтобы делать мероприятия лучше. Но наш основной критерий – чтобы люди уже умели что-то делать.

- Сколько участников ожидается в эту смену?

Виталий: 200 человек – это максимум на наших мероприятиях. Мы нацелены на результат, при большем количестве человек получить его будет труднее.
Ирина: Нам важно качество, а не количество. Чем больше участников, тем больше это форум, а не школа, это уже встречи с экспертами, а не тренинги.

- Сколько человек занимается организацией «Лидера»?

Ирина: В оргкомитете 22 человека, и у каждого своя роль. Кто-то начинает работать за 3-4 месяца до открытия школы. Всё как в любой организации.  Но половина организаторов – ребята из других регионов, из других советов, которые организуют подобные школы.
Виталий: Интересно, что люди, которые этим занимаются, это непрофессионалы. Это студенты второго-третьего курса, которые нигде до этого не работали, но при этом справляются со своими задачами отлично.

Школа Лидер 21 века.  Виталий Овсий

- Многие преподаватели, кстати, утверждают, что студенческое самоуправление отвлекает студентов от учебы. Что вы по этому поводу думаете?

Виталий: Сейчас отвечу как аспирант-социолог. Я уже пять лет занимаюсь всей этой движухой, и, заметьте, я – аспирант. По итогам Всероссийской студвесны, в которой приняли участие 85 субъектов РФ, проводилось социологическое исследование. И на основании опросов, 90 процентов участников – а это порядка трёх тысяч человек – учатся на «хорошо» и «отлично». Это лучшие, это те, кто действительно занимается творчеством. Бездельники, которые участвуют в студенческом самоуправлении или в студвесне, чтобы пары прогулять, они и участия должного не принимают, и учиться не учатся. А глядя именно на таких людей, преподаватели делают выводы. Но цифры показывают, что лучшие – лучшие во всём.
Ирина: В своё время, когда я была студенткой, я училась на двух специальностях, занималась студенческим самоуправлением, была заместителем председателя профсоюзной организации вузовской, и ещё возглавляла студенческий совет общежития. Училась в двух вузах, работала и занималась спортом. И это не помешало мне учиться на «хорошо» и «отлично», а иногда и на «отлично» вообще. Чем больше обязанностей мы на себя берём, тем более ответственно мы подходим к своей жизни. А то, что студенческое самоуправление даёт людям шанс быстрее получить какие-то навыки, – это факт доказанный.

- Подтверждаете ли вы как-то прохождение школы? Может ли это помочь как-то при устройстве, например, на работу?

Ирина: Конечно, мы подтверждаем сертификатом, что участники прошли обучение. Если рассматривать меня как работодателя, я, например, выбираю людей, которые занимали активную жизненную позицию в студенчестве, и, если они мне ещё доказывают, что были там-то и там-то, приносят сертификат о прохождении чего-либо, я решаю, конкурентоспособен ли этот человек. Смотрю, например – о, это был «Лидер 21 века» 17-го года, это был хороший проект, я решаю, что, действительно, человек конкурентоспособен в данной ситуации.


- Какие проблемы возникают во время работы?

Ирина: Не скажу, что возникают проблемы, скорее сложности. И вот самое сложное в том, чтобы я осознала, что без меня этот проект невозможен. И так с любым членом оргкомитета. В момент, когда человек понимает, что без него проект не состоится, всё становится шикарно. Но в целом, я очень довольна тем оргкомитетом, который существует у нас в последние смены.
Виталий: Возникала проблема в 2014 году, когда ребята не хотели к нам ехать со всей России на летний Лидер, потому что через 100 км на границе была война. Мы не чувствовали этого, будучи близко, но многих ребят не отпускали родители. В остальном же, не бывает по сути крупных проблем. Нас поддерживают органы власти, всегда помогают, нас поддерживают университеты, ректоры, студенческие советы. Проблемы возникают мелкие: нехватка чего-то, что-то не успеваем, когда люди не успевают влиться в проект, конфликты какие-то иногда бывают.

- И часто возникают конфликты?

Виталий: Каждый день!
Ирина: Всегда. Но это хорошо! Потому что конфликт, конструктивный конфликт есть движение вперёд. К деятельности.

- Какие перспективы у «Лидера 21 века»?

Виталий: Мы планируем расширяться до всеобъемлющих масштабов, если можно так сказать. «Лидер 21 века» всегда шел не в ногу со временем: он это время опережал. По факту, он был одним из первых школ студенческого самоуправления. Сейчас у нас в планах сделать то, чего пока еще нет в студенческом самоуправлении: организовать онлайн-школу. Перенести часть работы, которую мы делаем со студентами здесь, на месте, в интернет, в формат видео-обучения, текстов, презентаций. Это сейчас набирает обороты и становится популярным – в основном в сфере бизнеса в сфере личностного роста и в сфере компьютерных технологий. В сфере самоуправления пока такого не было, а мы уже сейчас записываем пробную версию урока по фандрайзингу (это привлечение денежных средств), вот Ирина его готовит. Мы также собираемся привлекать лучших специалистов из разных регионов. Это совсем другой масштаб ситуации. Многим вузам и колледжам сложно не то что приехать в Ростов, а сложно хотя бы в районный центр приехать, как нашим техникумам, которые находятся где-то в области, – но у всех есть интернет. Мы хотим получить как можно больший охват.

- Что получаете от работы в «Лидере 21 века» вы? Что это для вас значит?

Виталий: Для меня сейчас это моя жизнь, моя единственная работа, моё дело. Я понимаю, что приношу пользу. Не только участникам, не только тем, кто со мной работает, но и самому себе. Я развиваюсь. У меня сейчас есть возможность не просто сидеть на работе, выполняя какой-то определённый функционал и получая за это определённое количество денег. У меня есть возможность делать такие вещи как онлайн-курсы – просто потому, что я это придумал и у меня есть возможность. Особенность такой работы в том, что нет запретных тем, ничего невозможного. Всё можно попробовать. Это моё дело, которое даёт мне возможность развиваться.
Ирина: Для меня это всё не бизнес, не инструмент для заработка денег. Для меня Лидер – это нечто другое. У меня есть миссия в жизни, я определилась с тем, чего я хочу, и одним из пунктов является нести в массы знания, нести в массы свет. И Лидер помогает мне это делать. Лидер – это про развитие моего государства, это про изменение в отношениях людей. Он про то, что я могу сделать для собственной страны. Это про любовь к своему отечеству. Сегодня общественная деятельность является, на мой взгляд, единственной вещью, которая может помочь моему государству избавиться от тех проблем, которые сейчас в нём существуют. Для меня это не просто работа, это мой маленький вклад в наше общее будущее.

Школа Лидер 21 века.  Ирина Темирханян

Влада Гоголадзе, специально для "Ростовчанки".

 

 


Оставить комментарий






Написать нам письмо




Новое на сайте